Главная>Новости>Аналитика>Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №30

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №30

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №30
20.10.2011

Всем радоваться.

У нас сегодня юбилей. Круглая статья.

С одной стороны приятно, но с другой немного печально. Не так много статей осталось до завершения данной рубрики и подведения итогов всему исследованию.

 

Евангельским христианам и баптистам хорошо понятно, что такое крещение. Этому много учат на собраниях, готовят перед исполнением этой заповеди, проводя через ученичество, и даже порой испытывают допросом перед церковью.
 
Много внимания уделяется этому процессу.
 
Зачем, скажете вы, рыться в элементарном и так хорошо освященном вопросе? Я не могу пройти его стороной, т.к. в заявленной теме и он занимает свое место. Крещение, как обряд заповеданный Господом, является частью богословской дисциплины литургики, о которой мы и размышляем на примере литургически традиционной евангельской церкви.
 
Начнем.
 
Заповедь крещения
 
Немного повторимся.
Плавающее богословие, как рядовых членов, так и лидерского состава неизбежно ведет к профанации «таинства» или, по меньшей мере, к несогласованности вероучения и практики внутри отдельной конфессии и, тем более среди всех евангельских верующих.
По конфессиональному названию «баптисты» или «евангельские» мы хорошо ориентируемся в смыслах и методах крещения (1Пет.3:21), поэтому, за неимением возможности скрупулёзного анализа, сосредоточим свое внимание не на теоретическом анализе, а на видимой практике. Лишь не большое внимание уделим теории.
 
И эта вода символизирует крещение, которое сейчас спасает и вас. Крещение - это не смывание грязи с тела, это призыв к Богу о доброй совести через воскресение Иисуса Христа – (1Пет.3:21, современный перевод IBS).
 
В переводе Радостной вести РБО, в комментарии на 21 стих написано: «обещание, данное чистой совестью Богу - возможны другие переводы: "обещание чистой совести Богу" и "просьба к Богу о чистой совести"». В подстрочнике греческо-русского Нового Завета (LCB) так же стоит значение «Настоятельное прошение» у Бога доброй совести.
 
О как!
 
Оказывается крещение не только обещание служить доброй совестью, но и ниспрашение оной у Бога. Договор двух сторон со взаимными обязательствами подписывается в момент символической смерти для прошлой греховной системы ценностей в водной стихии. И с момента символического возрождения нового человека, выходящего из водяной могилы, договор считается подписанным.
Теперь человек, со своей стороны, стремиться расти в духовной жизни, удаляясь от грехов своих и посвящаясь, все больше, на служение Господу. А Бог, со своей стороны, дарует сил на это и покрывает ошибки и несовершенства первого лица своей благодатью.
Договор сей действует до момента смерти первого лица и является одним из гарантов спасения человека.
Наш Господь великий юрист, не правда ли?
Ни смерть, ни ад не подкопаются к этому договору. Цена этого договора – жизнь Иисуса Христа. Слава Богу!
На основании вышесказанного евангельские верующие отвергают любой акт крещения человека, не понимающего что он делает, не сознательного крещения.
До крещения всегда идет осознание своей греховности, покаяние, решение служить Богу. Мы отрицаем мистику обряда в отрыве от решения самого человека, т.к. это уже не договор двух сторон, не библейское учение, а скорее обряд человеческий и традиция.
Но от теории прейдем к более практическим моментам. Постараемся честно посмотреть на практику литургически традиционных евангельской и баптистской церквей.
При молитве благословения, перед крещением, место нахождения служителей, часто, прямо напротив воды, а не на против крещаемых, а ладони рук подняты не вверх, а над водой. Интересен этот факт тем, что мы просим благословения на богослужение, а не освещаем воду по православному обычаю.
Хотя у евангельских верующих принято весьма строгое отношение к освящению воды, но здесь ситуация прямо противоположная.
Это связано с неосознанным православным менталитетом и делается не умышленно и не обдуманно.
 
Дорогие мои братья перестаньте освящать воду перед обрядом крещения.
 
Это просто не имеет смысла. Вода – это просто стихия.
 
Все таинство происходит внутри духа человеческого, в котором завет и заключается. Остальное – это всего лишь символы, которые на душевном, психологическом, созерцательном и чувственном уровне помогают нам пережить особую встречу с Богом в определенных обстоятельствах.
Делайте упор на молитвенном состоянии и переживании заключения договора внутри духа, ведь это и есть основной смысл крещения. Не мистифицируйте место крещения, речку, воду, одежду, свою роль в этом, особую молитву. Мистика может происходить только в духе человеческом, на это и обращайте внимание.
 
Допрос перед церковью и испытание временем до трех лет – это хорошая практика времен СССР. Благодаря ей пытались минимизировать проникновения работников НКВД и КГБ в ряды церкви. Но, этим нельзя оправдывать современную практику. Зачем допрашивать человека перед крещением?
Есть обучение, оценка адекватности наставником, а все остальное - это не библейский подход. Кто имеет право препятствовать исполнению заповеди Божьей?
Ни какое членское собрание, братский совет и даже пастор не имеет право запрещать человеку совершать осознанное крещение в благодать Божью.
Если наставник видит, что человек оставляя греховный образ жизни, сознательно идет на «подписание договора», то этого достаточно. Я сам прошёл через два года ожидания крещения, так что понимаю что говорю.
Меня первый раз не допустило членское собрание до крещения, потому что я отвечая на прямой вопрос честно признался в своих первоначальных мотивах прихода в церковь.
Одного моего друга не допускали до крещения в течении четырех лет (три раза) потому, что он пришел от «свидетелей сторожевой башни». Он не выдержал такого издевательства и вечного недоверия и просто отчаявшись ушел в мир.
Я очень переживаю по этому поводу, т.к. он был очень искренний, горящий и посвященный верующий.
 
Родные мои во Христе, пересмотрите пожалуйста практику «отчитки» перед членским собранием.
 
Это Божье постановление, а не просто ступенька перед членством в религиозной организации. Не берите на себя то, что Господь вам не давал.
Крещение раз в год и только в речке – это результат махрового фундаментализма, а местами фанатизма по своей традиции. Бассейн или баптистерий ни чуть не хуже реки или моря, особенно в холодной России. Можно крестить хоть каждый день, если есть посвященные люди, с которыми хорошо поработал наставник.
При крещении отклонением назад, по традиции, люди частично теряют переживание крещения и молитвенного поклонения Богу, а думают, как бы не захлебнуться, при этом затыкая нос руками, а позже в неестественной позе стремятся быстрее вернуться в вертикальное положение (наблюдение и личный опыт автора).
Соответственно, пересмотр традиции – это уход от формализма, обрядности и просто предоставление верующему пережить особые секунды в поклонении Богу, которые больше ни когда не повторяться в связи с крещением. Во избежание отвлечения мыслей верующего на инстинкты самосохранения, можно крестить «приседанием», что не противоречит ни каким догматическим правилам евангельской и баптистской церквей.
 
Медицинский халат крещаемого, до сих пор во многих местах одеваемый по традиции, это явный антиевангелизационный элемент.
 
Крещаемая девушка, если не задумывается о прозрачности намокшего бело-прозрачного халатика, то попадает в неловкое положение, а если задумывается, видя пред идущее крещение, то частично теряет переживание крещения, а думает, как бы не забыть, выходя из воды, во всех местах отдернуть «прозрачный халатик»; тоже касается и мужчин.
Санитарные халаты братьев, не везде, но все еще «работают».
 
Очень вас прошу, давайте прекратим уже парады мед братьев и доярок.
 
Логично было бы пошить красивые и современные накидки или крестить так, как первая церковь – в чем пришел … Не стоит отнимать переживания особого момента в угоду своей традиции.
Пляж, как место крещения это не плохо, но когда не верующие люди в жару видят на нем христиан в длинных черных юбках, платках, рубашках с длинным рукавом, галстуках и т.д. то они не всегда адекватно воспринимают происходящее. Когда они понимают что и купаться, находясь рядом с водой, при температуре 45 градусов в тени, никто не собирается, то попытка понять «странных сектантов» дается им еще тяжелее.
А страдальческая тематика песен на непонятном языке и с непонятной устаревшей музыкой перечеркивает все надежды на евангелизацию. Верующие люди пришедшие на крещение новых христиан устают на сильной жаре и, не имея возможности искупаться, идут или едут в церковь, где им предстоит еще «выдержать» праздничное богослужение на три часа.
Праздник не подразумевает в себе сплошные наставления, которые в изобилии уже сделаны во время подготовки к крещению. Нет элемента новизны, импровизации.
Слишком мало зрительных, тактильных и эмоциональных ассоциаций с праздником, богослужебное пространство играет не значительную роль и поэтому не изменяется. Служение продолжается небольшим обедом, куда приглашаются только крещёные и старшие служители, а так же их общей фотографией. У людей нет продолжения официальной части. Нет последующего праздника всей церкви с угощением, играми и всеобщим веселеем.
 
Крещение с праздничным отдыхом на берегу, неформальным богослужением и той радостью, которую способны понять как верующие так и неверующие был бы очень уместен.
 
Праздник с угощением играми, купанием, конкурсами, шутками, подарками, радостным «причастием» - это особый день в жизни крещаемых, который они должны запомнить на всю жизнь, а так же особый день в жизни церкви. Тело Христово пополнилось спасенными!
Все это обеспечило бы улучшение единства церкви, евангелизацию и просто подарили бы чувство новизны радости, так необходимые в традиционной общине.
Часто евангельские верующие и баптисты заявляют что их крещение это не традиция или обряд как например в католической или православной церкви.
Но, по факту, вы можете сейчас и сами оценить, за что держится литургически традиционная церковь.
 
Церковь жертвует еванелизационным аспектом, радостью события, переживанием процесса крещаемым, а потом говорит, что их традиция – это правильная традиция.
 
Простоты всем нам во Христе!
 
Обязательно будьте благословенны крещенные в благодать Божью, а не в традицию. А теперь прошу вас, в форум иже.

Дмитрий Узенцев, специально для  www.protestant.ru

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Статьи из этой серии
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №32
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №29
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №28
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №27
 Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №26
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №25
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №24
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №22
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №21
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №20
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №19
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №18
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №17
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №16
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №15
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №14
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №13
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №12
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №11
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №10
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №9
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви)  №8
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №7
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №6
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №5
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №4
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №3
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №2
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №1
Похожие статьи
Возможны ли изменения в богослужении?
Готовы ли мы, взять и поменять все в нашем богослужении? Абсолютно всё … Что за вопрос, скажете вы. Зачем все эти перемены, революции? Всё идёт, как идёт. Всё проверено годами, отточено и так привычно....
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Привет вам. Как то грустно мне писать эту статью. Ведь она последняя в нашей рубрике. Да и что еще сказать, когда все уже, вроде бы, сказано? Постараемся в этой статье сделать общий вывод всей рубрике «Кризис...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Что такое мир между церквами и зачем он нужен вообще? Странный вопрос, скажете вы. Но, к сожалению, на практике все на столько сложно и печально, что иногда у меня возникает вопрос: как может евангельская...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Привет всем мыслящим в Господе и имеющим ум Христов. Независимым мышлением, имеющим в фундаменте своем учение Иисуса Христа без всевозможных человеческих примесей, могут стремиться мыслить только, по настоящему, зависимые...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Радости вам! Счастья вам! Праздника вам в Господе! Праздник! Что это за слово такое? Каково его значение? Разве можно в церкви устраивать праздники? Это ж все мирское, душевное … или нет? Можно ли в...
Как стать христианином – Христиане.ру