Главная>Новости>Церковь>«Феномен Российского протестантизма» - 2020

«Феномен Российского протестантизма» - 2020

«Феномен Российского протестантизма» - 2020
VIII Научно-историческая конференция
23.09.2020
VIII открытая научно – историческая конференция «Феномен Российского протестантизма» прошла с 11-го по 13-е сентября 2020 г. в Великом Новгороде в церкви «Храм Христа».

Основная тема конференции этого года – «К 100-летию совместного съезда баптистов и евангельских христиан».

Конечно, освещение общественной значимости и актуальных тенденций развития Российского протестантизма являлись основными моментами конференции. Вел эту благословенную встречу ее организатор и вдохновитель Анатолий Иванович Корабель, епископ церквей ЕХБ Новгородской области, магистр богословия, историк. Участники конференции – представители разных конфессий (историки, богословы, архивариусы,  служители церквей, журналисты) прибыли из Санкт-Петербурга, Москвы, городов Новгородской области, включая и Великий Новгород.

«Феномен Российского протестантизма» - 2020

В воскресный день 13-го сентября прошло торжественное богослужение, посвященное празднику Жатвы. На богослужении присутствовали служители многих церквей и групп Новгородчины. Служители церквей делились Словом Божием, прославляли Господа хор, музыкальные группы, духовой оркестр.

Благословенную конференцию приветствовал ее постоянный участник экс-председатель РС ЕХБ Юрий Кириллович Сипко. На открытии конференции был зачитан Поздравительный адрес от председателя Российского Союза евангельских христиан-баптистов Петра Вальтеровича Мицкевича на имя Анатолия Ивановича Корабель и участников VIII научно-исторической конференции.

Ведущий конференции епископ Анатолий Иванович в своем выступлении, раскрывая основную тему, отметил актуальность и важность темы единства христиан сегодня, ведь это призыв Самого Христа ко всем христианам и Его молитва об этом (Иоан. 17). На протяжении существования христианства верующие стремились к единству. В июне 1920 г. состоялся совместный Съезд баптистов и евангельских христиан в Москве. До этого в январе этого же года в Санкт-Петербурге состоялась встреча делегатов – 5 человек от Прохановского Евангельского Союза и 5 человек от Союза баптистов. На этой встрече договорились провести объединенный Съезд, начали выпускать совместный бюллетень с интересной эмблемой из книги пророка Захарии 11: 7: «И возьму Себе два жезла, и назову один – благоволением, другой – узами, и ими буду пасти овец».

«Феномен Российского протестантизма» - 2020

К сожалению, цель съезда не была достигнута. Об этом написано в «Истории евангельских христиан-баптистов СССР»: «Однако, когда руководящие братья перешли к организационной стороне слияния союзов, обнаружились серьезные разногласия во мнениях, приведшие к печальным последствиям. Трудность заключалась не в наименовании, а в том кому возглавить объединенный Союз и где будет проходить Совет Союза». Но дело дальше не пошло, потому что одни хотели коллегиальное правление, другие индивидуальное под председательством Проханова. Как отмечает Анатолий Иванович: «Может быть это печально, но, тем не менее, мы взяли эту дату, потому что это вообще знаменательное событие. Об единстве говорил и молился Христос (Иоан. 17). Я считаю, что это очень актуальный вопрос и в Писании мы читаем: «Хорошо быть братьям вместе». Но человеческий фактор сыграл свою роль, и объединение союзов не состоялось тогда, а состоялось намного позже. А ведь единство - это идея Христа. Сама церковь осуществляет эту идею. Она была создана для того, чтобы собрать всех вместе. Церковь – это собрание, то есть совокупность людей для духовного общения в этом случае. Нужно всегда стремиться к единству. Имея положительный и отрицательный опыт в этом вопросе, будем надеяться, что придет день, когда наши верующие будут стремиться к тому, чтобы быть вместе».

Первый день конференции закончился уникальным духовным вечером в историческом месте Великого Новгорода – Доме Бутузовой. В конце девятнадцатого века его приобрела новгородская мещанка Пелагея Бутузова. А в 1918 году там проходили  религиозные собрания, где собирались для поклонения Господу евангельские верующие. Побывали там и наши известные евангельские лидеры. Проводить богослужения и общение верующих в тот тяжелый 1918 г. – это было на уровне духовного подвига веры.

А в этот вечер 11 октября 2020 г. участники конференции внимали через выступление Анатолия Ивановича историю наших братьев и сестер того далекого опасного  времени в годы Гражданской войны. На вечере прозвучали стихи христианской поэтессы того периода Елизаветы Ламберт – Кутейниковой (Донская) и песнопения на ее стихи. Слово ободрения передал присутствующим пастор Юрий Кириллович Сипко.

Научно-историческая конференция этого года как всегда являлась хорошей площадкой, как отмечают его участники, для духовного образования  и духовного развития личности как через историю евангельских христиан, так и через представленные богословские исследования известных в свое время представителей протестантов и других конфессий.
Доклады касались истории российского евангельского движения, жизни известных личностей, которые внесли весомый вклад в созидание и духовное просвещение общества.

«Феномен Российского протестантизма» - 2020

После каждого доклада были дискуссии и обсуждения услышанного.

Татьяна Кирилловна Никольская, кандидат исторических наук, член Союза писателей России, доцент Санкт-Петербургского христианского университета представила доклад на тему «Продукт пропаганды или первый советский триллер: фильм «Тучи над Борском» в контексте эпохи».

Хотя этот фильм вышел в далеком 1961 г., но его негативный посыл в адрес евангельских верующих до сих пор находит отклик в обществе.

Как говорит сама Татьяна Кирилловна о причине, почему она взяла эту тему: «Это фильм, вышедший на экраны в 1961г., посвящен русским протестантам. Они там показаны в виде таких коварных и зловредных сектантов, чья подлая сущность становится понятной зрителям не сразу. Фильм снят талантливо, но тем он, пожалуй, и страшен. Он до сих пор производит впечатление. На мой взгляд, авторов сценария С. Лунгина и И. Нусинова ознакомили с какими-то следственными материалами, которые готовились против московских пятидесятников. Сюжет фильма перекликается с обвинениями, прозвучавшими на судебном процессе. В частности, проповедник Иван Федотов был тогда обвинен в том, что он якобы подстрекал женщину к жертвоприношению ребенка (впоследствии И.П. Федотов был реабилитирован). И подобный страшный эпизод, где «сектанты» пытаются принести в жертву юную девушку, был показан в фильме. Картина проходила в кинопрокате параллельно с тем судебным процессом против московских пятидесятников весной 1961 г. Он очень широко освещался в прессе, снимался на киноплёнку. Мне кажется, задачей властей было объединить эти два момента — художественный фильм и судебный процесс в одну картину, чтобы у людей сложилось впечатление: это не просто какая-то фантазия, ужастик (хотя некоторые сцены в фильме сняты страшно), а реальная действительность. И, значит, реальным верующим не надо сочувствовать, они — преступники и заслужили уголовного наказания.

Этот фильм до сих пор смотрят, и он до сих пор производит впечатление. Его можно назвать образцом антирелигиозного фильма за всю советскую эпоху. Это единственный художественный фильм, где верующих обвиняют в ритуальном убийстве. Ни один киносценарист, кинорежиссер ни в одном другом художественном фильме не выдвинул против верующих такого страшного обвинения. У меня впечатление, что многие наши российские люди до сих пор судят о протестантах по этой картине. В каком-то смысле тут пошел эффект домино. Фильм стал толчком для создания других книжек, статей, а то и просто слухов, сплетен о протестантах. В результате был создан негативный образ протестантов, которому многие люди верят люди до сих пор. У нас пока слабо изучена сила пропаганды, в какой степени она способна воздействовать на человека, на его мозг, знания, веру в Бога. Сколько людей такие представления отвратили от веры в Бога! Кроме того, мне хотелось этим докладом, потом статьей, привлечь внимание протестантов России к проблеме отсутствия талантливых и объективных фильмов о протестантском сообществе. Хотя попытки создания таких фильмов предпринимаются, они пока успехов не имеют. Дело не в том, что в протестантском сообществе нет талантов, но нет стратегии развития христианского искусства, нет людей, кто бы этим серьезно занялся. Нет и материальной поддержки таких проектов. Нужно обращать на это внимание»

Интересен и познавателен был доклад «Пашковцы и православие» Владимира Андреевича Степанова, историка-архивиста, где он показал, что заставило Пашкова и его последователей - православных по рождению - выйти из православия. Как отмечает Владимир Андреевич о цели своего доклада: «Мне было важно показать с помощью архивных документов, что выход из православия Пашкова и его последователей произошел, потому что у пашковцев не получилось обновить православие. Они хотели сначала через эту евангельскую струю духовного пробуждения привнести и оживить православную церковь, но священники к этому были не готовы, не согласились и начали гонения на пашковцев».

Далее он представил свою большую книгу «Россия в огне пятидесятницы», над которой работал пять лет. Задача этой книги, по его словам, рассказать, когда впервые в Россию пришло пятидесятничество. История в книге доходит до 1929 г. По словам Степанова: «За модель была взята книга Деяния Апостолов, как Книга, которая показывает действия Святого Духа и живые истории распространения как раннего христианства, а здесь в моей книге – раннего пятидесятничества в Россию»

Ольга Николаевна Соколова, филолог, магистр теологии представила интересный и глубокий доклад «Нил Сорский: критический метод исследования Священного Писания» о выдающемся православном богослове из далекого времени Ниле Сорском и его духовном анализе Священного Писания. Ольга Николаевна говорит о своем докладе: «Тема моего доклада пришла ко мне совершенно случайно. Я искала материалы по богословию катаров, и вдруг наткнулась на материал о Ниле Сорском и на его критический метод исследования Священного Писания. Обычно Нил представляется у нас как отец нестяжательства, автор Устава скитской жизни. Неожиданно я увидела его письма своим ученикам, где он указывает буквально пять принципов исследования Писания и указывает именно на критический метод. Меня это сильно вдохновило, и я решила донести это до нашей конференции»

«Феномен Российского протестантизма» - 2020

Актуальная тема для нынешнего времени «Современная Церковь в России в век IT технологий и интернета» была представлена Павлом Юрьевичем Цветковым, священником лютеранской церкви Ингрии, магистром теологии, дьяконом Церкви Св. Елизаветы (г. Кронштадт и Церкви Св. Иоанна г. Ломоносов). Он говорил о важном духовно-нравственном влиянии СМИ на людей, о важном участии в процессе развития христианских СМИ, включая и просторы интернета и о роли в этом, ответственных священнослужителей церквей. Павел Цветков и его супруга были первый раз на конференции. Для них это было особым благословением.

Молодой историк из Санкт-Петербурга Филипп Николаевич Никитин вдохновлено представил свой исследовательский  доклад: «Историческая память и современное евангельское сообщество: на примере В. А. Пашкова».

На конференции также прозвучали  доклады:

Олег Григорьевич Шаламов, пастор церкви (г. Томск), аспирант СПЕБА, магистр теологии), «Власть в Библии: сакральная и профанная» (Дмитрий Георгиевич Добыкин, доцент кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат богословия).

Зоя Алексеевна Бардина, корреспондент Российского Союза ЕХБ, говорила о важности духовного просвещения через христианские СМИ, отметив духовно-просветительскую миссию для россиян журнала РСЕХБ «Христианское слово», которому недавно исполнилось 30-лет. В честь этого юбилея был выпущен специальный выпуск журнала «Христианское слово», где освещается как история наших христианских евангельских СМИ, так основные моменты развития и влияния СМИ на общество. Юбилейный номер журнала был представлен на конференции.

 

Своими впечатлениями и пожеланиями поделились организаторы и некоторые участники конференции

Анатолий Иванович Корабель, епископ церквей ЕХБ Новгородской области, магистр богословия, историк.

Слава Богу, что конференция состоялась, и на ней был поднят вопрос о единстве, к которому нужно всегда стремиться. Имея и положительный и отрицательный опыт в этом вопросе, будем надеяться, что придет день, когда наши верующие будут вместе.

Некоторые докладчики не приехали, потому что пандемия тоже сыграла свою роль, но думаю, что все прошло хорошо. Прозвучали очень интересные доклады.

Мы приветствуем доклады любого направления. Хотя конференция и называется «научно-историческая», но мы приветствуем доклады и на богословские темы. Если говорить о богословии, то оно как бы стирает эти межденоминационные рамки и различия. История – это факты, а богословие – это объяснение каких-то обязательных доктрин, которые во многом общие, начиная с собора 325 года, и мы никуда не денемся от этого. Разве будет кто-то отвергать Троицу, потому что это лютеране или православные, или католики?! Есть какие-то точки соприкосновения, которые не могут разделять людей.

- Кто может участвовать в вашей конференции?

Историки, богословы, архивисты, пасторы церквей, работники СМИ. История важна для всех, она не принадлежит только историкам. Если работник СМИ не знает историю, то он такой же «Иван, не помнящий родства».

- Ваши пожелания будущим участникам конференции?

Желаю будущим докладчикам, участникам конференции, чтобы они не терялись, и не было никаких панических настроений в связи пандемией. Чтобы готовились к конференции. Это тоже будет подчеркивать в своем роде единство тех, кто хочет вместе трудиться, исследовать нашу историю и за прошедший путь благодарить Бога.

Татьяна Кирилловна Никольская, кандидат исторических наук, член Союза писателей России, доцент Санкт-Петербургского христианского университета.

- Для Вас эта конференция актуальна?

Для меня эта конференция актуальна, потому что я каждый раз узнаю что-то новое, знакомлюсь с новыми исследованиями. Кроме того, выходят сборники материалов предыдущих конференций, которые хочется потом использовать. Один экземпляр я обычно передаю в Библиотеку Санкт-Петербургского христианского университета. На конференции очень хорошая атмосфера, которая побуждает искренне делиться теми проблемами, вопросами, которые волнуют. Такое бывает не везде.

- Вы бываете на многих конференциях. Какая особенность этих конференций в Великом Новгороде?

Особенность этой конференции, во-первых, региональная. Хотя доклады звучат разные, но особый акцент делается на Новгородчине и Северо-Западном регионе России; звучат также доклады о Прибалтике. Во-вторых, сложился коллектив взаимно интересных друг другу людей, которые приезжают на эту конференцию, которые открыты к новым участникам конференции. Такую атмосферу надо ценить. Хотя, может быть, человек ждет другого — изобилия разных секций, множества участников, чтобы завести международные знакомства. Тогда, возможно, он будет разочарован. Хотя, на мой взгляд, главное не количество, а качество. Если историку есть чем поделиться, если ему интересно, чем занимаются его коллеги, особенно в области изучения протестантизма на Северо-Западе, то ему здесь будет очень хорошо. Кроме того, на конференции сложилась традиция представления новых книг, сборников. Например, историк из С.-Петербурга Владимир Степанов рассказал о своей только что изданной фундаментальной работе по истории раннего пятидесятничества и церкви евангельских христиан в духе апостолов. А я представила историко-литературный сборник «Береста Онфима», куда вошли произведения 17 современных писателей на историческую тему. Кроме меня, редактором-составителем сборника выступила петербургский историк Ирина Катченкова, участница одной из предыдущих конференций.

Особо хочу отметить гостеприимство Новгородского Храма Христа, Анатолия Ивановича Корабель и всех братьев и сестер, которые нас принимают, заботятся о нас. Запоминающимся событием стал духовный вечер в доме Бутузовой, где когда-то собирались евангельские христиане, а теперь находится Киномузей.

- Пожелание организаторам?

Желаю организаторам воодушевления, ободрения, благословений Божьих в их самоотверженном труде. И, конечно, хотелось бы, чтобы люди больше ценили их труд, чаще выражали благодарность. Потому что здесь, в Великом Новгороде совершается колоссальное, очень важное и ценное дело. Это связано и с финансами и с организаторскими моментами. А зачастую вместо ободрения, благодарности слышатся слова типа, зачем и кому это нужно. Причем, говорят люди, которым было бы весьма полезно побывать на этой конференции, повысить свои знания, расширить кругозор.

Ведь церковь без истории — это секта. Мы живо откатимся во времена фильма «Тучи над Борском», если не будем сами себя уважать, ценить, если будем сами к себе относиться как к каким то убогим, никому не интересным и никому не нужным маргиналам. Никто не будет уважать людей, кто не уважает сам себя. К сожалению, многим русским протестантам не хватает чувства собственного достоинства. Типа мы никто, ничто, нам ничего не нужно, мы только за Библию, да и то не мы ее перевели, а православные. Хотя в протестантизме есть и много героев веры, есть и интересные богословы, ученые, выдающиеся деятели, ценный опыт служения Богу и людям.

Я рада, что на конференцию приехала журналист Зоя Бардина, а значит, информация об этом событии попадёт в прессу. Это очень важно

 

Павел Юрьевич Цветков, священник лютеранской церкви Ингрии, магистр теологии, дьякон Церкви Св. Елизаветы (г. Кронштадт и Церкви Св. Иоанна г. Ломоносов).

- Ваши впечатления о конференции?

Замечательная конференция, прекрасные темы докладов. Услышал хорошие идеи, познакомился с интересными людьми. Много всего интересного, полезного  узнал и для своего развития, и для знакомства, общения.

- Вам, как для богослова, было полезно?

Абсолютно. Очень интересно. Если позовут, буду участвовать.

- Пожелание Анатолию Ивановичу?

Анатолию Ивановичу пожелаю благословения, здоровья, финансовых возможностей и донести, что эти конференции очень важны и необходимы, чтобы рождались новые идеи, проекты, которые поднимали свою историю, чтобы не быть, действительно, «Иванами, незнающими родства», но думать и о будущем. Наши воспоминания бывают плачевными, потому что жили в Советском Союзе в период гонений, но нужно смотреть вперед более позитивно, тогда будет прогресс и интерес.

 

Владимир Андреевич Степанов, историк-архивист, г. Санкт-Петербург.

- Впечатление о конференции?

Для меня уже стало традицией приезжать на эти конференции. С 2014 года не пропускал ни разу. Лично мне в этом году было важно поделиться теми наработками, что мною были сделаны – это тема «Пашковцы и православие», в которой я показал, что заставило пашковцев - православных по рождению - выйти из православия. Некоторые исследователи говорят, что пашковцы до конца не порывали с православием, можно сказать были особыми православными. Но это не так. Мне было важно показать с помощью архивных документов, что выход из православия Пашкова и его последователей произошел, потому что у пашковцев не получилось обновить православие. Они хотели сначала эту евангельскую струю духовного пробуждения привнести и оживить православную церковь, но священники к этому были не готовы, не согласились и начали гонения на пашковцев.

Анатолий Иванович Корабель сделал доклад по основной теме конференции

«К 100-летию совместного съезда баптистов и евангельских христиан» – теме единства евангельских верующих. Он сделал исторический экскурс по этой теме, посвященной объединенному съезду 1920 года. Но объединения тогда не произошло, вмешался человеческий фактор. Задекларировали это объединение, а когда стали переходить к организационным делам, то уже не договорились.

- Важно главную тему конференции обозначать?

Для меня более важно, чтобы историки поделились тем, где они осуществили некий прорыв в изучении истории протестантизма. С другой стороны, так принято - посвящать конференцию определенной теме. Это обычно юбилейные даты. Другие доклады могут быть самые разные: кто о чем размышлял, проделал какую-то работу и есть что сказать о том или ином феномене Российского протестантизма как основном направлении конференций. Я считаю это правильно.

- Как лучше донести информацию о конференциях, чтобы служители желали приехать на нее?

Думаю, что можно сделать две вещи. С одной стороны, конференция прошла, ее необходимо осветить через СМИ. Нужно познакомить с результатами конференции. Во-вторых, в процессе подготовки новой конференции выйти на более широкие круги историков, служителей, богословов. Ведь историков не так много, тех, кто активно работает. Просто целенаправленно всех проинформировать заранее и пригласить. Не хватает именно обновления состава участников. Расширение круга участников - историков, заинтересованных пасторов, богословов - самый большой ресурс для продвижения вперед. Например, пастор Юрий Кириллович Сипко приезжает и что-то от этого получает, и при этом нам дает духовное благословение своим пасторским словом. А если он был бы не один, а несколько человек приехало послушать и сказать?

Ведь здесь идет и образование, и духовное развитие личности.

- Пожелание организаторам?

Давайте все-таки привлекать и приглашать других. Я уверен, что кто-то бы еще приехал. Появились бы новые лица. Это был бы ценный обмен нашими знаниями, духовным опытом во славу Божию. 

 

Ольга Николаевна Соколова, филолог, магистр теологии.

-  Важность таких конференций?

Эти конференции помогают нам возрастать духовно и общаться друг с другом,  обмениваться знаниями. Так как другой площадки я пока не вижу, где бы люди, начиная с Сибири, заканчивая Финляндией, могли бы общаться и обмениваться опытом. Потому что эти конференции межконфессиональные. Сюда может приехать ученый любой конфессии и поделиться с братьями и сестрами в единстве своими научными изысканиями.

- Какие бы темы Вы хотели осветить на конференциях?

Мне было бы интересно написать несколько докладов по современному христианству, современному богословию, богословию современности, потому что о нем почему-то умалчивается. Считается, что дальше 1950 г. богословия не было. На самом деле есть очень большой пласт католического богословия именно такого обновленческого толка. Существует невскрытый, или намеренно забытый пласт немецкого богословия. Об этом умалчивается, не говорится в академиях, не преподается.  

- Пожелание Анатолию Ивановичу?

Анатолию Ивановичу желаю написать еще одну книгу, которую он уже начал писать. Чтобы ему хватило времени, вдохновения ее закончить и представить нам на конференции. Задумки у него очень интересные. В книге будет говориться о его общении с Билли Грэмом и с великим проповедниками современности.

Несомненно, продолжать конференции. Эти конференции нужны как воздух нам молодым ученым, которые не имеют больше площадки. Ведь в Питере нет таких конференций или все заужено на одной конфессии! А сюда даже из Сибири люди приезжают, лишь бы побывать на Новгородской научно-исследовательской конференции, как ее назвал в своем Поздравительном адресе к Анатолию Ивановичу и участникам конференции Петр Вальтерович Мицкевич, председатель Российского Союза ЕХБ. Хочется, чтобы она действительно была исследовательской, а не просто исторической. Чтобы исследований было больше!

 

Галина Павловна Владимирова, журналист, работала на Радио Мария, заканчивает богословскую Евангелическую Академию в г. Санкт- Петербурге.

На конференции третий раз. Все время познаю для себя что-то новое, звучат очень интересные доклады, потом анализирую полученную информацию, приезжаю домой, нахожу эти книги и читаю, изучаю.

- Важна ли для служителей такая конференция?

Конференция важна и полезна для всех, включая служителей и просто верующих – членов церквей. Мы должны самообразовываться. На таких конференциях это происходит.

- Какие бы темы Вы хотели услышать на конференциях?

Я хотела бы послушать более глубже о самом начале евангельского движения в нашей России.

 

Юрий Кириллович Сипко, экс-председатель РСЕХБ

- Ваше впечатление от служения в церкви «Храм Христа»?

На сердце фавор славы Божией! Это такое большое событие! Новгородчина всегда умела делать праздники. Анатолий Иванович Корабель в этом деле мастер, у него все рассчитано. Такое насыщение талантов, что трех часов было  мало. Важно то, что все талантливые участники, были подготовленные к служению: проповеди, пение – сольное, хоровое, духовой оркестр. Такая гамма впечатлений от богослужения! Это отличает Новгородскую церковь. На Новгородчине особая братская общность, которую создал Анатолий Иванович. Они были участниками в организации новых церквей. Сохраняют такие тесные братские отношения, живут одной семьей.

- Ваши впечатления о конференции?

Прошла историческая  конференция, ставшая уже традиционной. Это еще одно свидетельство такой жизни и силы в церкви Великого Новгорода.

- Как привлечь служителей к таким конференциям, чтобы они желали образовываться через такие конференции?

Мы постоянно образовываемся. Мы же ученики. Ученик – это не только звание. А такой должен быть внутренний дух – учиться. Как Павел говорит: «Я хочу познавать. Не почитаю себя достигшим» У него был всегда такой огонь в желании познавать, потому что он прикасался к такой вечной правде, к святыне.

А как нас разогреть? Нужен хороший бич, как Христос сделал в храме. Обленились! Обломовщина – наш фирменный знак! В Великом Новгороде проводят конференции, на которые  приезжают и светские и православные люди, лютеране, чтобы поучаствовать, поделиться своими исследованиями. Это же наш хлеб. Христос говорит: «Я Хлеб, пришедший с Небес!» Здесь организован этот хлеб. Я считаю, что нашему братству, руководству, историческому отделу, семинарии, историкам по своему призванию – лучшей площадки нет! Да ее вообще сейчас нет, кроме Новгорода. Конференция традиционно, уверенно уже восьмой раз проходит. Я хотел видеть, чтобы тут были братья из Дальнего Востока, Сибири, Урала. В каждом крае есть особенные изюминки истории многострадальной нашей Руси. Это бы дополняло картину. Это же все взгревает и чувства нашей ценности, связи с поколениями, там ведь наши корни, наши отцы полегли. Я вижу холодок и равнодушие к этому. Сожаление к русскому братству. Ведь имея немереные возможности, мы «тяп ляп» относимся к собственному богатству. Писание нам предписывает: «Помни весь путь. Помни наставников. Помни Господа Иисуса Христа» Где мы эту память восстанавливаем и храним? На этих конференциях! Когда мы изучаем историю жизни Проханова, Пашкова, Фетлера или той сестры в Господе, в доме которой мы были в первый день конференции и где сейчас Киномузей. А в этом доме проходили религиозные собрания в 1918 г. На конференции мы изучаем истории тех, имена которых мы вообще не знаем. Они тут отдавали в период Гражданской войны свой дом, собирались на богослужения, молились, писали стихи. Это наша жизнь. Когда мы об этом узнаем, то вдохновляемся, прямо вырастают крылья! Ведь это действие Духа Святого и это наше братство. У нас сейчас одна война с бездельем, ленью.

- Каков эксклюзив этой конференции?

На конференции звучат доклады и о протестантах и о православных. Мне доверили читать доклад «Власть в Библии: сакральная и профанная» Добыкина Дмитрия Георгиевича, доцента кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, кандидата богословия. Доклад очень интересный. Он прекрасно выложил библейские размышления об отношении к власти, что очень важно раздел – власть сакральную и профанную. Ведь мы ее вообще не разделяем. Это время особенное. Нам навязали такую покорность власти, что для нас стала власть выше, чем Бог. Меня прямо завлек Владимир Андреевич Степанов своей книгой «Россия в огне пятидесятницы», которая всего лишь первый том этой истории. Она, конечно, написана по заявкам единственников. Но сама по себе история, когда он прослеживает от первых апостольских дней нашу общую историю действия Духа Святого. Ведь не секрет, что мы – баптисты не даем место действию Духа Святого. Мы такие же рациональные, образованные. Мы все знаем и умеем. А Дух Святой – это Тот, Кто создает Церковь. Господь сказал, что «Я пошлю Утешителя, который вас наставит, научит. Он теперь будет все управлять». Мы все, что делает Дух Святой, что в букву не вмещается, выхолостили, отвергли. Когда Владимир Андреевич выложил такую историю, это было просто предметом для такой серьезной богословской дискуссии для настоящего исследования, проникновения в тайну Духа Святого, как Он действует. А потом провокационная штука – говорить о Троице! Для нас – слабо! А что на самом деле у единственников нет библейского основания? Ведь «все вы во Христа крестившиеся, во Христа облекались!! Бог един! Мы это понимаем! Но наше размытое отношение делает как бы понимание, что у нас три Бога. Отсюда наша замкнутость, безмолвие.

А доклад о Ниле Сорском! Это древняя история, которая всплыла здесь через доклад Ольги Николаевны Соколовой! Это наше богатство. Церковь и тогда была в своем младенческом, заблуждающемся виде. Об этом надо говорить.

Лютеранин Павел Юрьевич Цветков представил важную современную тему о цифровой технологии, которая сегодня наше поле деятельности.

Для меня эта конференция очень полезна и интересна. Я в восторге! Огромное многообразие тем, а это все Церковь Христова. Я бы Анатолию Ивановичу Корабель дал медаль за такую конференцию! А всем братьям, которые игнорируют, я бы сказал: «Ребята, проверьте свое христианство! Где ваше братство? Где ваша солидарность, чувство локтя?» Они же проявляются на таких встречах. Если тут молодежи не будет, если молодые люди не будут питаться такой пищей, они же могут и уйти из церкви, будут питаться ядовитой травой заблуждений. Мы сегодня проигрываем по всем статьям. Вместо того, чтобы понимать молодых людей, давать им путевку на такие встречи, мы прячемся сами, придумываем причины.

- Какие бы Вы хотели услышать темы на таких конференциях?

Любые темы. Тут было такое сочетание и древнейшего времени, которое относится к Нилу Сорскому, и цифровые технологии. Все вмещается. И тут же в базе 100-летие первому объединяющему съезду баптистов и евангельских христиан. Это тоже наша кровоточащая рана. 1961 г.. Совет церквей ЕХБ будет праздновать свою эпоху освобождения, возрождения в 2021 г. 60 лет разделения. Там были плюсы и минусы. Об этом надо говорить. Мы замалчиваем эту тему. А они отмечают каждый год – по пути освящения и возрождения. Нужно знать эту историю! А мы ее не знаем, молчим и не говорим! Нужно проговаривать об этом и исцеляться от этой боли разделения! Мы не чужие, не враги, не конкуренты. Мы – братья и сестры, дети одного Отца! Важно создать эту атмосферу. Но опять делаем свою структуру жестче, заборами ограждаем. Как сейчас светская власть запрещает трактовать историю, иметь свои взгляды. То же самое и в нашем братстве. Мы убиваем жизнь, а жизнь – штука подвижная. Необходимо движение обновления. История помогает нам жить.

Нужно раскрепостить инициативу на конференции, сделать более свободным сам формат обсуждений, потому что у нас есть ложные представления о многом. Как мы находим компромисс, оставаясь на греховной территории, сохраняем святость? Нужно об этом говорить.

- Пожелание Анатолию Ивановичу?

Анатолию Ивановичу желаю так держать! При всей меняющейся внешне атрибутики жизни заложен прекрасный фундамент, сформирована прекрасная команда здесь в церкви в г. Великом Новгороде и во всей Новгородчине. Важные ценности положены в основании братства – единство. У него на высоком уровне дисциплина. Это тоже очень духовное достоинство. Через эти конференции прослеживается связь поколений. Его личная увлеченность историей. В церкви молодежь хорошая, активная, трудиться в церкви, детское служение. Сам храм по своему внешнему устройству – образцовый храм, чистота и порядок. Это лицо, потому что встречают по одежке. Вестибюль украшен классическими картинами. Здесь просто хочется жить. Желаю команду служителей формировать на перспективу, расширять территорию своего миссионерского влияния, хотя общество отвернулось от Евангелия, но все равно сдаваться не надо. Надо поддерживать благовестие. Я за то, чтобы молодых людей снова поощрять и привлекать даже из других любых конфессий. Библейское повеление, когда Павел говорит: «Поставь по всем городам пресвитеров, как я приказывал тебе». Павел говорит Анатолию Иванович: «Ты здесь пресвитер, старейшина города. Духовное попечение города на тебя возложено. Все группы христианские – это твоя ответственность». Вот такой надо менталитет создавать, чтобы именно такой был дух служителей, чтобы опекать группы, которые когда-то откололись, реабилитационные центры. Он должен чувствовать себя над всеми ними как духовный попечитель, духовно- ответственный человек.

Текст: Зоя Бардина

Источник: baptist

Темы этой статьи
Похожие статьи
Конференция РЕА в Калининграде
16-17 февраля в Калининграде прошла конференция Российского Евангельского Альянса (РЕА) посвящённая вопросам душепопечения в церкви. Тема душепопечения на протяжении многих лет остаётся одной из самых актуальных тем...
«Обновление» 2024
26 - 28 марта 2024 года состоится крупнейшая Всероссийская конференция служений восстановления «Обновление» 2024. «Обновление» — это ежегодное масштабное событие, объединяющее тысячи людей, имевших опыт употребления психоактивных...
Пастора из России на конференции в Техасе
Очередная ежегодная конференция для служителей, организованная Кеннетом Коуплендом, прошла в американском городе Форт-Уэрт (Штат Техас) с 16 по 18 января. Более четверти века в начале года пасторы, епископы, проповедники...
Историческая конференция Евангельских христиан-баптистов
C 23-го по 24-е января 2024 г. состоится историческая конференция ЕХБ, которая пройдет одновременно в двух форматах: в Беларуси на базе Минской богословской семинарии, а также онлайн через Zoom. «И помни весь...
Генеральная конференция РЕА
Состоялась Генеральная конференция Российского Евангельского Альянса. 20 декабря 2023 года в Москве, в здании Тушинской Евангельской церкви прошла ежегодная генеральная конференция Российского Евангельского Альянса. Конференцию...
Как стать христианином – Христиане.ру