ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗЕДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мы, юристы, правозащитники и религиоведы, принадлежащие к различным христианским конфессиям, проживающие в различных субъектах РФ, как граждане Российской Федерации выражаем серьезную обеспокоенность в связи с рассмотрением Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов» (далее - проект) в представленной редакции.
В соответствии с положениями статьи 1 проекта предполагается внести в Уголовный кодекс Российской Федерации изменение, дополнив его статьей 243.1, согласно которой публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно как публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан, подлежат уголовной ответственности. Наряду с этим ответственности подлежит осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно повреждение и/или разрушение таких предметов (мест).
Изучение проекта данной нормы закона привело нас к выводу о ее несоответствии требованиям федерального и международного законодательства.
В частности, проект содержит такие юридически неопределённые понятия, как:
- «религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России»;
- «религиозные убеждения и чувства граждан».
А так же неясно, что означает «унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний».
Использование юридически неопределённых понятий создаёт условия для неоднозначной их трактовки и применения и способствует совершению коррупционных правонарушений.
Согласно пункту «в» части 4 Методики проведения антикоррупцион-ной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (далее по тексту Методика), в данной норме проекта закона употреблены неустоявшиеся, двусмысленные термины, а так же содержатся неопределенные требования к гражданам и организациям, что соответствует такому коррупциогенному фактору, как юридико-лингвистическая неопределенность.
Кроме того, в диспозиции статьи законодателем необоснованно сужено понятие религиозных объединений, защищенных данной нормой, а именно: «религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России», что, согласно пункту «в» ч. 3 Методики содержит такой коррупциогенный фактор, как выборочное изменение объема прав, дающий возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Наряду с этим, состав преступления, содержащийся в проекте упомянутой нормы закона, охватывается составом преступления, предусмотренного статьей 282 Уголовного кодекса РФ.
Кроме того, мы считаем, что принятие уголовной нормы в такой редакции создаст предпосылки для подрыва авторитета органов государственной власти, а также тех религиозных объединений, которые получат преимущественное право на защиту.
С учётом вышеизложенного, предлагаем рассмотреть наше обращение и принять действенные меры по недопущению дискриминации граждан по признаку религии и иным обстоятельствам, как того требуют статья 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 28 и 29 Конституции России.
Источник:religionip
|
|
|
|
|