Главная>Новости>Политика>Репортаж. Налог на беззакония.

Репортаж. Налог на беззакония.

Репортаж. Налог на беззакония.

Как исполняются в России решения Европейского Суда по правам человека?

05.07.2010

Предвзятое и даже негативное отношение представителей власти к решениям Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) по жалобам российских граждан уже стало реальным препятствием на пути модернизации судебной системы России. Граждане жалуются на несправедливые судебные разбирательства, чрезмерно высокие сроки содержания под стражей, невыплату пенсий и пособий – лавина жалоб из России только растет. Дела по защите свободы совести являются одним из ярких примеров беззаконий со стороны чиновников и судей. 10 июня 2010 года было принято очередное решение Европейского Суда по правам человека по делу «Религиозная община Свидетелей Иеговы в городе Москве против Российской Федерации». Страсбургский суд признал несправедливой ликвидацию общины Свидетелей Иеговы (судебный процесс продолжался с 1998 по 2004 годы).

В связи с особой остротой проблемы 30 июня 2010 года Славянский правовой центр провел круглый стол по теме «Исполнение решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делам о защите свободы совести». На круглый стол были приглашены ученые-правоведы, журналисты, представители религиозных организаций. Среди участников дискуссии были сопредседатели Славянского правового центра адвокаты Анатолий Пчелинцев и Владимир Ряховский, адвокат Роман Маранов, адвокат Галина Крылова, профессор РГПУ им. А.И. Герцена Николай Гордиенко, юрист Айдар Султанов, адвокат Сергей Сычев, адвокат Лев Симкин, Одинцов М.И., специалист в области государственно-церковных отношений Андрей Себенцов и другие. Ведущим круглого стола был директор Института религии и права Роман Лункин.

 

Репортаж. Налог на беззакония.

Своим опытом также поделился юрист Айдар Султанов, отслаивавший интересы Церкви Саентологии в Нижнекамске. Решение ЕСПЧ по жалобе саентологов было принято в их пользу. Султанов подал заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, и Нижнекамский суд отменил ранее принятое решение об отказе в регистрации саентологов, однако отметил, что не вправе указывать, кому и кого регистрировать, то есть церковь все равно осталась без регистрации. По словам Султанова, согласно ратифицированному Россией 14 протоколу к Конвенции Кабинет министров может обратиться в ЕСПЧ с заявлением по поводу ненадлежащего исполнения решения ЕСПЧ. Таким образом, юристы должны добиваться того, чтобы решения Страсбурга исполнялись национальными судами.

Состояние российской судебной системы, как показала дискуссия, у многих вызывает уныние. О том, что в стране создана система беззакония, а настоящей судебной системы нет говорили адвокат Сергей Сычев, представляющий интересы Российской православной автономной церкви по делам об изъятии у нее храмов во Владимирской области (РПАЦ также подала жалобу в ЕСПЧ), а также заместитель главного редактора «Портала-Credo.Ru» Владимир Ойвин. Профессор Николай Гордиенко, известный религиовед из Петербурга, отметил, что «против лома нет приема. На тонкости судьи не обращают внимания, и им не стыдно за принятые решения, поскольку за ними стоит реальная сила. Пока эта сила не сменит свой вектор, они будут так действовать». Кроме того, по словам Гордиенко, общественность также не готова воспринимать положение о равенстве всех религий в нашей стране. Пока вышестоящие не поймут, что суды подводят власть, ничего не изменится, подчеркнул профессор. Ликвидация общин, по мнению религиоведа, означает только создание новых религиозных гулагов, или же власти считают, что в общинах Свидетелей Иеговы и других «нетрадиционных» религий также формально верующие, как у православных?

Мы проиграли информационную войну, которая идет в России с религиозными меньшинствами, заметил адвокат Лев Симкин. Правозащитное сообщество не использует все свои возможности, в том числе по освещению решений ЕСПЧ. К примеру, в решении по Свидетелям Иеговы в Москве есть целый ряд принципиальных моментов – впервые рядом поставлены такие религиозные предписания, как переливание крови, обрезание, посты. В решении также принципиально отмечено, что целью московских властей был запрет Свидетелей Иеговы по всей стране, хотя в мире никто с этим движением не борется.

Однако в целом поставленный юристом Андреем Волошиным на круглом столе вопрос о том, почему все-таки суды творят беззакония – от безграмотности или же из-за политического заказа – повис в воздухе.

Наиболее определенную перспективу наметил Андрей Себенцов. Много нового и обнадеживающего уже прозвучало в последнем Послании президента РФ, которое было посвящено модернизации. Наша Конституция также по существу является модернизационным проектом. Возникает вопрос – зачем Россия входила в Совет Европы и признавала юрисдикцию ЕСПЧ? Для того, чтоб позориться? Это вид государственного мазохизма? По словам Себенцова, решения ЕСПЧ – это не «вновь открывшиеся обстоятельства», а оценка нашего безобразия. Выход может состоять в принятии специального акта, где было бы прописано отношение между нашими судами и международными.

В этом акте надо прописать следующие меры: взыскать штраф, назначенный ЕСПЧ, со всех тех, кто совершил беззаконие, а судей провести через дисциплинарную коллегию и выяснить, почему они приняли неправосудное решение, несправедливое на основании российского же законодательства. Только такие меры могут привести наши судебные органы к здравому мышлению.

По мнению Себенцова, это является задачей, прежде всего, президента РФ и Администрации президента РФ, которые в настоящее время занимаются модернизацией.

Ситуация, сложившаяся вокруг жалоб в ЕСПЧ по делам о нарушениях свободы совести, в России – критическая. Суды принимают новые абсурдные решения, а решения ЕСПЧ не исполняются. Россия, которая часто ставится на официальном уровне в пример как страна межрелигиозного мира и веротерпимости, стала страной, в которой систематически страдают верующие.

За последние 20 лет по всей стране развивались исторически существовавшие в России движения, появлялись новые, а когда в регионах и на федеральном уровне начались кампании против «нетрадиционных» религий, они оказались как бы брошенными. Тех, кто защищает свободу совести по всей России, обязательность закона для всех, больших и малых конфессий – единицы. Учитывая позицию местных властей и СМИ многие религиозные объединения остались без информационной и правовой поддержки.

Роман Лункин.

Славянский правовой центр

Темы этой статьи
Похожие статьи
Всероссийская конференция христианских юристов
С 17-го по 18-е декабря 2021 г. в здании Московской богословской семинарии ЕХБ проходила Всероссийская конференция юристов, организованная Централизованной религиозной организацией «Российский Союз Евангельских христиан-баптистов»...
Пускать ли пятидесятников в тюрьму
Верховный Суд РФ встал на сторону РОСХВЕ На прошлой неделе, 16 декабря 2020 состоялось заседание Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации, которая отменила определения судов предыдущих...
"Примирение возможно?"
Согласно данным проекта «Свобода совести, мысли и религии в 2020 году» Краснодарский край входит в число регионов, в котором не только есть нарушения права на свободу совести и вероисповедания, но и появляется положительная...
"Снести нельзя молиться или Церковь без стен"
Воскресенье. 10 часов утра. Привычное для верующих время начала богослужения. Только вот место не совсем привычное и совершенно не приспособленное для проведения церковных собраний. Это лес. И это не перфоманс или...
В протестантских церквях появится единый реестр правозащитников
В Москве, в Славянском правовом центре, прошла рабочая встреча юристов и представителей протестантских конфессий. Встреча была посвящена проработке решений Консультативного совета глав протестантских церквей России (КСГПЦР),...
Как стать христианином – Христиане.ру