Главная>Новости>Политика>«Национализм руководства Русской православной церкви в первом десятилетии XXI века»| ЭКСКЛЮЗИВ | ФОТО

«Национализм руководства Русской православной церкви в первом десятилетии XXI века»| ЭКСКЛЮЗИВ | ФОТО

«Национализм руководства Русской православной церкви в первом десятилетии XXI века»| ЭКСКЛЮЗИВ | ФОТО

Семинар в рамках программы "Религия, общество и безопасность".

Директор Информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский о роли и месте протестантов России.

03.02.2011

В конце января прошел семинар в рамках программы «Религия, общество и безопасность» в Московском центре Карнеги.

С докладом на тему «Национализм руководства Русской православной церкви в первом десятилетии XXI века» выступил директор Информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский. После доклада выступающий ответил на многочисленные вопросы и комментарии присуствующих на семинаре экспертов - религиоведов, правозащитников, священнослужителей и журналистов.

Александр Верховский в докладе сказал, что под национализмом он имеет в виду не негативное отношение к самому этому понятию, под которым понимается элементы этно-ксенофобии, а идеи, основанные на натурализации представления о нации и направленные на реализацию «интересов» нации путем ее объединения и укрепления идентичности. Он напомнил о доктрине «православной цивилизации» и «православного народа», за которую уже давно ратует митрополит, а теперь патриарх Кирилл.

Через эту доктрину РПЦ предлагает строить русскую национальную идентичность на основе «причастности к Русской православной церкви». Верховский провел аналогию между таким представлением и обычным светским культурным этно-национализмом, только в качестве основного культурного признака в церковной доктрине принимается «причастность к РПЦ». Но РПЦ не говорит, что через это о превращении России в «национальное государство» православных русских, хотя им и отводится лидирующая роль. Православным русским предлагается более высокая роль — ядра и основной движущей силы «православной цивилизации».

Как говорилось в докладе, РПЦ нужно это « в первую очередь — для решения основной своей задачи — плавной десекуляризации (и соответственно демодернизации в социальном смысле) общества». Понятно, что поднимется через это существенный рост значения самой Церкви. Как отметил на семинаре Роман Силантьев, директор центра географии и религии РПЦ, что в РПЦ насчитывается более 200 национальностей. Все народы, проживающие в России, представлены в РПЦ.

В заключение Александр Верховский предположил, что последние события дают РПЦ надежду на успех в институциализации своей концепции в среднесрочной перспективе (полную версию этого семинанра читайте на сайте «Ежедневный журнал. 2011)

Свои исчерпывающие комментарии высказали некоторые присутствующие на семинаре:
Роман Лункин, Институт Европы РАН: «С доктриной «православной цивилизации» есть проблемы. Этнические меньшинства не находят себя в православном мировоззрении, основанном на ценностях лишь русской культуры и мощи и величии лишь русского централизованного государства. Места для исторической гордости других наций остается мало, либо не остается совсем. Народы Крайнего Севера, чуваши, удмурты, якуты, а тем более башкиры, татары или народы Кавказа, безусловно, представлены в РПЦ, в Чувашии и Башкирии много православных священников коренной национальности - что им делать с особым «Русским миром», куда, конечно, пускают всех, но где этническая культура малых и больших нерусских народов России (ханты, манси или ненцев) не нужна? Выходит, став православным, представитель любой национальности должен навеки поверить в русскую государственность. Еще одна сложность. Часть представителей РПЦ наполняют якобы «цивилизационный национализм» фундаменталистскими идеями, полускрытым антисемитизмом, конспирологическими идеями о врагах России, которые не дремлют.

Алексей Малашенко, исламовед, политолог, сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность»: «Церковь — это институт, который ведет борьбу за собственную популярность. И Церковь популярна, хотя той нежной любви, что была у верующих в советские годы, когда верить можно было только тайно, нет. Борьба за свои позиции без определения отношения к национализму невозможна. Докладчик назвал три сорта национализма: цивилизационный, гражданский и этно-национализм. Цивилизационный национализм — самый слабый. Идея православной цивилизации хороша, но что будет, если завтра Лукашенко отдаст приказ всем белорусам перейти в католицизм? Поэтому самый выигрышный вариант — этно-национализм. И Церкви придется как-то разбираться с этим вопросом».

Корреспондент газеты «Протестант» попросил в блиц-интервью прокомментировать директора Информационно-аналитического центра "Сова" Александра Верховского о роли и месте протестантов России.

- Какое место в этой теме семинара занимают протестанты?

- Как вы оцениваете российских протестантов вообще?

Протестанты есть разные и с разными своими позициями по какому-то ни было вопросу. Большинство маленьких религиозных организаций в нашей стране предпочитают по каким-то большим политическим вопросам позицию не иметь, потому что повлиять ни на что нельзя, а получить конфликт возможно. А маленьким организациям этого не надо. К сожалению, я не очень хорошо знаю протестантскую среду. Но по выступлениям, презентаций других русских христиан различных конфессий, я вижу, что акцентрируется их укоренность в русской культуре.

- Есть протестанты – баптисты и другие, которые  переживают уже не одно поколение в России.

 Да! Это и лютеране тоже. Если они ведут богослужение на русском, люди говорят по-русски, то протестанты воспринимаются не как диаспорные церкви, а как одна из русских религиозных организаций. Они подчеркивают свою культурную идентичность. Этим самым предъявляют де-факто некую альтернативу в этнокультурном самоопределении. На сколько это сказывается на реальности, сложно сказать. Здесь, в Москве это плохо видно! Потому что здесь не то чтобы протестантов мало, но в виду бурной жизни мегаполиса они как-то теряются. Там, где много организации при менее бурной жизни, например, на Дальнем Востоке, картина совершенно другая. Вопрос - русский- это православный или нет, на него однозначно нет ответа. Это вопрос всегда идет с каким-то акцентом, который по- разному будет звучать, например, в Смоленске, Москве и Хабаровске.

Если есть дискуссия об этнокультурной идентичности, то она должна вестись с привлечением всех заинтересованных сторон любых конфессий, вообще кого угодно. Конфигураций идентичности бесконечно много. Средне – российский гражданин, смотрящий телевизор, откуда черпает все свое представление о жизни России, просто не знает, что есть какие-то еще протестанты. Он, может, слышал, что существуют какие-то баптисты, но они в его сознании не присутствуют никак. Его они вообще не интересуют! Как не интересуют, например, эфиопа - русские. Если будет больше информации о протестантах, а это зависит не только от религиозных организаций, но и от окружающей среды, чем будет это более заметно, тем больше это повлияет на постепенно формирующуюся идентичность, российских протестантов. Это бесконечный процесс. Это фантастика, что можно через 10 лет сформировать новый русский народ.

 Пожелание протестантам:
Надо больше заявлять о себе. Протестанты сейчас хороши тем, что они себя позиционируют, на сколько это можно видеть по газетам, выступлениям. Я имею ввиду не по специфическим телепроповедям, которые мало кто слышит, а по каким-то распространяющимся материлам, например, организация какого-то социального служения. Какие- то люди что-то хорошее делают. И, слава Богу!! Понимаю, что для любой конкретной религиозной органиции важно привлечение в свою организацию людей. Но я думаю, что по понятным причинам, не мнее важно создавать хорошее о себе впечатление, чтобы создать более благоприятную среду для функционирования, для добрых отношений.

 Думаю, что эту линию уместно продолжать. Я не думаю, что будет лучше, если лидеры адвентистов или баптистов будут полимизировать, скажем, с патриархом Кириллом о русской идентичности. Эта полемика быстро перейдет в какие-нибудь не желательные формы. А это никому не нужно. Идентичность формируется не буквально в обмене манифествами, а вообще в совокупности, что люди говорят, думают, делают, обсуждают. Если такие люди присутствуют, это хорошо влияют на процесс. Я не к тому, чтобы культурная идентичность была скорее баптистской, или православной, какой будет такой и будет, но чем более открытой она будет к разным вариациям, тем уже лучше. Мы больше страдаем от безальтернативности сознания! Само виденье, что альтернатива есть – это плюс!


Зоя Бардина, специально для www.protestant.ru 

«Национализм руководства Русской православной церкви в первом десятилетии XXI века»| ЭКСКЛЮЗИВ | ФОТО 

Похожие статьи
Вклад протестантов в российское образование
Как бы ответственно государство ни подходило к своей функции регламентирования жизни граждан - управление механизмами жизнеобеспечения и заботы о благосостоянии населения, в полной мере самостоятельно оно не может решить...
Душепопечение в Ессентуки
20 мая на базе церкви «Ковчег» г. Ессентуки прошли семинары на тему: «Внутреннее обустройство церкви «душепопечение». Основным спикером семинаров был автор большого количества книг, профессор и миссиолог мирового масштаба...
«Настоящая любовь побеждает»
«В любви нет страха…» 1-е Иоанна 4:18 Парни и девушки общаются, влюбляются и затем... Взрослые хватаются за голову: «Все ли будет в порядке и благопристойно?», «Сможет ли молодежь принять правильные шаги и развивать...
Месяц с известнейшими евангелистами Европы
Дорогие друзья! Приглашаем насеминар "Служение евангелиста" с15октября по16ноября вМоскве. Вы проведете время вобщении иснаряжении духовными дарами вместе сКарлом Густавом Севериномиизвестнийшими евангелистами Европы. Втечение...
Научиться благовестию может каждый
Научиться благовестию может каждый ! Перед Пробуждением важна подготовка. Благовестию всовременных условиях нужно учиться! Идет набор на4-месячные online-семинары поблаговестию"3шага": Преимущества семинаров: Вы можете...
Как стать христианином – Христиане.ру