Главная>Новости>За рубежом>Две скорости развития французского протестантизма | Эксклюзив

Две скорости развития французского протестантизма | Эксклюзив

Две скорости развития французского протестантизма | Эксклюзив
Французский протестантизм: от религии « а ля папа» к духовному выбору.
23.11.2010

Средний российский христиан знает, о французских протестантах очень не много.

В основном знания заканчиваются на том, что они – это потомки гугенотов, сумевших сохранить свою веру даже после кровавой Варфоломеевской ночи.

И не многие знают, что сегодня во Франции, считающейся «старшей дочерью католической церкви», протестанты составляют чуть менее трех процентов населения. Они верны своей вере, хорошо организованы, динамичны и социально активны. Для сравнения в России чуть более одного процента.

Недавно во Франции были опубликованы результаты опросов общественного мнения, проведенные среди протестантов по заказу Протестантской федерации Франции, еженедельника «Реформа», газеты «Ля Круа» и еще трех специализированных агентств.
 

Главным итогом проведенных исследований стал вывод о появлении во Франции нового евангельского протестантизма.

 
Опрос показал, что один протестант из четырех еженедельно участвует в богослужении, один из трех читает дома Библию по меньшей мере один раз в неделю, почти каждый второй говорит, что он ежедневно молится.
 

Свидетельством духовного здоровья французского христианского меньшинства, считают иссследователи, является то, что 39% протестантов регулярно участвуют в жизни своих церквей.

 
Один из крупнейших знатоков  французского протестантизма, социолог Ж.-П. Виллем, с удивлением костатирует, что вопреки классической схеме социологии религий, по которой чем верующий моложе, тем меньше у него религиозной практики, французские протестанты до 35 лет, вне зависимости от своих конфессиональных предпочтений, являются более набожными, чем их старшие братья по вере.
 
Исторически французский протестантизм является преимущественно лютеранско-реформатским, 56% респондентов заявили о своей принадлежности именно этой протестантской традиции. Однако результаты опроса выявили еще один полюс французского протестантизм- 30% опрошенных отнесли себя к евангельскому полюсу, включающему евангельские, пятидесятнические и харизматические церкви. 
 
Различия между традиционным, лютеранско-реформатским полюсом и новым евангельским полюсом по некоторым аспектам не просто очевидны, но очень значительны.
 
Так например, всего 8-9%  верующих лютеранско-реформатского направления ходят на богослужение еженедельно, тогда как среди евангельских христиан и пятидесятников эта цифра достигает 65%.
 
Разительный разрыв между цифрами участия в богослужении  свидетельствует о таком феномене, как «переход от религии по наследству к религии по выбору». К такому выводу приходит исследователь Ж.-П. Виллем.
 
Основными причинами вступления в протестантизм, которые были указаны опрошенными французами, являются для членов лютеранско-реформатских церквей семейная традиция и свобода совести, а для евангельских христиан- Библия и способ выражения христианской веры.
 
Результаты исследования в конечном итоге подтверждают существенную важность обращения для членов евангельских церквей : 48% считают себя «обращенными», тогда как среди верующих лютеранско-реформатских церквей обращенными себя считают лишь 11%.
 
Следует отметить, что евангельские церкви привлекают к себе новых членов преимущественно из числа атеистов, тогда как лютеранско-реформатские церкви привлекают к себе прежде всего католиков.
 
По мнению многих специалистов выявленные тенденции развития французского протестантизма вполне вписываются в более широкий контекст процессов религиозной перекройки, происходящих в современном обществе, которое характеризуется возрастающим приоритетом индивидуального выбора.
 
Журналисты обратили внимание, что позиции различных протестантских тенденций по социальным вопросам практически совпадают.
 
А в политической сфере позиции протестантов в значительной степени аналогичная французам, придерживающимся светского мировоззрения.
 
Например значительное большинство протестантов (61% опрошенных) считает, что минареты и следовательно присутствие мечетей, не совместимы с идентичностью Франции, и только 36% из числа респондентов придерживаются противоположной точки зрения.
 
Практически расхождения во взглядах протестантов носят не столько политический, сколько этический характер: различия наиболее заметны по таким болезненным вопросам, как право на прерывание беременности, освящение однополых браков и право выбора момента своей смерти.
 
Главный редактор газеты «Ля Круа» Изабель де Голмин обращает внимание на наличие:
 

двух скоростей развития французского протестантизма- Церкви пожилых верующих, привязанных к ней семейными связями, и Церкви новых обращенных, более молодых, более практикующих, более молящихся и с более консервативными моральными и этическими убеждениями.

 
С ее точки зрения аналогичные процессы характерны и для других христианских конфессий.
 
Главный редактор также отмечает, что еще до недавнего времени считалось хорошим тоном снисходительно-пренебрежительно высказываться о новых евангелических церквях, появлявшихся на городских окраинах около 30 лет назад, и поспешно названных сектантскими, примитивными и даже фундаменталистскими.
Но сегодня эти церкви составляют уже 30% французских протестантов и динамизм их развития показывает, что в отличие от классических церквей им удается принимать людей без религиозного наследства, находящихся в поиске духовного смысла своей жизни.
 

При всех выявленных в ходе опросов различий среди верующих протестантских церквей Франции следует помнить, что они живут единой жизнью, что они слушают друг друга и умеют находить общие для всех позиции.

 
Развитие евангелического полюса во французском протестантизме не приведет к формированию двух протестантских миров. Прежде всего потому, что между различными церквями и объединениями протестантов Франции существуют и продолжают строиться множество мостов и переходов, да и просто в связи с тем, что в евангельских церквях много лютеран и реформатов.
 
    
Представляется, что многие вопросы, стоящие перед протестантскими церквями и объединениями Франции, уже давно созрели и для протестантских церквей России.
Давайте начнем их ставить и пытаться совместными усилиями находить необходимые для всех ответы.
 
Павел Верин по материалам иностранной прессы специально для www.protestant.ru
 
 
Темы этой статьи
Похожие статьи
Лидер ЛДПР посетил протестантскую церковь
25 декабря протестанты всего мира отмечают Рождество, в церквях проходят рождественские богослужения, организуются праздничные концерты. В сочельник 24 декабря богослужение в Христианском центре «Восстановление» (Москва) посетил...
Верим и служим / 120 лет храму
21-го мая 2017 г. на праздничном богослужении, посвященном 120-летию храма, присутствовали и выступали с приветственным словом заместитель председателя РС ЕХБ по Южному федеральному округу Виктор Васильевич Левашов. Казачья...
Лидер российских мусульман поддержал инициативу протестантов
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, член Общественной палаты РФДамир Мухетдиновв своем аккаунте в сети «Facebook» поделился видением ситуации, когда в российском законодательстве...
Какого числа Пасха у протестантов России
Вопрос: Правда ли, что протестанты в России празднуют Пасху вместе с католиками, а не с православными? (Сергей, Мытищи) Ответ: Нет, это неправда. В целом, действительно, протестанты живут погригорианскому календарю....
В Бразилии растет число протестантов
В Бразилии за последние 15 лет на 20 % упало число католиков. При этом возросло количество протестантов не принадлежащих к одной религиозной общине. Среди респондентов 57 % назвали себя католиками. При переписи 2010...
Как стать христианином – Христиане.ру