Руководитель историко-архивного отдела Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Елена Кондрашина побеседовала с Алексеем Егоровым, одинм из исследователей проекта «Духовное наследие подвижников земли русской» об участии молодежи в жизни евангельских церквей в СССР.
- Елена Кондрашина: В современных протестантских общинах очень много молодых людей. Так ли это было в Советском Союзе? Как жили и чем интересовались молодые протестанты в СССР?
- Алексей Егоров: В советские годы в протестантских общинах было много молодежи. Не так много как сейчас, но все же весьма немало. Это всерьез волновало контролирующие органы, потому как у них были другие установки. Пожилые люди в церквях им казались чем-то терпимым, а вот все остальные – нет. И особенно сложно воспринималось наличие молодых людей, потому что они были весьма активны и непримиримы по многим вопросам. Молодые люди всегда и везде были готовы проповедовать о Христе и о Спасении. Об этом в архивах сохранило много упоминаний. Они общались как внутри общин, так и далеко за их пределами.
- Е.М.: Сейчас многие церкви стараются делать специальные собрания для детей, подростков и молодежи. Было ли нечто похожее в советские годы?
- А.Е.: Официально – разве что в поздние годы Перестройки. В остальное время – только неофициально. Советское правительство старалось пресекать все особые формы общения верующих, оставляя для них доступными только воскресные богослужения. Но, конечно же, это никогда не останавливало христиан! Протестанты собирались вместе и служили людям вне зависимости от того, считали ли контролирующие органы это допустимым. В зарегистрированных общинах пространством для того общения было время до и после богослужений, репетиции церковного хора, различные праздники. Подпольные общины были куда свободнее в этом вопросе. Хотя, конечно, у них возникали другие сложности… Ну и не стоит забывать об обычной повседневной жизни – прогулках, походах в гости, путешествия и тому подобных форматах встреч.
- Е.М.: Предполагались ли какие-либо наказания со стороны советских властей за нарушения их указаний?
- А.Е.: Да, конечно предполагались. Все начиналось с вызова служителей на разъяснительные беседы, а могло закончиться закрытием общины. Многие служители старались не обострять отношений с контролирующими органами, что, конечно, не останавливало молодых людей. На какие-то периоды времени молодежные служения могли угасать, но вскоре возобновлялись с новой силой. Протестанты всегда боялись Бога больше, чем любых контролеров. При этом стоит отметить, что подавляющее большинство их действий вполне укладывалось в требования законодательства. Ограничения на них накладывали в основном на основе различных инструкций и приказов контролирующих органов.
- Е.М.: Если служение молодежи сопровождались различными трудностями, зачем в принципе было ими заниматься? Неужели нельзя было просто ограничиться общими собраниями?
- А.Е.: Ответ на этот вопрос связан с ценностными установками протестантов. Для них, в том числе в Советском Союзе, важным было не только и не столько посетить воскресное богослужение, а послужить Богу и людям на протяжении каждого дня. Даже если бы общие собрания не ограничивались жесткими рамками контролирующих органов, их формат был бы недостаточен для молодых людей, как впрочем и для протестантов других возрастов. Служение Богу во всех проявлениях исторически является ориентиром для протестантов. Так как в разных возрастных группах это удается осуществить по-разному, молодые люди и искали для себя особого пространства. Это позволяло им проявить себя, а церквям получать постоянные импульсы к развитию.
Интервью проведено в рамках социально-значимого проекта «Духовное наследие подвижников земли русской», реализуемого на средства государственной поддержки, выделенной в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 03.04.2017 года № 93-рп «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».
|
|
|
|
|