Главная>Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №9

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №9

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №9

Продолжение рубрики.

Тема № 9: Толкование текстов

10.05.2011

Здоровья вам в Господе. Мы продолжаем тему «Проблемы в толковании Писания». Сегодня мы усложним исследование и перейдём от библейских терминов к проблемам в толковании целых отрывков из Библии. Сказанное ниже не является большим секретом и каждый, кто захочет самостоятельно разобраться в данном вопросе, может легко это сделать, вооружившись простыми комментариями к Библии.Чтобы показать проблему в толковании некоторых мест Писания нам не стоит рассматривать все тексты. Остановимся на двух показательных местах. Настроимся на волну честного исследования. На старт, внимание …

Толкование текстов
Проповеди на тему «тенденция обмирщения» или «проникновение мира в церковь», с употреблением термина «мир» и словосочетания «век сей», подчас читаются с кафедры, манипулируя сознанием верующих. С помощью искажения данного(1Ин.2:15-17) и подобных ему отрывков, проповедники зачастую, ставят перед собой цель - внушение своих предубеждений. Но проводя экзегетический разбор данного места Писания, приходишь к весьма конкретным выводам. Экзегетический разбор у меня занял несколько страниц и здесь приводить его нет смысла. Достаточно будет вывода.
 
Жизнь христианина в Церкви - это жизнь в веке грядущем, стремящаяся к святости и добродетельным делам; а мир продолжал существовать в настоящем веке, полном эгоистичных целей в жизни людей. Здесь используется так называемый приём гиперболизации, в котором под термином «мир»обобщается его греховная система ценностей. Между Церковью и миром была непреодолимая пропасть. Между ними не могло быть ни дружбы, ни даже компромисса. В связи с этим, необходимо четко понимать, что в данном месте речь не идет о каких либо культурных аспектах или технических возможностях современного общества. Теплое состояние верующих в четвертом поколении и смена приоритета освещения, служения Богу и ближнему на собственные эгоцентричные интересы в окружающем мире (излишний комфорт, карьера, бизнес ради бизнеса, излишества в одежде и питании, показуха и т.п.) отождествлялись с целями этого мира. А соответственно, здесь нет места спекуляции на тему: «мир – это все то, что меня лично не устраивает». В четвёртом поколении (а именно тогда было написано послание), когда первое волнующее ожидание пришествия Христа сменилась серыми буднями, гонениями, тяготами святой жизни во враждебном окружении, христиане всё больше стали заглядываться на перспективы, которые рисовала греховная система ценностей этого мира. Не надо было отрекаться от Христа. Достаточно было пожертвовать некоторыми гранями своей жизни, такими как поиск воли Божьей (а не своей) в жизни, святость во всяких отношениях (и в работе тоже) и т.п.. Можно оставаться христианином, ходить в церковь, жертвовать десятину, быть членом в очень правильной и традиционной церкви, но при этом любить мир – любить цели и средства этого мира.Нам важно уяснить главное из этого размышления – ни намёка на стиль музыки, модели поведения, количество проповедей, очерёдность происходящего, технические возможности, одежду и другие культурные аспекты в этом месте Писания нет. Исторический дискурс данного отрывка не оставляет нам шанса для аллегорических фантазий и спекуляций. Я понимаю, что отрубаю своим размышлением множество баек с кафедры и выставляю некоторых проповедников как минимум фантазёрами, но это небольшая цена за снятие розовых очков фанатизма к традиции.
 
Во втором примере для экзегетического анализа я выбрал интересный текст (2Тим.3:10-17), который часто используется в спорах на тему богослужебных практик. В проповедях на выбранное место Писания: « …пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен …», можно услышать сомнительные заявления, связанные с историческим, культурным или индивидуальным наследием от служителей прошлых поколений. Наследуемые от старшего поколения мнения на различные вопросы богословского характера, иногда, имеют к Библии только косвенное отношение. На выбор данного текста повлияла возможность спекуляции в его использовании и огромное желание разобраться в истинных целях его написания. Выявив коммуникативное намерение автора можно говорить о том, что он ставил своей целью наставить Тимофея твердо стоять в той истине, которую тот впитал из Ветхого Завета и из учения о благодати – лично от Павла. И это было действительно насущной необходимостью, учитывая, что опасность от ересей была очень реальна. Притом это послание является, в какой-то степени и завещанием, Тимофею служить на вверенной ему апостолом территории, подражая его искренней вере. Говоря о пребывании в том чему научен и от кого это принял, важно заметить, что речь не идет о культурных особенностях христианства или предпочтениях в богослужении и евангелизации, но говорится о использовании истинного вероучения (Ветхий Завет плюс личные наставления Павла) против еретиков (гностиков).
Делая вывод о любви к «аллегоричному толкованию Библии», можно сказать, что данный метод верно служит тем, кто желает вложить в текст Писания свой собственный смысл. Здесь мы не рассуждаем о литературных приёмах имеющих место быть в Библии, таких как притча, аллегория, парабола, гипербола и т.п..Мы говорим о понятных и достаточно простых местах Писания, которые несовершенные люди пытаются толковать «кому как открылось» или «кому как приснилось» - это как кому нравится. Но это уже не мысли Бога, а мысли несовершенного человека. Другими словами, аллегоричное толкование Библии – это такое преподнесение Писания, во главе которого стоит человек, со своим мнением. В итоге, это рождает антропоцентричное поклонение Богу (в центре поклонения не Бог, а человек) на основании предположений, пожеланий и личной заинтересованности. Интересно, что в литургически традиционных церквях большинство проповедников из разряда «кому что открылось» искренно борются с харизматическими течениями, но при этом и сами плывут по пути «аллегории», передовая с кафедры домыслы на Библейский текст. Смешно, но борясь с современными богослужебными практиками и без исследования называя всё, что там происходит харизматией, некоторые братья являются самыми настоящими харизматами у себя за кафедрой в традиционной баптистской или евангельской церкви.
В результате искажение этих и подобных им мест Писания приводит к непониманию истинного смысла и навязыванию собственного практического богословия и литургического в том числе. А это напрямую отражается на богослужебной практике, которой в результате руководят предубеждения и стереотипы - традиции.
Приглашаю всех через неделю на исследование щекотливой темы - «Канонизация исторического наследия евангельскими верующими». Мудрости нам всем от Господа.
 
Дмитрий Узенцев, специально для Портала www.protestant.ru
 
 
 
 
Статьи из этой серии
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №32
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №30
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №29
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №28
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №27
 Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №26
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №25
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №24
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №22
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №21
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №20
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №19
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №18
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №17
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №16
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №15
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №14
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №13
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №12
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №11
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №10
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви)  №8
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №7
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №6
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №5
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №4
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №3
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №2
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №1
Похожие статьи
Возможны ли изменения в богослужении?
Готовы ли мы, взять и поменять все в нашем богослужении? Абсолютно всё … Что за вопрос, скажете вы. Зачем все эти перемены, революции? Всё идёт, как идёт. Всё проверено годами, отточено и так привычно....
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Привет вам. Как то грустно мне писать эту статью. Ведь она последняя в нашей рубрике. Да и что еще сказать, когда все уже, вроде бы, сказано? Постараемся в этой статье сделать общий вывод всей рубрике «Кризис...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Что такое мир между церквами и зачем он нужен вообще? Странный вопрос, скажете вы. Но, к сожалению, на практике все на столько сложно и печально, что иногда у меня возникает вопрос: как может евангельская...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Привет всем мыслящим в Господе и имеющим ум Христов. Независимым мышлением, имеющим в фундаменте своем учение Иисуса Христа без всевозможных человеческих примесей, могут стремиться мыслить только, по настоящему, зависимые...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Радости вам! Счастья вам! Праздника вам в Господе! Праздник! Что это за слово такое? Каково его значение? Разве можно в церкви устраивать праздники? Это ж все мирское, душевное … или нет? Можно ли в...
Как стать христианином – Христиане.ру