Главная>Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №21

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №21

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №21
Тема №21:Библейские термины, описывающие общую хвалу и поклонение Богу.
18.08.2011

Привет всем честным исследователям нашей рубрики.

 
Сначала, я хотел бы покаяться перед вами, дорогие мои читатели. О, эти страшные два слова – ремонт и переезд. Во время переживания оных, да при температуре 40 градусов в тени, в полной мере начинаешь понимать что такое «суета сует и томление духа».
В прошедшую пятницу, наконец то, я на новом месте жительства – аллилуйя Господу. Лишённый интернета, да и времени, я пропустил два выпуска. За что приношу свои покаянные извинения – прости мя грешного читатель. Спасибо, что приняли мою исповедь, а теперь вернемся к нашему анализу.
Сегодняшний выпуск отличается от предыдущих размышлений своей практичностью. Короткий лексико семантический анализ терминов поможет нам понять Слово Божье и людей, которые искренно поклонялись Господу.
Сначала мы рассмотрим библейские термины, в которых концентрированно заложено понятие о поклонении Богу, а затем, в следующей статье, мы рассмотрим более широкий спектр мест Писания с описанием форм поклонения Богу.
Итак, товарищи лингвисты, погнали.
 
 
 
Библейские термины, описывающие общую хвалу и поклонение Богу (№21)
Еврейские термины:
«Халлал» - наиболее часто встречающееся слово в Ветхом Завете (88 раз), обозначающее хвалу. Смысл его можно перевести, как издавать чистый звук, хвалить, праздновать, восторгаться, превозносить, прославлять. Ясность и четкость хвалы не должны вызывать ни каких сомнений. Ни о какой скрытой или не заметной хвале глубоко в сердце речи не идет. Слово передаёт атмосферу праздника, но не того на котором все объелись и думают как бы по быстрому ретироваться. Праздника исполненного радости и восторга от присутствия в сонме поклонения пред Господом. Это очень эмоционально окрашенное слово. Кроме того это определение качественной радости, т.е. качества всего что зрительно отражает эту радость – радостная музыка, радостная аранжировка, радостные эмоциональные всплески, и т.п.. Если традиционное богослужение не наполнено такой восторженной радостью, то зачем тогда держаться за эту традицию.
 
«Техилла» (словообразование от «халлал») имеет больший акцент на песне, соответственно мы поем четкую и ясную песнь хвалы (2Пар.20:19-20; Пс.70:8; 106:31,32 …). Песнопение или пение гимнов – это не просто разминка между проповедью, колка льда при начале собрания или проповедь, облечённая в музыкальное оформление. Пение – это, прежде всего прославление Бога, рифмованная молитва под музыку, эмоциональное прославление Бога в духе. Конечно, это не отменяет истину, и разум должен точно так же участвовать, как и дух со всеми своими составляющими.
Но необходимо понять, что Бога прославляет не смысл песни и не сами слова, прописанные или пропетые церковью, какими бы истинными они не были, но прославление идёт из духа человеческого, который переживает поклонение Богу во всех своих составляющих. А составляющие эти, как мы уже говорили, это исполнение Духом Святым, наслаждение этим процессом, радость выражающееся в эмоциях, темпераменте, восклицаниях и т.п. Я понимаю, что сейчас у некоторых, данная информация не укладывается в голове.
 
Но процесс честного и не предвзятого исследования это именно, то чем обязан заниматься каждый думающий зрелый христианин – это и есть гарантия сохранения всегда современного христианства от пути музейной религии. Надеюсь, мы вынесли главную идею из этого термина и поняли, что многие гимны хвалы в литургически традиционных церквях не являются хвалой Богу, т.к. они не переживаются в духе человеческом, а механически исполняются в угоду традиции. Это происходит по причине простой привычки исполнения одних и тех же песен (механическое исполнение), не соответствия культуре людей пытающихся поклоняться под них Богу (явная устарелость), не соответствие музыки и слов (затягивание, минорность) и т.д. (см. статью № 18).
 
 
«Саммар» (Замар) – касаться струн, играть на них и петь хвалу под аккомпанемент музыкальных инструментов (Пс.9:3; 32:2,3; 149:3). Не только гимны, песни, славословия являются прославлением Бога, но и сама музыка. Современные, а значит понятные, музыкальные инструменты, качественная аранжировка – всё это помогает раскрыться душе человеческой уже знакомым способом, на языке уже знакомой музыкальной культуры.
В конечном счёте, это влияет на более эффективное поклонение духа человеческого, раскрытия его темперамента, раскрытия эмоциональной стороны характера и раскрытия духа для более эффективного исполнения Духом Святым и наслаждения этим процессом. Музыка обладает огромной силой для нашей души. Не стоит пренебрегать ей или сокрализовывать какой то определённый музыкальный стиль, умерший для подавляющего большинства людей в настоящее время - в окружающей культуре.
 
«Яда» и «Тода» - воздавать почтение или поклоняться с простертыми руками, т.е. воздавать хвалу и поклонение, выказывая преклонение и воздевая руки (1Пар.16:8,9; Пс.62:5; 96:12; 98:3). Данный термин несёт самостоятельную идею с законченным собственным смыслом. Почтение перед Богом неотъемлемая часть поклонения Ему, которое может физически выражаться в поклоне, коленопреклонении и воздевании рук.
Само сердце должно быть исполнено глубокого почтения к Богу. Так же, как ребёнок тянет свои руки к родителю, воздевание рук является естественным символичным поклонением понятным в любой культуре. Ну конечно кроме литургически традиционной церкви, ведь там собственная закрытая культура исключает многие простые и понятные любому человеку проявления эмоций к Господу. Ведь это «явная харизматия» скажут оппоненты. Если так, то все греки, евреи, наши дети (можно долго перечислять) являются харизматами. Как часто фанатизм по традиции закрывает глаза на элементарные вещи и люди путают заблуждение и чисто культурные моменты, которые к Библии не имеют ни какого отношения. Бог через Библию всегда говорил на языке культуры.
Почтение к Богу, смирение перед ним можно увидеть только в физических символических движениях понятных в данной культуре. А если мы обрезаем это видимое проявление поклонения церкви перед Богом, то тогда мы ставим препятствия на пути неверующих людей, которые могут довольствоваться только словами без видимых подтверждений. А обещаний россияне уже наелись «по самое, да по не хочу» …
 
 
 «Шача» - нагибаться, падать ниц перед кем либо, физически склоняться в почтении к тому, кому воздается честь. Благоговейный страх перед Господом выражается физически в разных культурах по разному. В данном случае мы видим вполне понятные русскому народу поклоны на коленях и даже расстилание по земле в знак полной покорности. В РПЦ используется этот элемент поклонения, особенно в монастырской среде и является очень понятным в русской культуре.
 
Греческие термины:
«Προσκυνεω» - падать ниц и целовать ноги тому, кому воздаётся честь. Что-то похожее на еврейское «шача». Такой элемент поклонения Господу как смиренная молитва на коленях, вполне проецируется в современную русскую культуру.
 
«Αινεω» и «επαινεω» - превозносить и хвалить Бога (Евр.13:5; Отк.19:5). Похожие на еврейское «халлал». Так же очень эмоционально окрашены и наполнены радостью и веселием перед Богом.
 
«Χαρις» и «ευχαριστια» - выражение благодарности Богу (Лук.17:6; Деян.2:47; 1Фес.5:18; Отк.7:12; 11:17). Глубокая любовь к Богу и благодарность за дар вечной жизни, рождают поклонение в котором мы просто осознаём милость Божью к нам и переживаем её в своём духе, как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне.
 
«Υμνεω» - пение песни. Еврейское «техилла» очень похоже по своему смыслу и можно просто посмотреть его значение чуть выше.
 
«Ψαλλω» - играть на инструменте и петь. Так же и иудейское «саммар» соответствует этому греческому термину.
 
«Δοζαζω» - славить. Молитвенно ли, в пении ли или славословии, но возносимая слава Господу из духа человека и облечённая в слова. Прошу понять меня правильно – произносить время от времени в молитве слава Богу, это не всегда означает славить Бога. Только когда вся община в духе своём славит Господа на языке восклицаний, эмоций допустимых в окружающей культуре, своего темперамента, исполняясь Духом Святым и переживая эту всеобщую атмосферу прославления, тогда можно сказать что община славит Бога.
Не только разум участвует в прославлении, не только интеллект поклоняется Богу. Мы поклоняемся Богу всей крепостью своей, в том числе и эмоцией, и исполнением переживаний славы Господа.
 
«Ευλογεω» - благословлять и хвалить. Благослови душа моя Господа – воспевал псалмопевец. Благословение Господа – это вполне нормальная традиция, если правильно понимать эти термины. Но православному менталитету трудно даже поразмышлять над этим. Благословлять – это значит говорить доброе, хорошее, т.е. благие слова.
Произносить доброе и хвалящее Бога – это форма прославления понятная в любой культуре и являющаяся, к тому же, формой евангелизации. Действительно, когда народ божий, в духе, славит, благословляет и хвалит Господа по вертикали, в понятной данной культуре форме, то это мощное видимое свидетельство и по горизонтали – для неверующего человека.
           
 
Следующая статья будет продолжением этого размышления, и от терминов мы перейдём к библейским примерам. Восточная мудрость напоследок: «самый лучший меч никогда не покидает свои ножны». А сейчас «мечи обратно в ножны» и благословений вам возлюбленные.
 

Дмитрий Узенцев, специально для  www.protestant.ru

Статьи из этой серии
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №32
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №30
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №29
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №28
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №27
 Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №26
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №25
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №24
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №22
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №20
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №19
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №18
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №17
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №16
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №15
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №14
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №13
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №12
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №11
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №10
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №9
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви)  №8
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №7
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №6
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №5
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №4
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №3
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №2
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №1
Похожие статьи
Возможны ли изменения в богослужении?
Готовы ли мы, взять и поменять все в нашем богослужении? Абсолютно всё … Что за вопрос, скажете вы. Зачем все эти перемены, революции? Всё идёт, как идёт. Всё проверено годами, отточено и так привычно....
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Привет вам. Как то грустно мне писать эту статью. Ведь она последняя в нашей рубрике. Да и что еще сказать, когда все уже, вроде бы, сказано? Постараемся в этой статье сделать общий вывод всей рубрике «Кризис...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Что такое мир между церквами и зачем он нужен вообще? Странный вопрос, скажете вы. Но, к сожалению, на практике все на столько сложно и печально, что иногда у меня возникает вопрос: как может евангельская...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Привет всем мыслящим в Господе и имеющим ум Христов. Независимым мышлением, имеющим в фундаменте своем учение Иисуса Христа без всевозможных человеческих примесей, могут стремиться мыслить только, по настоящему, зависимые...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Радости вам! Счастья вам! Праздника вам в Господе! Праздник! Что это за слово такое? Каково его значение? Разве можно в церкви устраивать праздники? Это ж все мирское, душевное … или нет? Можно ли в...
Как стать христианином – Христиане.ру