Главная>Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №22

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №22

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №22
Тема № 22:Формы общего поклонения в Библии.
23.08.2011

Слава Господу нашему!!! Аллилуйя Всемогущему!!! Воскликни народ Божий: гряди Господи и да прославит Тебя вся земля!!!

Эх, сейчас бы провести статистические наблюдения за верующими, читающими эту статью на своих мониторах. Просто любопытно очень, как ведёте вы себя, христиане, прочитав такой призыв?; какие выражения лиц у вас в данный момент?; на сколько серьезно вы отнеслись к этому призыву или для вас это всего лишь слова-лозунги, слова-клише, слова-сленг, слова-пароль …?
Или ваше сердце наполнилось радостью поклонения Богу и вы, молитвенно вслух или про себя, воздали славу Творцу неба и земли вместе со мной?
 
По отношению к этим словам можно понять и ваше отношение к большому пласту практического богословия, именуемого учением о поклонении Богу.
 
Откройте глаза по шире и попробуйте читать, честно исследуя предложенные темы.  В (Неем.8:5,6) все люди громко говорили аминь аминь, поднимая руки и поклоняясь лицом до земли, затем распростерлись по земле в знак поклонения. Детская искренность и дерзновение перед Богом отличают это прославление.
 
Сегодня мы продолжим цикл статей посвящённых совместному поклонению и прославлению Бога в общинах верующих. Для этого нам надо продолжать сохранять ревность по истине и, на время изучения, хотя бы, отключать ревность по традиции. Поехали господа хорошие читать статью с номером, как у моей квартиры.
 
 
 
 
Формы общего поклонения в Библии (№22)
 
1.                  Поднятие рук - это один из способов прославления Бога. Подобно ребенку, протягивающему руки к Отцу – это естественная человеческая реакция к своему Создателю (Пс.27:2; 62:5; 133:1,2; 140:2; 1Тим.2:8; Езд.9:5; 2Пар.6:12-13 …). Так нам, человекам, легче сосредоточить свои мысли на Господе. Этот жест показывает нашу открытость перед Ним. «Ну, вот что это за харизматия?» - скажет «правильный» верующий с большой буквы «Б», а не то, что «некоторые бородатые» … И можно было бы улыбнуться на такую наивную преданность стереотипной традиции, берущей своё начало в молоканском прошлом, если бы не было так грустно от последствий такого провозглашения.
Корень такого мышления с ущемлением всех внешних проявлений эмоций, естественных в данной культуре, если внимательно проанализировать, кроется в богословии той церкви откуда вышли молокане (если говорим о русском пути протестантизма) или западные протестанты. Богословие исторической церкви сильно отличается от практического богословия самого евангелия, т.е. первых христиан и, соответственно нас, как современных евангельских верующих. Богословие, которое базируется на учении о благодати не может ставить в свой фундамент спасение делами, аскетизм и полную никчемность человека, даже если он и верующий.
Бесспорно, что сегодня многие кто называет себя протестантами, на самом деле являются недореформированными православными или католиками (Братья католики и православные здесь ссылка на вас используется в связи с внутренними диспутами – не обижайтесь на меня грешного и простите, если что не так, а учтите дискурс). Когда то, англикане, лютеране и т.д. начав путь реформ, остановились в своем развитии, за небольшим исключением ответвлений в этих конфессиях.
 
Дальше этот путь продолжили методисты, анабаптисты, евангелисты …, которые и сейчас считают, что путь реформы не заканчивается до самого пришествия Христова.
 
Парадокс протестантизма в том, что реформировав определенный исторический отрезок христианства и сделав веру более современной, а значит понятной современникам, лидеры передают не только свою веру. Они передают и определённые культурные стереотипы, традиции и практическое понимание Писания современные для их исторического периода, но совершенно не актуальные в следующих поколениях (см. статью №10). В результате у протестантизма всегда есть опасность стать исторической веткой в христианстве, а не современным и актуальным учением.
 
2.                  Рукоплескание руками (аплодисменты) одна из естественных и радостных форм хвалы Богу во все времена и на всех континентах (Пс.46:2; 97:8; Ис.55:12; Иез.21:14,17 …). «Хлопают они там, ух …, разве можно? Да, нет у них благоговения» - неоднократно произносит один очень уважаемый брат, практически «стуча ботинком по кафедре». К сожалению, полная герменевтическая безграмотность (см. статью № 8).
Поймите меня правильно, я ни кого не осуждаю, а просто констатирую факты. А факты – штука упрямая … Их не обойдешь и с ними не поспоришь.
Правда, на них можно закрыть глаза, сделать голос по мощнее и лозунги по круче и тогда люди поверят …
Но, мы с вами честные люди, правда?
Итак, давайте честно признаемся себе, что эта форма поклонения в Библии хорошо и многократно прописана, а еще в том, что это культурно и естественно для россиян. Евреи тут не при чём и африканцы тоже, а тем более православные верующие, ведь у них свои богослужения. Ориентироваться надо на не верующих, а не на верующих, как и Спаситель наш.
А для не верующего человека аплодисменты, это понятный символ самовыражения, благодарности и эмоциональное выражение своих переживаний.
 
3.                  Прославление на самых разных инструментах, современных для того времени (см. статью № 15), от сольных (мелодичных) до громогласных (Пс.150:3-5 …). Давид не только писал песни Богу, но и изобрел множество музыкальных инструментов, которые, очевидно, пришлось осваивать последующим поколениям.
Интересно, что в Израиле изобретение нового музыкального инструмента, как и появление нового музыкального звука (даже громогласного), воспринималось положительно. Мы видим самые современные инструменты в прославлении Бога в Писании. Так что изменилось сейчас?
Ничего не случается принципиально нового под солнцем и все повторяется, как известно. Так и сейчас, дьявол через фарисейство, всегда играл и будет играть на невежестве и исторической канонизации опыта, актуального только для прошедших поколений … Давайте не будем забывать про то, что евангельское практическое богословие отвечает на вопрос: «как Писание применить в современной ситуации и на языке современной культуры?», а не на: «как сохранить свои традиции без изменений?». Это пути в разных направлениях.
 
4.                  Положение стоя при поклонении Господу (2Пар.5:15;7:6). Это, наверное, самое понятное в русской протестантской культуре. Поэтому не будем занимать место в статье, разговаривая на эту тему.
 
5.                  Преклонение колен и простирание по земле (Пс.94:6 …). На мой взгляд, вполне допустимые формы поклонения в современной ситуации в России. Может не везде и не всегда, но, скажем, на молитвенных внутри церковных мероприятиях это можно практиковать. А в личной молитвенной практике это не заменимые формы. А вы как считаете?
 
6.                  Восклицание аллилуйя, аминь … (Пс.46:2; 65:1; 80:2; 94:1,2; 97:4; 99:1 …). Не только во время молитв или пения, но и во время проповеди восклицание Богу – это разумная активность зала, поддержка проповедника и совместное поклонение – потому и совместное, что все принимают участие, и даже в проповеди, как части совместного поклонения Богу (о поклонении в проповеди поговорим чуть позже – это отдельная тема достойная целой статьи).
Сейчас, во многих литургически традиционных протестантских церквях восклицаний Богу просто нет или они перешли в сухую и сдержанную форму благодарности за какое либо выступление.
Восклицание - это эмоционально яркая форма поклонения, начинающееся с одного человека, и, как цепная реакция продолжающееся по всей общине внутри человеческого духа. Восклицания, руководимые Духом Святым в поклоннике расставляют акценты в поклонении всей общины и возбуждают на поклонение дух тех, кому трудно (по разным причинам) поклоняться Богу.
Это тот огонь, который зажигает весь костер горячего поклонения Господу и поддерживает его пламя. Я уже приводил и еще буду приводить примеры восклицаний и их буквальные переводы, но важно понять простую их важность и необходимость для эмоционально здорового человека.
Если нет этого простого и понятного выхода эмоций, то мы их хороним для Духа Святого, установив в своем духе границы того, куда Ему можно, и куда «Ему НЕЛЬЗЯ».
Мы не только ограничиваем Духа Святого, таким мышлением, но и становимся эмоционально закомплексованными перед Богом, друг другом, служением, неверующим и т.д.. Почему то, за пределами христианских мероприятий верующие таких церквей могут громко что-то говорить от переизбытка эмоций, употреблять жесты, движения, проявлять темперамент. Но как только человек входит в определенную атмосферу, он тут же оставляет кейс с собственной культурой за пределом «корабля». Проблема не в том, что он на «корабле спасения», а в том, что на этом корабле его заставляют лицемерить, т.е. быть не собой настоящим, а другим - искусственным.
А еще хуже, когда человек путает веру Христову с законом и традициями на этом корабле и становится фанатиком и фарисеем по всей своей жизни. Конечно, это лучше чем быть совсем не верующим, но это в принципе не правильное мышление крайностями (см. статью №7).
Самая большая опасность, на мой взгляд, в «пластилиновой» (искусственной) или эмоционально простерилизованной атмосфере на собраниях традиционно литургической протестантской церкви заключается в том, что неверующий человек интуитивно чувствует подделку в не естественном поведении людей.
И здесь не надо спекулировать на тему особого освященного поведения верующих, в противовес поведению алкоголика и наркомана. Ведь освященный, т.е. отделенный от греховных ценностей или стремящийся все больше отделиться, это не одно и тоже, что без эмоциональный рацио-механизм.
Подумайте над этим!
 
7.                  Плач (Иер.9:20; Езд.10:1; Иак.4:8-10; Лк.7:37-38) - чем ближе мы приближаемся к Господу, тем глубже осознаем свою нужду в покаянии. Грехи и беспечность окружающего нас мира должны также производить в нас скорбь и печаль (2Пет.2:6-8).
Плачь радости и слезы блаженства, сковывающие нашу речь, часто сопровождают здоровые переживания в поклонении Богу. Сдерживание своих естественных эмоций сильно обедняет литургически традиционную евангельскую церковь.
Я и сам не однократно испытывал такое состояние посреди общего поклонения Богу в Церкви. У меня просто перекрывало горло для звуков, невозможно было выдавить из себя ни слова. Меня окутывало вокруг Духом Святым и просто лились слезы очищения и блаженства от присутствия Всемогущего, хотя я не маленький мальчик, и вешу около 100 килограмм. В этот момент я не думал о том что на меня смотрят, что мне сейчас проповедовать выходить, а я тут ною стою. Я не мог сдержаться в этот момент, только лишь прикрыл лицо руками и прорыдал, примерно, минут десять. Это было не раз, но и постоянно я такого не испытываю.
Важно понять здесь – я не призываю всех стать христианскими ЭМО.
Я вообще против излишне накрученного поддельного крайне харизматического гиперэмоционализма. Это две крайности от которых следует убегать и быть в золотой, Божьей, естественной середине.
Между без эмоциональным богослужением и искусственным накручиванием эмоций психологическими приемами не много разницы – и то и другое неправильно.
Балансировать между этими крайностями достаточно сложно, поэтому одни церкви предпочитают все запрещать и ограничивать, а другие плыть по течению беспредела в духовной практике. Мое мнение заключается в том, что не греховные эмоции, которые считаются вполне приличными в окружающей культуре, допустимы и в церкви. То действие, которое производит Дух Святой, Он обязательно произведет с учетом восприятия его окружающими и проявление эмоций из духа человека не будет греховным, противоречащим Писанию или неприятно шокирующим и не допустимым для культуры окружающих людей.
То восклицание, которое Дух положит в дух человека в Испании или в Африке, Он, не всегда будет давать для России, т.к. культурное восприятие разное. И по уместности в окружающей культуре и сравнению со Словом можно взвешивать и регулировать восклицания, отсеивая искренние проявления эмоций под действием Духа Святого от проявления эгоизма, гордости и показухи.
 
8.                  Танцы (Исх.15:20,21; 1Пар.15:14-29; Пс.149:3; 150:4; Соф.3:17 …). Давид в (1Пар.15:14-29) предпринял два способа переноса ковчега. В первом была пышность, официоз и неправильное участие при переносе (части церемонии поклонения). Во втором простота прославления Бога как в переносе ковчега и одежде, так и в танце перед Богом.
Нельзя судить человека за его ликование (танец). Жена, осудила Давида за его простоту прославления Бога, опустившуюся до танца, и не имела детей, что было наказанием за её суд. Интересно, что в иудейском мышлении нет стереотипа по поводу танцев. Как нет в африканском, греческом и т.п., но в русской ментальности, оказывается, все необъяснимо сложно.
На какие только подлоги не идут сегодня проповедники, чтобы замазать грязью любые телодвижения.
 Грех спекулировать текстами Писания и выводить из них тот смысл, который там не может быть вставлен просто по контексту, как библейскому, так и историческому. Танцы людей отступивших от Бога и не дождавшихся Моисея с десятью заповедями – это просто проявление радости, пусть и по поводу своего заблуждения. Но, сам танец здесь нейтрален ко греху, но является показателем их радости, а значит удовлетворенности своим греховным выбором. И не более того.
Танец - показатель радости человека и проявление его здоровых эмоций.
Даже если человек грешит танцуя или празднует таким образом выбор греховного поступка, то это не означает что «танец - это грех». Танец в Библии – это эмоция, по который можно судить о серьезности сделанного выбора.
Если человек согрешил и раскаялся или хотя бы засомневался, то он не будет радоваться до того, что затанцует от этого сожаления. И наоборот, если человек сделал праведный поступок, то его танец, так же, свидетельствует об осознанном выборе и радости по этому поводу, которая выплескивается в танце.
Итак, танец – это просто проявление эмоций и запрета на него в Писании мы не найдем. А кто находит, тот «молодец», тот может найти в Библии доказательство всего что угодно.
Однажды, я был свидетелем ужасного поступка. В процессе пышного бракосочетания в загсе, верующим парню и девушке было предложено станцевать первый танец в супружеской жизни – Вальс. Все гости, умилённые и растроганные произошедшим событием и речью представителя загса, были обескуражены и облиты оскорбительным «холодным душем сестры в Господе». Она бросилась, прикрывая молодых, как на амбразуру. С таким «выпадом» было громко и резко произнесено следующее: «мы БАПТИСТЫ!!! Мы НЕ танцуем!!!». Это звучало так, как будто тут Христа хулили и праведная ревность во всей своей жесткости заявила о своей позиции, «дабы больше не повадно сим язычникам было осквернять святых своими греховными предложениями».
Как вы думаете, кто будет в ответе за людей, которые не прейдут в баптистский храм, потому что уже все поняли о баптистах? А ведь именно туда, в свою церковь, эти молодые будут стремиться привести всех тех неверующих, которые были на их свадьбе. Продолжая говорить о танцах повторимся.
Вопрос о танцах – это вопрос стереотипов и окружающей культуры.
В Англии танцевать не стоит, а в Африке обязательно стоит. В России танец – это часть культуры: хороводы, частушки с выходом, высота и частота голоса в танцевальных песнях, ритм славянской музыки, одежда, приспособленная для танца, народные инструменты придуманные специально для ритмичной музыки славян, а чего только стоит восклицание женщин с взвизгиванием в народном танце «у-у-ух» (эти песни даже не поются в статичном состоянии, а всегда танцуются поющими …) … - этого нет в других культурах, т.е. танцевальный пласт в культуре славян уникален и имеет самостоятельный путь исторического развития …
Отрицать танцевальную культуру России и приписывать нам Английскую чопорность – это, по меньшей мере, не честно. А честный человек сам во всем разберется.
Давайте прочтем интересный пример о выдающейся Церкви с выдающимся лидером: «я был там неоднократно. В Нью-Йоркской общине, где пресвитером является доктор богословия Брюс Вилкирсон, есть люди всех цветов кожи. Богослужение начинается общим прославлением, где запевает хор в 150 человек, кто-то поднимает руки, кто-то нет, кто-то сидит, кто-то стоит, некоторые на коленях, кто-то со своими бубнами. Удивительно, но нет никакого хаоса и какофонии, есть единство прославляющих и ни какого дискомфорта. Что-то похожее предстоит нам увидеть на небе».
Первоочередным вопросом при планировании богослужения должно быть исследование того, что является наиболее естественным выражением любви, радости, уверенности и глубины взаимоотношений для людей, живущих в вашем целевом регионе.
Поклонение ни в коем случае не должно быть высокопарным, холодным или противоестественным для чувств сознания и простой культуры людей. Оно должно естественно и искренне выражать наши чувства и мысли по отношению к Господу.
Я искренне желаю всем благословений и прозрения мудрого.
В правде есть мощная сила, ведущая к совершенству. А в заблуждении часто присутствует спокойная стабильность, ведущая к медленному регрессу.
А тем, у кого появилось искреннее желание посадить меня на кол или сжечь, не отчаивайтесь – ниже есть форум для выражения правильных и допустимых, на ваш христианский взгляд эмоций.
Следующая статья не оставит равнодушным, ровным счетом, никого – это точно. До связи в следующий вторник.

Дмитрий Узенцев, специально для Портала www.protestant.ru

Статьи из этой серии
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №32
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №30
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №29
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №28
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №27
 Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №26
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №25
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №24
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №21
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №20
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №19
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №18
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №17
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №16
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №15
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №14
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №13
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №12
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №11
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №10
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №9
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви)  №8
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №7
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №6
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №5
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №4
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №3
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №2
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №1
Похожие статьи
Возможны ли изменения в богослужении?
Готовы ли мы, взять и поменять все в нашем богослужении? Абсолютно всё … Что за вопрос, скажете вы. Зачем все эти перемены, революции? Всё идёт, как идёт. Всё проверено годами, отточено и так привычно....
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Привет вам. Как то грустно мне писать эту статью. Ведь она последняя в нашей рубрике. Да и что еще сказать, когда все уже, вроде бы, сказано? Постараемся в этой статье сделать общий вывод всей рубрике «Кризис...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Что такое мир между церквами и зачем он нужен вообще? Странный вопрос, скажете вы. Но, к сожалению, на практике все на столько сложно и печально, что иногда у меня возникает вопрос: как может евангельская...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Привет всем мыслящим в Господе и имеющим ум Христов. Независимым мышлением, имеющим в фундаменте своем учение Иисуса Христа без всевозможных человеческих примесей, могут стремиться мыслить только, по настоящему, зависимые...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Радости вам! Счастья вам! Праздника вам в Господе! Праздник! Что это за слово такое? Каково его значение? Разве можно в церкви устраивать праздники? Это ж все мирское, душевное … или нет? Можно ли в...
Как стать христианином – Христиане.ру