Интервью (фрагмент): Дмитрия Власова
Источник: Благовест-Инфо
В преддверии 300-летия Свято-Троицкой Александро-Невской лавры мы беседуем с ее наместником, викарием Санкт-Петербургской епархии епископом Выборгским Назарием.
Петербург традиционно считался «самым европейским» городом России. Каковы сегодня в Северной столице отношения между Православной Церковью, к которой, безусловно, относится абсолютное большинство верующих питерцев, с другими конфессиями, представленными в городе?
Я бы сказал, что образом межконфессиональных отношений в Петербурге является его главная улица – Невский проспект. Здесь расположены и кафедральный православный собор во имя Казанской иконы Божией Матери, и католическая церковь св. Екатерины, и армянский храм во имя той же святой мученицы, и лютеранская Петерикирхе. А ведет этот проспект к нам – в Александро-Невскую лавру.
Для христианских конфессий в Санкт-Петербурге характерны добрососедские отношения, сложившиеся еще в имперское время. При этом я считаю, что член каждой христианской общины должен хорошо знать свои корни, свои традиции. Контактируя друг с другом, мы не занимаемся прозелитизмом, хотя иногда бывают случаи перехода из одной конфессии в другую. Большую роль в укреплении межхристианских отношений в Северной столице играет кинофестиваль «Невский благовест», который проходит уже шесть лет подряд. На этом форуме демонстрируются фильмы, снятые представителями разных конфессий. Лично мне не очень нравится слово «толерантность», но считаю, что если Господь определил нам жить рядом друг с другом, то мы должны вести себя как добрые соседи.
Это особенно важно в контексте вызовов современности. Агрессивный секуляризм, свобода, трактуемая как вседозволенность, разрушение семейных ценностей – все это сегодня на слуху в у каждого вне зависимости от его конфессиональной принадлежности. Перед традиционными христианскими конфессиями сегодня встают одни и те же вызовы. И ответы на эти вызовы христиане стараются дать в контексте той традиции, к которой они принадлежат.
Владыка, Вы коснулись вызовов, стоящих сегодня перед христианами. Ушедший год был отмечен большим количеством атак на Церковь. Чем Вы это объясняете? Это какое-то временное обострение или речь идет о более перманентном процессе?
В истории Церкви это уже было много раз. Такого рода нападки то обостряются, то затихают. Бывало и похуже… Характерно, что в 2012 году обвинения в адрес Церкви исходили от людей, находящихся вне ее ограды. Сегодня многие стали считать уместным влезать в чужие семейные отношения, в чужую личную жизнь. Тот факт, что эти нападки шли извне, как раз вызывает у меня не столь большую тревогу, – ведь внутрицерковная жизнь у нас развивается более-менее нормально. И я думаю, мы своими силами с Божией помощью разберемся во всех вопросах нашей церковной жизни.