Автор: Руслан Загидулин, Магистр Богословия.
Для христианина, оказавшегося в городе, где индивидуализм и потребительство пронизывают все нити городской жизни, соборность может стать не только устаревшим церковным словом, но и чуждым понятием.
Однак
Современное общество унаследовало от позитивизма эпохи Просвещения убеждение, что существуют объективные понятия, никак не связанные с личностью. В академических кругах давно известно, что любой текст должен быть максимально обезличен. Например, вместо "Я провел исследование" необходимо писать "Было проведено исследование". Вроде как, звучит объективней. Однако вслед за тенденцией обезличивания человек столкнулся и с тенденцией избегания ответственности. Другими словами, если не я провел исследование, то ответственность не на мне, а на самом исследовании, т.е. не на ком. На мой взгляд, ответственность – понятие глубоко личностное. Возникает противоречие между ответственностью коллективной, когда участник коллектива обезличивается, т.е. теряет свою идентичность, обретая идентичность чужую – коллективную, а значит, теряет свою личную ответств
Именно по этой причине, понятие ответственность терпит в современных сообществах обезличивание, дабы избежать притязаний некой личности на власть. Как следствие, обезличивается и обязанность. Таким образом, индивидуум не чувствует себя обязанным обществу.
Страх наделить кого-то персональной властью ведет нас либо к отказу от персональной ответственности, что практически невозможно, либо к обезличиванию личности, несущей эту ответственность. В этой ситуации Христос есть яркий пример решения подобной дилеммы, когда Сын Божий становится персоной, личностью в человеческом смысле. Он не только Вечный Логос, но и еще Иисус, сын плотника. Следуя примеру Иисуса Христа, каждый может культивировать свою личную ответственность, принимая участие в совместных действиях, как отдельное взятое "я", а не единица, принадлежащая некоему сообществу.
Горожанин, равно как и каждый член церкви, несет персональную ответственность за развитие сообщества. Как каждый человек сталкивается с ситуацией, когда он или она оказывается перед необходимостью выбора либо своего права в ущерб своим обязанностям, либо своей обязанности в ущерб своим правам. В современных потребительских сообществах первый вариант представляется наиболее разумным. Отсюда возникают попытки оправдать свои эгоистические приоритеты, например, путем введения концепта разумного эгоизма. Для меня как последователя анабаптизма, второй вариант представляется не только более разумным, но и единственно возможным для выживания и развития сообществ. Именно идея кенозиса (отказ
По-прежнему остается открытым вопрос взаимодействий откровения (Св. Писаний и/или пророчеств) и соборности. Как церковь может использовать Св. Писание. Здесь могут оказать пользу взгляды Г.П. Щедровицкого, который говорил о чистом мышлении, как о самостоятельной субстанции, и коммуникативном мышлении, как совместной мыследеятельност
Выглядит так, что соборность – не только христианская культура взаимодействия отдельных личностей, но и необходимость в условиях урбанизации. Не случайно в Новозаветных документах речь идет не об абстрактных последователях Христа, но о конкретных личностях: Петр, Иоанн, Иаков, Павел, Тимофей и т.д. Вместе с тем, их вклад в общее дело имел смысл лишь в рамках совместного мышления и действия. Следуя этому примеру и учитывая вопиющую необходимость в личностно-коллек
|
|
|
|
|