Главная>Новости>Аналитика>Разрушение мифов по четвергам /№22

Разрушение мифов по четвергам /№22

Разрушение мифов по четвергам /№22
Миф о десятине
14.01.2010

В современных протестантских церквах уже давно укоренился термин «десятина» для обозначения «добровольных материальных пожертвований». Что интересно, эти термины друг другу противоречат, ибо жесткая привязка к размеру денежного взноса (десятина — это 10%) явно противоречит понятию «добровольность».
 
Множество проповедников так называемого «Евангелия благосостояния» сделали учение о «десятине» краеугольным. В харизматических церквах даже существует специальный гомилетический жанр: «проповедь о десятине», произносимая в начале каждого богослужения. Это неудивительно, ведь от регулярности пожертвований зависит благосостояние церкви и пастора. Только вот имеем ли мы право использовать термин «десятина» во времена Нового Завета? Вправе ли мы требовать, чтобы христиане отдавали Богу именно 10% от своего дохода?
 
Давайте разберемся…
 
В древнем мире, еще до Закона Моисеева было известно пожертвование в виде десятой части от дохода. Десятину Мелхиседеку отдал Аврам (Быт 14:20), Иаков пообещал Богу десятую часть своих доходов (Быт 28:22) — правда непонятно, куда девал Иаков свою десятину… Не исключено, что или приносил в жертву, или раздавал бедным…
 
С пришествием Закона Моисеева порядок взимания десятин значительно ужесточился. Десятин было несколько. И не всегда они равнялись 10%. В денежном эквиваленте десятина равнялась 12%  (Лев. 27:31), кроме того десятиной называлось пожертвование для левитов и приношение совершаемое раз в три года, отдаваемое сиротам, вдовам и беднякам, что составляло 4% от ежегодного дохода (см. Лев 27:30-33; Чис. 18:20,21; Вт. 12:17-18; 14:22).
Итак, 12% — десятина + 12% — пожертвования левитам + 4% — вдовам, сиротам и бедным.
 
Всего 28% (!)
 
А если «платить» не деньгами, а животными и плодами, то 24%, но не 10!
 
Кроме десятин еще существовали и добровольные приношения, размер которых закон не регламентировал.
Таким образом, любителям бездумно перенести ветхозаветное учение о десятине в Новый Завет нужно быть последовательными и жертвовать Богу не 10%, а 28% своих доходов. Причем всех доходов! Вам подарили компьютер? Отдайте 28% его стоимости в церковь! Получили в наследство квартиру? Четверть ее рыночной стоимости внесите в приходскую кассу! И т.д.
 
Но, на самом деле, мы должны с вами честно признаться, что в Новом Завете нет требования о «десятине».
В Новом Завете всего четыре раза используется существительное δεκάτη (десятина) — все четыре раза это слово использовано в 7 главе послания к евреям и не в форме заповеди для христиан, а в форме рассказа о том, что произошло между Авраамом и Мелхиседеком. Причем явно доказывается преимущество Нового Завета перед Ветхим и их нетождественность.
 
Кроме этого в Новом Завете еще 4 раза встречается глагол ἀποδεκατόω (давать десятину), который буквально можно перевести, как «отдесятить». :)
 
Причем один раз этот глагол встречается в той же седьмой главе послания к евреям. Один раз в притче о фарисее и мытаре, где гордый фарисей хвалится перед Богом тем, что отдает десятину (Лук.18:12). И два раза этот глагол встречается в Господнем проклятии фарисеям и книжникам:
 
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять» (Матф.23:23).
 
«Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать и того не оставлять» (Лук.11:42).
 
Сторонники перенесения ветхозаветной заповеди о десятине в церковь часто говорят, что Господь якобы тут не отменяет десятину, а говорит, что надо было и десятину платить, и не оставлять суд, милость, веру и любовь Божью.
 
Но в том-то и дело, что Господь употребляет прошедшее время: «сие надлежало делать». Не «надлежит»! Это осталось в прошлом.
 
Всякий трезвомыслящий христианин понимает одно железное герменевтическое правило, касающееся ветхозаветных постановлений: Ветхий Завет — это Слово Божье для нас, но более не заповедь для нас!
 
Некоторые заповеди Ветхого Завета обновлены в Новом, но среди них нет заповеди о десятине.
 
Новый Завет нигде не требует, чтобы христиане приносили Богу десять процентов своих доходов! Более того, такое законническое требование совершенно противоречит духу Нового Завета.
 
В Новом Завете существует учение о пожертвованиях, из которых складывается церковный бюджет, необходимый для оплаты труда служителей и осуществления благотворительной деятельности. Но нигде не регламентируется размер пожертвований.
Разумеется, такое учение не означает, что пожертвования должны ограничится «червонцем» в воскресенье
Учение Нового Завета о финансовом служении христианина складывается из нескольких принципов:
 
1.       Жертвенность.
Христос хвалит бедную вдову за то, что она пожертвовала Богу 100% своего ежедневного дохода. Я слышал об одном американском бизнесмене, который всю свою жизнь жертвовал Богу 90% своего дохода, а жил на 10% (правда, надобно признаться, что его ежемесячные 10% были существенно больше годового дохода среднего россиянина).
Писание говорит нам, что каждый из нас богат: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:8). В сравнении с Втор. 24:10-13 мы имеем понятное библейское определение того, кто является «богатым», и кто «бедным». Здесь мы видим, что если у человека есть две смены одежды и дневное пропитание на начало дня, тогда он считается нормальным человеком и не нуждается ни в чем из руки Божьей. Все, что сверх этого, считается «богатством», а все, что меньше — «бедностью».
Большинство российских христиан соответствуют определению «богатый», поэтому учение о жертвенности применимо и к нам: "Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны" (1Тим.6:17,18).
Кроме того, процесс сбора пожертвований описан Павлом в тексте: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор.16:2). А это еще несколько принципов:
2. Оно должно быть регулярным и последовательным: «В первый день недели».
3. Оно должно быть личным и индивидуальным: «пусть каждый».
4. Оно должно быть систематическим и спланированным : «отлагает и сберегает».
5. Оно должно быть пропорционально вашему благополучию: «сколько позволит ему состояние». 
Ветхий Завет — это источник образов для нас (1Кор.10:11). Десятина — это приблизительный ориентир нашего размера пожертвований, но ни в коем случае не закон.
Ну и еще несколько принципов:
6. Добровольность и душевный комфорт жертвующего.
"Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог" (2Кор.9:7).
7. Использование на доброе дело (2-е Кор. 9:6-11).
На что Новый Завет учит нас тратить свои пожертвования?
·         Финансовое попечение о родителях (1 Тим. 5:3,4).
·         Поддержка тех служителей, которые непосредственно служат нам (Гал. 6:6, 1 Кор. 9:9-14).
·         Поддержка нуждающихся братьев и сестер (Гал. 6:10, Иаков 2:15,16).
·         Любое служение, выполняющее хорошее библейское дело для Бога (2 Кор. 8:1-6, 1 Тим. 6:18,19).
Ясно, что десяти процентов тут не хватит. Поэтому Новый Завет говорит нам о том, чтобы мы рассматривали свои деньги, как принадлежащие Господу на 100% — все Господне. Но Он же дает нам мудрость, как правильно пользоваться этим богатством, чтобы «в Бога богатеть».
Так что «десятина» — это понятие устаревшее и из церковного лексикона должно быть изъято. Учение о жертвенности — вот настоящее библейское учение. И не всегда наградой за эту жертвенность будет земное благосостояние, но всегда — Божье благословение на небесах, где моль и ржа вынуждены поститься и у воров срываются планы о подкопах!
 
Павел Бегичев спициально для www.protestant.ru

Темы этой статьи
Похожие статьи
Вербное воскресенье — преображение нашей немощи!
Па́вел Алекса́ндрович Бе́гичев— российский религиозный деятель (баптист, затемстарокатолик).митрополитАвтокефальн ой церковной провинции святого Михаила Архангела, член Патриаршего советаВсемирного совета национальных католических...
«Ноль – герой»
Американский миллиардер говорит, что теперь у него не осталось ничего, но он счастлив. 89-летний Чарльз Фини, один из основателей магазинов Duty Free Shoppers, полностью пожертвовал весь нажитый капитал. «Я не презираю...
"То чего обычно протестанты не знают" №2
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
"То чего обычно протестанты не знают" №1
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
Обращение Генерального Ординария ЕЛЦАИ
Обращение Генерального Ординария ЕЛЦАИ Его Высокопреосвященства Митрополита Павла Бегичева.
Как стать христианином – Христиане.ру