Главная>Новости>Церковь>Доклад главного секретаря Церкви Ингрии

Доклад главного секретаря Церкви Ингрии

Доклад главного секретаря Церкви Ингрии
Мы с вами являем собой довольно маленькую Церковь, и несть числа тем сложностям, с которыми мы сталкиваемся в своем существовании
20.10.2014

В Кафедральном соборе св. Марии состоялся XXIII Синод Церкви Ингрии.

Публикуем доклад главного секретаря Церкви Ингрии пастора Михаила Иванова:

"Досточтимый епископ, уважаемый Синод, братья и сестры!

В качестве темы своего доклада я выбрал слова Христа из Книги Деяний Святых Апостолов. «Вы будете Мне свидетелями», - говорит Господь.

Каково сегодня это свидетельство? Что мы можем сделать, чтобы откликнуться на этот призыв Христа?

18 сентября в Кафедральном Соборе святой Марии состоялась встреча с генеральным секретарем Всемирной Лютеранской Федерации Мартином Юнге. Сам пастор Мартин является служителем Чилийской Лютеранской Церкви, насчитывающей всего около десяти тысяч прихожан. И в этом мы очень похожи, ведь Церковь Ингрии не намного больше. В частной беседе пастор Мартин сказал: «Помните о том, что маленькая Церковь может повлиять очень на многое, и малое количество искренне верующих людей способно обогатить многих».

И вот сегодня мы собрались из разных пробств и приходов нашей Церкви, чтобы принять те решения, которые помогут нам влиять но окружающий нас мир и духовно обогащать тех, кто сегодня ищет Истину.

Мы стараемся еще раз напомнить себе, насколько важно и ответственно возложенное на нас служение проповеди Евангелия. Ведь лютеранская Церковь - это Церковь, в первую очередь, проповедующая. В этом наша особая харизма. И проповедь - это не просто научение. Это не передача одного лишь знания. Проповедь - это нечто куда большее. Священник, встающий на кафедру, должен понимать, что в проповеди Слова Божия происходит таинственная встреча сердец слушателей со Христом. Мартин Лютер говорил об этом так: «Я проповедую Евангелие Христа и живым голосом несу Христа в твое сердце, чтобы Он "в тебе отобразился"». К этому же призывается все царственное священство верующих. От мала до велика. Пастор с кафедры. Прихожане, отправляющиеся на миссию, которая начинается сразу за порогом храма. Быть теми, кто несет Христа в сердца других людей - этой задаче мы должны подчинить каждое наше действие, каждое решение, каждое усилие, которое мы совершаем здесь, на Синоде, или в наших общинах, в семинарии, или в разных отделах Канцелярии епископа.

Посетив минувшим летом с прихожанами окрестные приходы, пообщавшись с теми людьми, которые составляют общины этих храмов, я увидел, насколько велик внутренний потенциал нашей Церкви. Талантливые, одаренные и, главное, желающие служить люди! И наша задача - сделать все возможное, чтобы помочь этому потенциалу высвободиться, реализоваться.

Что-то уже делается в этом направлении.

Уже почти год мы можем наблюдать работу духовно-просветительского семинара, призванного дать необходимый объем знаний тем активным прихожанам, которые готовы взять на себя ответственность за свой приход. И этот курс успешно функционирует, охватывая Санкт-Петербургское и Западно-Ингерманландское пробства. В ближайшее время, если всё будет получаться, этот проект охватит Уральское, Московское и Приволжское пробства. Планируется реализация подобного проекта в Карельском и Сибирском пробствах.

На достижение этой же цели направлена и открывшаяся при Кафедральном Соборе святой Марии Библейско-богословская школа, где уже сейчас обучаются двадцать семь человек.

И я знаю, что многие настоятели и пробсты активно трудятся в этом, становящемся приоритетным для нас, направлении.

Но сейчас перед нами стоит еще одна задача, помимо названных. Тот мир, в котором существует Церковь Ингрии, постоянно ставит перед нами сложные вопросы, ответы на которые, порой очень напряженно, ищет современный человек. Мы призваны доходчиво и аргументированно отвечать на вызовы современности и формулировать позицию Церкви в очень многих областях.

Ведь сегодня мы с болью наблюдаем, как происходит постепенный отход многих Лютеранских Церквей от христианского учения. Подвергаются пересмотру Библейские нормы морали. Со стороны иерархов и богословов можно услышать слова, ставящие под сомнение даже самые базовые истины Евангельской вести. В вот в этих условиях особую важность приобретает свидетельство отдельных Церквей, не желающих двигаться в общеевропейском мейнстриме секуляризации. Сегодня мы должны вспомнить о профетической функции Церкви как свидетельнице об Истине даже тогда, когда кажется что многие, можно сказать, большинство, об этой стараются забыть.

И, оглядываясь на многовековую историю христианства, мы видим, сколь много может совершить верность и свидетельство очень малого числа искренне верующих людей.

Достаточно вспомнить VII век, когда огромная Константинопольская Церковь на какое-то время погрузилась в ересь. И возвышает голос Максим Исповедник, который почти единственный боролся за Истину. И проповедь одного, не побоявшегося сказать правду, обратила многих. В XVI веке Мартин Лютер не побоялся вступиться за Истину и инициировал процесс, приведший к исправлению многих заблуждений и злоупотреблений в Церкви Позднего Средневековья.

В этот процесс свидетельства перед лицом постхристианского мира включены все мы.

И вот для достижения этой цели сегодня на рассмотрение Синода будет вынесен вопрос о создании Богословской комиссии Церкви Ингрии.

Эта комиссия, если ее существование будет одобрено Синодом, возьмет на себя еще одну очень важную задачу. Не секрет, что все пасторы, все без исключения, сталкиваются с необходимостью в своем служении решать очень не простые проблемы и ситуации, в которых оказываются и прихожане, и сами священники. Для многих поиск правильного решения по вопросам морали и каноники становится тяжким испытанием. Сегодня, как правило, обращаются к переводным работам по пасторскому богословию, которых всего две. Но этих текстов не достаточно, и предлагаемые там решения далеко не всегда оказываются применимыми и удовлетворительными в полной мере. Опыт пасторского служения ставит нас перед насущной необходимостью появления разработанного и аргументированного канонического права Церкви, охватывающего как можно более обширный круг вопросов и на практике утверждающего Библейское учение.

Эту функцию также могла бы взять на себя Богословская комиссия Церкви.

Все, о чем мы упомянули до сих пор, касается духовной сферы служения Церкви. Но мы живем в материальном мире, и для нас остается актуальным пример апостола Павла, о котором говорили, что взгляд его всегда был устремлен к небесам, но при этом он умел твердо стоять на земле.

Так и остается неразрешенным перманентный вопрос о нехватке материальных средств, необходимых для существования Церкви Ингрии.

Церковь Ингрии сейчас ведет строительство трех храмов: в Мурманске, в Казани и в селе Каратузском. Мы получили от государства Церковь святой Анны в Санкт-Петербурге на Кирочной улице. И там требуются обширнейшие реставрационные работы. Совершаются усилия по возврату церковных зданий в Приозерске, Омске, Печорах, Верхнем Суэтуке, а также получению пастората в Печорах.

Нам необходимо думать, как налаживать работу и поддерживать вновь присоединяющиеся к нам общины, которых становится все больше. С радостью мы наблюдаем, как растет Церковь Ингрии. За последнее время к нам присоединились: приход во имя Святой Троицы в Красноярске, община святого Андрея Первозванного в Симферополе. Появился еще один приход в Чебоксарах. Ведется плодотворная работа в Пскове и Псковской области. Благодаря активной миссионерской работе и внятной богословской позиции Церкви Ингрии формируются общины в городах: Златоуст, Ниаз, Калининград, Воркута, Якутск. Духовное попечение осуществляется по отношению к Российско-Болгарскому приходу в городе Варна и миссионерской общине Литовского горда Прекуле.

Уже на протяжении семи лет в той или иной форме поднимается вопрос о формировании общецерковного фонда заработной платы, который позволил бы материально поддерживать служение священников и диаконов в приходах, которые не могут обеспечить содержание своих работников.

Нельзя забывать, что Церковь Ингрии должна стараться формировать собственную издательскую программу, чтобы обеспечивать прихожан и священников качественной конфессиональной литературой.

Мы поддерживаем и реализуем многие социальные и диаконические проекты. Важно отметить в этом контексте, что Церковь Ингрии в этом году заключила договор о сотрудничестве в социальной сфере с Правительством Санкт-Петербурга.

Говоря кратко: огромное количество самых разнообразных задач стоит сегодня перед нами. Все они требуют больших затрат и физических, и душевных, и материальных.

Сегодня мы активно размышляем и предпринимаем шаги по оптимизации финансовой составляющей жизни Церкви. Очень много шагов совершается в этом направлении. Это очень не простой процесс. Но начинаться он должен не только на уровне бухгалтерии, но и на уровне нашего приходского сознания. Мы должны научиться преодолевать ставшую уже привычной дискретность приходского мышления. «Моя хата с краю, ничего не знаю, а лучше буду просить, ведь так всегда удобнее, проще». Каждая община, большая или маленькая - это часть Церкви, и по мере сил нам нужно учиться нести ответственность и за общецерковные нужды, не перекладывая это бремя только лишь на плечи Канцелярии Епископа. Ведь все то, о чем я сказал выше, мы сможем реализовать с помощью Божией только совместными усилиями, как единая Церковь, как один по-настоящему живой организм.

Несколько слов необходимо сказать и о взаимоотношениях с другими Церквями.

Для нас в грядущем году также остается насущной необходимость искать пути сотрудничества с Церковью Православной и Католической. Знаю, что в разных пробствах этот процесс идет с разной степенью успешности. Но, тем не менее, идет.

Многому мы можем научиться у православных и католических братьев, перенять - не огульно, но рассудительно - тот духовный опыт, который поможет обогатить и нашу жизнь. Следует помнить, что и нам есть чем с ними поделиться. Мы идем к ним не с пустыми руками. И в нашей Церковной традиции есть то, что становится сегодня крайне актуальным для многих и многих. Достаточно вспомнить знаменитые слова папы Бенедикта XVI о Мартине Лютере как о том человеке и богослове, который современных христиан может научить искренне искать и узнавать Бога. Римский понтифик говорил о невероятной важности видеть христоцентричную духовность Лютера, для которого в центре и ортодоксии, и ортопраксии находилась, в первую очередь, личность Христа - Живого Бога, ставшего Человеком.

Приближаясь к завершению доклада, скажу, что в грядущем году продолжится сотрудничество с партнерскими Церквами и миссионерскими организациями в Финляндии и США. Также считаю жизненно необходимым активизировать сотрудничество с консервативными Лютеранскими Церквями на территории других государств - это одна из приоритетных задач сейчас. Церковь Ингрии по мере возможностей продолжит участие в работе Всемирной Лютеранской Федерации. Несмотря на обще-либеральный фон данного объединения, в состав Всемирной Лютеранской Федерации входят и те Церкви, чьи консервативные позиции по многим вопросам созвучны позиции Церкви Ингрии. К ним относятся Лютеранские Церкви Литвы, Латвии, Эстонии и некоторые другие. Мы также продолжим участие в работе Международного Лютеранского Совета, Конференции Европейских Церквей и других организаций.

Мы с вами являем собой довольно маленькую Церковь, и несть числа тем сложностям, с которыми мы сталкиваемся в своем существовании. Мы словно на опыте понимаем, что неспроста Господь в этом Своем призыве «Вы будете Мне свидетелями» использует слово martys, которое уже во втором веке обретает значение не только свидетеля, но и того, кто ради Истины готов принимать и нести на своих плечах груз лишений.

И как бы парадоксально это ни звучало, но наша малость, наша слабость в глазах окружающего мира, обилие проблем, с которыми мы сталкиваемся - зачастую все это есть благо для нас самих, источник нашей силы. Мартин Лютер в «Застольных беседах» говорил о том, что испытания, выпадающие на долю Церкви, помогают ей помнить о страданиях Сына Божия, Который ради нас соделался Человеком, шел по этой долине скорби, страдал за нас, умер, воскрес из мертвых и вновь привел нас в Отчий дом, откуда мы были изгнаны. «Сложность жизни Церкви», - продолжал Лютер, - напоминает нам, что не имеем мы здесь постоянного града, но ищем будущего, куда и стремимся». Да благословит нас всех Господь".

Пресс-служба ЕЛЦИ

Фото: Кристиина Паананен

Темы этой статьи
 
Как стать христианином – Христиане.ру