Это деноминации, которые произошли от реформаторских церквей в результате разнообразных событий последующих столетий.
-- Баптистские церкви
Баптистские церкви — это всемирная семья независимых общин. Они отвергают ритуал крещения младенцев, утверждая, что крещение — это сознательное принятие веры. Служба в них не следует установленным литургическим нормам. В мире насчитывается около 50 миллионов баптистов.
Баптизм — одно из наиболее крупных по численности последователей течений протестантизма. Относительно истоков баптизма единого мнения нет. Некоторые религиоведы указывают на связь этого течения с радикальным религиозным движением эпохи Реформации — анабаптизмом, однако какие-либо документированные свидетельства этой связи отсутствуют. Вместе с тем одно из ответвлений анабаптизма — меннонитство, по-видимому, оказало существенное влияние на становление баптизма.
Основателем аптизма считают Джона Смита (ок. 1554, по другим данным, ок. 1565— 1612), бывшего англиканского проповедника, примкнувшего сперва к пуританам, а затем к сепаратистам и бежавшего от преследований вместе с группой единомышленников в 1607 или 1608 в Амстердам. Там он (вероятно, под влиянием местных меннонитов) пришёл к идее о необходимости сознательного крещения (т.е. крещения в возрасте, когда человек уже может сознательно принять веру) и в 1608 крестил (обливанием водой лба) самого себя и ближайших своих соратников. В 1609, Смит вместе с 36 сторонниками организовал в Амстердаме новую церковь, и эту дату обычно считают годом возникновения баптизма.
В 1611 или 1612 часть последователей Джона Смита, поссорившихся со своим руководителем из-за его намерения вторично креститься у меннонитов, вернулась в Лондон. В Лондоне бывший соратник Смита Томас Гелвайс (ок. 1550 -ок. 1616) основал группу общих (генеральных) баптистов. Эта группа заимствовала у меннонитов арминианское учение о наличии у человека свободной воли и приняла точку зрения, что искупительная жертва была принесена Иисусом Христом для спасения всех людей, а не только избранных.
Однако подавляющее большинство современных баптистов ведёт своё происхождение не от этой группы, а от двух групп, которые в 1633 и 1638 откололись от индепендентов в Лондоне. В результате слияния этих групп в 1638 была создана церковь частных баптистов, которая ввела сознательное крещение, но сохранила кальвинистскую доктрину о предопределении, согласно которой искупительная жертва Христа была принесена только за избранных. Они получили название частных (партикулярных) баптистов.
-- Меннонитские церкви
Меннонитские церкви — одно из течений протестантизма, возникшее в 16 веке в эпоху Реформации. Вплоть до 20 в. термин «меннониты» не был общеупотребительным. Швейцарские меннониты называли себя Taufgesinnten («сознательно крещающиеся»), аналогично именовали себя и голландские меннониты — Doopsgezinden. Широкому употреблению конфессионима «меннониты» способствовало создание в 1930 Всемирной меннонитской конференции. Российские меннониты пишут своё название на русском языке через одну букву «н» (менониты). Основателем меннонитов был Менно Симонс (1496-1561, по др. данным, 1492-1559), по имени которого это течение сейчас и называется. Менно Симонс начинал свою церковную службу как католический приходской священник во Фрисландии. В 1536 он порвал с Римско-католической церковью и примкнул к анабаптистам (последователям радикального протестантского течения, возникшего в 1520-е гг. в Швейцарии и Германии, а затем распространившегося в Нидерландах, став там, на короткое время основным протестантским учением), которые подвергались в те годы жестоким преследованиям. В течение 25 лет он воссоздавал и реорганизовывал разгромленные общины в Голландии и на прилегающих территориях. Проповедуя своё учение, Менно Симонс подчёркивал, что его основными положениями являются сознательное крещение (или крещение по вере), самостоятельность отдельных общин, непротивление и отказ от участия верующих в государственном управлении и службы в армии.
-- Евангельские христиане
Евангельские христиане — это деноминация свободных церквей, которые традиционно относятся к наследникам пиетистского движения реформации. Им свойствен упрощенный подход к церковной организации, неприятие бюрократических условностей в руководстве церковью, которое строится на конгрегационалистских принципах. По вероучению и практике евангельские христиане стоят ближе к методистским церквам.
-- Методистские церкви
Методистские церкви возникли в период евангельского пробуждения XVIII века в результате проповедей Джона Уэсли (1703-1791 г.г.). Исторически корни их принадлежат англиканству (которое Уэсли никогда не отвергал).
Как течение внутри англиканства методизм возник в 1720-х гг. в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную конфессию. Основателем М. был Джон Уэсли (1703-91), а его ближайшими соратниками — родной брат Чарлз Уэсли (1707-88) и Джордж Уайтфилд (1714-1770). Впоследствии они были рукоположены в священники Церкви Англии.
Относительно происхождения термина «методизм» имеются разные мнения. По одному из них, эпитет «методист» представлял собой вначале прозвище, которое дали сторонникам нового течения оппоненты, высмеяв их за сугубо литургический подход к религии, методичное и чрезвычайно пунктуальное посещение всех церковных служб. Однако данное прозвище не показалось обидным сторонникам нового течения и было ими принято. Истолковав по-своему это название, Джон Уэсли дал ему такое определение: «Методист — это тот, кто живет согласно методу, установленному в Библии».
На первых порах методисты не выделились организационно из Церкви Англии, а образовали внутри неё религиозное общество. Джон Уэсли не хотел создавать новую секту, а лишь желал оживить христианский энтузиазм в Церкви Англии. В качестве самостоятельной конфессии методизм оформился лишь в конце 18 века. В 1784 в США, когда с помощью Джона Уэсли была создана Методистская епископальная церковь, и в 1795 в Англии, когда в соответствии с т.н. планом умиротворения власти признали существование новой протестантской церкви, отделившейся от государственной Церкви Англии.
Позиции современных методистов особенно сильны в США. Количество приверженцев этой церкви в мире составляет более 50 миллионов человек.
-- Общество друзей
Общество друзей (или квакеры) было основано Джорджем Фоксом (1624-1691 г.г.). Оно отвергает все литургические формы, включая обряды, церковные структуры и определения веры. Его члены совершают молитву в полной тишине, обращаясь к "внутреннему свету". Квакеры являются убежденными сторонниками и поборниками справедливости и мира. Их численность составляет более 200 тысяч человек.
-- Армия спасения
Армия спасения была основана Уильямом Бутом (1829-1912 г.г.) в качестве миссии помощи беднякам в Лондоне. Сейчас это всемирно известное движение. В нем отводится равное значение религиозным обрядам и общественной деятельности. Служба носит неформальный характер, но основывается на Библии, хотя обряды не соблюдаются.
-- Церковь пятидесятников
Церковь пятидесятников, количество сторонников которой составляет около 22 миллионов человек, включая Ассамблеи Бога, ведет свою историю с начала XX столетия. Это течение особенно распространено в Латинской Америке и Африке. В жизни и деятельности церкви выделяются особое отношение к Святому Духу, экстатические действия, «говорение на иных языках».
-- Харизматическое движение
Харизматическое движение. Эти движения оказали глубокое влияние на церкви почти всех направлений включая римскую католическую церковь. Это движение ратует за присутствие в современной церкви всех чудесных проявлений Духа Святого, свойственных первоапостольской церкви.
-- Адвентисты седьмого дня
Адвентизм (с лат. Adventus — приход, пришествие) — учение, основанное на идее близости Второго пришествия Христа. В основе лежат многочисленные библейские тексты, выражающие чаяния согрешившего человечества о возвращении утерянного рая.
Адвенти́сты седьмо́го дня — одно из вероисповеданий протестантизма, возникшее в XIX веке. Наиболее характерные отличительные черты вероучения — убеждение о необходимости соблюдения всех Десяти заповедей (в том числе буквального соблюдения заповеди о субботе) , вера в близкое Второе пришествие Иисуса Христа, соблюдение предписаний Ветхого завета о чистой и нечистой пище, непризнание учения о бессмертии души.
Адвентисты седьмого дня — продолжатели Миллеритского движения. Движение зародилось в начале XIX века в США среди групп методистов и других протестантов. Сутью движения было ожидание скорого Второго пришествия Иисуса Христа. В 30-х гг. XIX века проповедник одной из церквей Уильям Миллер (1782—1849) заявил, что ему удалось, изучая Библию, вычислить точную дату пришествия Христа — 21 марта 1843 г. и выпустил книгу «Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа в 1843 г, изложенные в обзоре докладов». Затем эта дата переносилась им с 21 марта на 22 октября 1844 г. Хотя некоторые из ожидаемых евангельских признаков скорого Пришествия Христа были отмечены Миллером и его последователями, самого видимого Второго пришествия Христа так и не произошло. Дальнейшие попытки реформирования как самого нового религиозного движения, так и его организационных структур последователями Миллера положили начало целому ряду расколов. Впоследствии сам У. Миллер признал доктринальную ошибку, которая привела его к ошибке в толковании Библии.
Неудачные попытки миллеритов определить точную дату этого события привели к так называемому Великому разочарованию 1844 года, в результате которого движение постепенно сошло на нет.
На пепелище Великого разочарования 1844 года в 40-х гг. XIX века появились первые группы адвентистов, соблюдавшие субботу. В 1863 г. они объединились в единую централизованную организацию под новым названием Адвентисты седьмого дня (АСД). Молодая женщина Елена (Эллен) Гармон (1827—1915) убедила небольшую группу миллеритов в том, что ей было видение от Бога и что они правильно вычислили время, но событие в это время произошло другое. По её словам, в тот день Христос вошёл в «Святое Святых небесного святилища».
После 1844 года некоторые миллериты и ревностные исследователи Библии, такие как Иосиф Бейтс (Joseph Bates), Урия Смит (Uriah Smith), Эллен Уайт (Ellen White) и Джеймс Уайт (James White), изучая Писания, пришли к пониманию допущенной Миллером ошибки. Продолжая уповать на скорое пришествие Христа, они в то же самое время признавали бесплодность определения каких-либо дат, связанных с ним.
Первые общины АСД в России возникли среди немецких колонистов в 1886 году в Крыму, в пос. Бердыбулате и в Поволжье. В 1890 г. в Ставрополе образовалась первая русская община АСД. Вначале адвентисты подвергались преследованию со стороны властей и православной церкви, однако подчеркнутая позиция невмешательства в политику облегчила их легализацию в 1906 г. и уравнение в правах с баптистами. Ко времени революции 1917 г. их было уже около 7 тыс.
В 20-х годах география распространения и число последователей АСД заметно увеличились, создавались новые общины, множились издания. В 20-х годах российские адвентисты пережили раскол на почве отношения к советской власти, к государству вообще и к проблеме службы в армии. Отделившаяся часть — адвентисты-реформисты — образовала «Всесоюзную церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня». Наряду с другими религиозными конфессиями в 30-х годах объединения адвентистов подверглись разгрому и репрессиям, их руководители и члены приговаривались к тюремному заключению, ссылке и другим видам произвола, насилия и дискриминации.
Лишь в 1945—1946 гг. было вновь зарегистрировано несколько десятков общин, образовавших Всесоюзный Совет АСД, который, однако, в 1960 г. был вновь ликвидирован властями. В 1977—1979 гг. началось новое возрождение организационных структур конфессии, и в 1981 г. произошло объединение общин на территории России. В 1990 г. состоялся съезд церквей АСД России, который стал началом основания Союза Христиан-Адвентистов седьмого дня.
Главными отличительными чертами своей церкви адвентисты седьмого дня считают соблюдение всех заповедей Десятисловия (в том числе заповеди о субботе) и наличие «духа пророчества» — под которым понимается откровение Духа Святого через Е. Уайт. По их учению, именно это является основными признаками истинной Церкви последних дней перед Вторым Пришествием Христа (на основании Откр.12:17 и Откр.19:10). Для вероучения АСД характерна также вера в служение Иисуса Христа в небесном храме (святилище), а также вера в Святую Троицу (Триединство Бога — Отца, Сына и Святого Духа), учение о полном правопреемстве новозаветной Церкви от ветхозаветного Израиля («народа Божьего»).
Адвентисты считают, что субботой (т.е. днем покоя) может быть только определенный день недели — седьмой (если воскресенье считать первым днем недели). Они отрицают доктрину о вечных мучениях неуверовавших во Христа грешников, а также считают богодухновенными (наряду с Библией) писания Елены Уайт.
Чаще всего богословие адвентистов седьмого дня подвергается критике богословами других протестантских вероисповеданий в вопросах буквального соблюдения субботы, догмата о смертности души и отрицания учения о вечных муках грешников в аду. Адвентисты подвергаются критике также за запрет употребления в пищу некоторых видов животных (взятый из ветхозаветного закона) и за введение учения о предваряющем Страшный Суд «следственном суде» — служении Христа во Святом Святых небесного святилища. А также за приравнивание к авторитету Библии писаний Е. Уайт
Некоторые исследователи полагают, что отдельные специфические особенности вероучения АСД лишают адвентистов права называться ортодоксальными протестантами и ставят их в один ряд с маргинальными псевдохристианскими движениями. Другие полагают, что движение АСД находится на пороге перемен, и их ортодоксальность — это лишь вопрос времени. Третьи считают, что данные особенности вероучения АСД никак не могут повлиять на установление отношений дружбы и сотрудничества их с другими протестантскими деноминациями.