Главная>Конфессии>Конфессии>Статьи о протестантизме>Возникновение баптизма в Таврической губернии

Возникновение баптизма в Таврической губернии

06.09.2011

Возникновение баптизма в Таврической губернии

На юге левобережной Украины (в Таврической губернии) евангельское пробуждение русских и украинцев началось значительно позже в среде русских молокан. Казалось бы, исторически здесь, в Мелитопольском и Бердянском уездах, сложилась наиболее благоприятная обстановка для более раннего, чем где-либо, возникновения первых в России баптистских общин. Здесь находился самый центр евангельского пробуждения среди российских немцев, живших в непосредственной близости с молоканами и православными. Здесь возникла первая община братских меннонитов, о которых не могли не знать молокане Ново-Васильевки, Астраханки и других селений. Здесь возникла самая ранняя группа штундистов новопиетического (меннонитского) влияния в среде православных, оказавшаяся, однако, нежизнеспособной. И Слово Божие в среде русских было также доступно, как и везде. Но здесь еще не было необходимой подготовительной, переходной ступени, которую прошли и украинские баптисты, и закавказские: для украинцев такой ступенью был штундизм, для молокан Закавказья — учение «водных». Для молокан Таврической губернии переходной ступенью стали новомолокане — евангельские христиане—«захаровцы».
 
Это пробуждение началось с проповеднической деятельности среди молокан Якова Делякова. «Он был первопроходцем активного христианства в полном смысле слова», — пишет И. Прицкау в своей «Истории баптистов на юге России». К этому стремились молокане в практической жизни, и Я. Деляков был ими понят и принят. Ближе всего ему были молокане донского толка — «саламатинцы», бывшие сторонниками крещения детей. Распространяя Новый Завет, Я. Деляков заводил с молоканами беседы на основные темы Св. Писания в духе нового пиетизма. Его свидетельство о милости Божией во Христе Иисусе и об оправдании верой пробудило интерес многих молокан, в результате началось пробуждение и обращение в Астраханке. Деляков говорил им, что возрождение человек получает не через крещение, а лишь через покаяние и глубокую веру в прощение грехов. Для здешних молокан проповеди Я. Делякова были тем же, чем были в свое время для местных лютеран и меннонитов проповеди Э. Вюста. Но так же, как и Вюст, он оставался сторонником крещения детей.
 
Среди своих слушателей Деляков вскоре приобрел грамотных, состоятельных и влиятельных молокан, ревностных последователей двух братьев Захаровых — Харитона и Зиновия. Зиновий Данилович Захаров стал с 1867 года признанным руководителем образовавшейся общины новомолокан — евангельских христиан—«захаровцев». К 80-м годам у них уже имелось вероучение, составленное Зиновием Захаровым. В отличие от баптистского, оно признавало необходимость крещения не только взрослых по вере, но и детей верующих родителей во младенчестве. Кроме того, у «захаровцев» практиковалось омовение ног — обычай, перенятый от здешних новоменнонитов. Церковное устройство поместной церкви и порядок богослужения ничем не отличались от баптистского.
 
С 1869 года Я. Деляков продолжал проповедь Евангелия в том же духе среди молокан Нижнего Поволжья, где раньше распространялось учение «водных». В результате этого там также образовались общины евангельских христиан.
 
Во второй половине 70-х годов таврических молокан стали посещать баптистские проповедники. Первым в 1877 году приехал Александр Сторожев. Через него уверовал и принял водное крещение сын пресвитера молокан донского толка в Ново-Васильевке Алексей Андреевич Стоялов, затем Иван Иванович Попов, известный в молоканских кругах «муж молитвы». В 1878 году, после долгих молитвенных размышлений, присоединился к баптистам через крещение по вере Андрей Стоялов, бывший пресвитер молокан донского толка. О перемене своих убеждений он рассказывал: «Когда я был в должности пресвитера донского толка, мне неоднократно приходилось причащать детей, которые бессознательно извергали изо рта данные им элементы.
 
Это заставило меня сильно усомниться в целесообразности причастия детей... и укрепило меня в убеждении, что оба установления Христова — как святое крещение, так и святая вечеря — предназначены не для бессознательных младенцев, но для сознательных верующих, как учат баптисты». Так с 1878 года среди Таврических молокан стали возникать общины баптистов . С 1880 года их стали посещать баптистские проповедники Василий Павлов, Иоган Вилер, Иван Рябошапка, Егор Богданов, Никита Воронин. Общины баптистов в молоканских селениях быстро росли. Новообращенные были, в основном, из молокан донского толка и преимущественно из среды «захаровцев». Со временем почти все евангельские христиане «захаровцы» присоединились к баптистам.

Темы этой статьи
 
Как стать христианином – Христиане.ру