Главная>Новости>Аналитика>«Религия в современном европейском обществе: культура диалога»

«Религия в современном европейском обществе: культура диалога»

«Религия в современном европейском обществе: культура диалога»
Конференция
23.03.2015

Научно-практическая конференция «Религия в современном европейском обществе: культура диалога» состоялась в минувший четверг, 19 марта в Москве.

Инициаторами и организаторами форума выступили Институт Европы РАН (ИЕ РАН) и Институт св. Фомы. В конференции приняли участие представители религиозных организаций, религиоведы, историки, политологи – «цвет экспертного сообщества», по выражению ведущего и организатора форума Романа Лункина – ведущего научного сотрудника ИЕ РАН.

Открывая конференцию, профессор Анатолий Красиков, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, напомнил, что в 2015 г. будет отмечаться целый ряд памятных дат, которые нуждаются в осмыслении: 50-летие окончания работы II Ватиканского Собора – «эпохального исторического события», 25-летие советского, а потом – российского закона «О свободе совести…» и 20-летие создания при президенте РФ Совета по взаимодействию с религиозными объединениями. Как правило, на подобных конференциях зачитывается статистка религиозных организаций. Профессор привел самые свежие данные: на 1 января 2015 г. Минюстом РФ было зарегистрировано 27 496 религиозных объединений, из них 16 076 принадлежат РПЦ, 4988 – исламу, 246 -- буддизму и 254 – иудаизму. Однако реальное число религиозных организаций значительно больше, поскольку регистрация теперь не является обязательной, заметил А. Красиков.

Отец Томас Гарсиа, директор Института Св. Фомы, представил доклад «Журнал «Символ» как пример диалога Западного христианства с Восточным». Подробно рассказав о всех этапах истории журнала, ответственным редактором которого он является, священник отметил, что издание возникло как уникальный опыт православно-католического диалога: идея его создания принадлежит православным священникам Александру Меню и Михаилу Аксенову-Меерсону, но реализована она была  в 1979 году иезуитами из «Славянской библиотеки» в Медоне (Франция). С самого начала издатели ставили задачу «содействовать встрече, новому обоюдному раскрытию двух великих христианских традиций». Размещая в журнале статьи по фундаментальным темам богословия, медонские монахи стремились «помогать Русской Церкви, чтобы, когда поменяется ситуация в России, она могла бы совершать свою миссию». Когда ситуация в России поменялась – с началом перестройки, в середине 1980-х гг., поменялась и задача журнала: теперь он старался предложить Русской Церкви накопленный католиками опыт взаимодействия с обществом. В начале 2000-х гг. издателям стало ясно, что «РПЦ гораздо лучше подготовлена (к миссии-- ред.), чем думали на Западе». Настало время осознать новые задачи: поиски идентичности и диалог не только между Церквами, но и между культурами, что отражалось на изменении характера публикаций «Символа».

Развитию межрелигиозного диалога в России посвятил своей выступление православный священник Роман Багдасаров, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Он уверен, что межрелигиозный диалог в нашей стране «давно и небезуспешно дает эффективный ответ на современные вызовы – это новый опыт нашего времени», основанный на многовековой традиции бесконфликтного межрелигиозного существования в России. В частности, упомянув о таком «современном вызове», как присоединение Крыма, он заявил, что «не только гражданское общество, но и традиционные религиозные организации нашли общую почву и смогли сказать свое слово в укреплении целостности страны». «Мы смогли повлиять на ситуацию и не допустить провокации в отношении граждан Крыма. Народ Крыма принял правильное решение, а традиционные религии помогли его сделать. В переломные моменты нашей истории все религии встали вместе в защиту суверенитета государства», -- сказал о. Роман. По его словам, межрелигиозную солидарность укрепляют такие события, как Олимпиада в Сочи, грядущее празднование 70-летия Победы, а также общее противостояние «давлению на болевые точки» (в качестве примера был приведен резонанс вокруг постановки «Тангейзера»).

Адвентистский пастор Олег Гончаров, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, сказал, что способность к межконфессиональному диалогу зависит от двух факторов: от доктринальных особенностей конфессии (заложена ли в них открытость к другим верующим или наоборот) и от степени близости конфессии к власти (чем близость больше, тем меньше религиозная организация настроена вести диалог с другими). Он выразил надежду, что новой площадкой, на которой будет эффективно развиваться диалог религиозных организаций друг с другом и с властью, станет Российская ассоциация религиозной свободы (РАРС, недавно переформатированная московская ассоциация – МАРС). О. Гончаров был избран генеральным секретарем РАРС.

Дамир Мухетдинов, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России (ДУМ РФ), в своем выступлении наметил ряд проблем, которые связаны с интеграцией мусульман и их восприятием в российском и европейском социуме. По его словам, для европейцев настало время «заново открывать ислам», а мусульманам – преодолевать антиевропейские настроения. Скандал с «Шарли Эбдо» косвенно пробудил интерес к исламу, считает выступавший. Надежды на внутрироссийский диалог Д. Мухетдинов связывает, в первую очередь, с деятельностью Межрелигиозного совета России (МСР). Так, на одно из последних заседаний представители ДУМ РФ вынесли обсуждение проблемы террористической организации «Исламское государство» (ИГ), которая создана «самозванцами, злобно дискредитирующими ислам». В резолюцию МСР российские мусульмане предложили записать следующие положения: гонения на немусульман на Ближнем Востоке недопустимы с точки зрения ислама; мусульмане России готовы вместе с христианами участвовать в помощи беженцам, пострадавшим от ИГ; необходимо прекратить «лингвистическую атаку» на мусульман в СМИ (определение «исламский» в названии террористической сети бросает тень на всех мусульман, нужно заменить иной аббревиатурой, принятой в арабском мире). Сами российские мусульмане готовы к тому, чтобы познакомить верующих других религий со своим исповеданием: развивается система исламского образования в России; председатель ДУМ РФ Равиль Гайнутдин планирует поездку в Европу с широким кругом задач; новый журнал «Минарет ислама», представленный на конференции, ориентирован также на межрелигиозный диалога, отметил Д. Мухетдинов.

Сопредседатель Славянского правового центра адвокат Владимир Ряховский представил анализ законопроектов, которые задуманы в русле совершенствования законодательства о свободе совести. Однако они не только не способствуют диалогу, но часто носят популистский характер и пытаются навязать религиозным организациям несвойственную им структуру (например, религиозная организация, если будет принят один из законопроектов, должна будет определиться, считаться ли ей коммерческой или унитарной).

На форуме выступили также представители Римско-Католической Церкви, Евангелическо-лютеранской Церкви России, Российского Союза евангельских христиан-баптистов, историки и религиоведы.

 

Текст: Юлия Зайцева

Источник: baznica

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Евангельские церкви в поисках «чувства времени»
Российский протестантизм многогранен и разнообразен, представляя самые разные течения. Когда произносят – «протестантская церковь», то, как правило, подразумевают в большей степени лютеранство, существующее в России со...
РОСХВЕ присоединился к декларации празднования 150-летия И.С.Проханова
В Москве в Институте Европы РАН состоялась конференция «Историческая, культурная и социальная роль протестантизма в России и Европе», которая стала очередным юбилейным мероприятием, посвященным 150-летию со дня рождения...
«Историческая, культурная и социальная роль протестантизма в России и Европе»
В России пройдет международная научная конференция «Историческая, культурная и социальная роль протестантизма в России и Европе», посвященная 200-летию формирования российского евангельского сообщества и 150-летию российского...
«Реформация и религиозный плюрализм: отношения церквей и государства»
Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, НП «Гильдия экспертов по религии и праву», ЦРО Российская Церковь христиан веры евангельской приглашают принять участие в научно-практической...
«Взаимодействие институтов гражданского общества в гармонизации этноконфессиональных отношений»
В Московском доме национальностей фонд «Континент» и Институт этнологии и антропологии РАН при поддержке Администрации Президента Российской Федерации провел научно-практическую конференцию в режиме круглого стола на тему:...
Как стать христианином – Христиане.ру