Главная>Новости>Аналитика>Возрождение соборности как условие и перспектива евангельского движения

Возрождение соборности как условие и перспектива евангельского движения

Возрождение соборности как условие и перспектива евангельского движения
Мы наблюдаем рождение новой (меж)церковной ситуации, альтернативной по отношению к традиционным церковным историям и структурам
27.09.2012

 

Возрождение соборности как условие и перспектива евангельского движенияАвтор: Михаил Черенков, кандидат философских наук, вице-президент ассоциации "Духовное возрождение" 
 
В последние годы на религиозной карте постсоветского пространства появились новые точки активности, мало связанные с официальными конфессиональными структурами.
 
Движение «За здоровую Церковь», «Школа без стен», ассоциации христианских школ, профессиональные объединения христиан-медиков, журналистов, ученых, студентов, бизнесменов и проч., развивались своими собственными маршрутами, не совпадая с привычными конфессиональными делениями.
 
Возникало много вопросов, как это связано с Церковью, было ли на то благословение церковных предстоятелей, не размывает ли это границы и устои.  Вопросы остались, а движение идет.
 
Можно сказать так: мы наблюдаем рождение новой (меж)церковной ситуации, альтернативной по отношению к традиционным церковным историям и структурам.
 
Эта новая картина церковной жизни может быть названа экуменической, интегрированной в социальную реальность, ориентированной на будущее.
 
Именно экуменизм является условием активной и авторитетной позиции Церкви в обществе, а также достойного места в тревожном, но отнюдь не безнадежном будущем. Почему после неудач экуменизма в прошлом веке мы вынуждены вновь вернуться к этому слову, вновь внести его в повестку дня? Потому что у Церкви нет иного выбора, если она желает быть послушной словам Христа о единстве (Иоан. 17:21) и любви (Иоан. 13:35), а также апостольским увещаниям хранить единство духа в союзе мира (Еф. 4:3).
 
Конечно, экуменизм должен быть осмотрительным и строиться вокруг Христа, а не церковно-политических проектов.  К тому же он должен быть трезвым в оценке возможностей и перспектив, с доверием и смирением оставляя будущему то, что недостижимо здесь и сейчас (Еф. 4:13).
 
Без межцерковного общения и взаимодействия разделенная Церковь будет терять авторитет в глазах постхристианского общества, а повестку будущего будут формировать другие, безразличные к христианству общественные силы. Мы должны признать, что перспектив нет ни у одной из христианских конфессий, кто-то уйдет в историю, а проще говоря, умрет, быстрее, кто-то медленнее. Перспективы не у частей, а у целого. И у тех движений, которые эти части связывают, соединяют, примиряют, восстанавливая в них и из них картину целого.
 
Одной из ошибок  экуменического движения прошлого века я вижу отсутствие идей, механизмов, опыта соборной работы в Церкви.
 
Экуменизм был элитарным и политическим. Декларации, принимаемые в обществе руководителей церковных объединений, высоколобых теологов и тонких политиков, не оказывали влияния на уровне поместных общин, даже не проникали туда.  Экуменизм сверху не был дополнен экуменизмом снизу, массовым низовым движением, распространяющимся среди общин и включающим в свою работу обычных, рядовых прихожан.
 
Экуменические общины и встречи «просто христиан» были и остались редкостью, но их востребованность только возрастает.
Сегодня для того, чтобы пережить опыт экуменической общинности, приходится ехать во Францию.
 
Соборность – то, чего не хватало экуменизму. Соборность оживляет не только руководство Церкви, но и все тело общины, привлекая к решениям, обязывая к участию, наделяя правами и ответственностью за общее дело Церкви каждого ее члена.
Одной из форм, в которых воплощается соборность, может быть Собор – общая встреча представителей поместных Церквей, где обсуждаются назревшие вопросы богословского характера (вопросы церковного устройства, догматические, социально-богословские, культурно-богословские и проч.). Но без соборности не будет Собора.
 
До Собора соборность уже должна быть – как качество общинной жизни, как внутренняя культура поместных Церквей.
 
Возрождение соборности, полноценных связей между частями и членами целого, самой атмосферы общинной жизни нужно считать условием развития, направляющим принципом и перспективой евангельского движения.
Темы этой статьи
Похожие статьи
Как христианские мученики способствуют экуменическому диалогу
В г. Саратове, после состоявшегося в начале февраля совместного экуменического богослужения на котором христиане из евангелическо-лютеранской церкви посетили своих католических братьев, католики с ответным визитом посетили...
Баптистский Собор-молебен
Прошлый год стал настоящим испытанием для церквей. Запрет на проведение богослужений из-за пандемии Covid-19 усадил верующих по домам. Христианам остро не хватало богослужений и простого общения, что уж говорить о проведении...
Дом Единого
В Берлине, начато строительство экуменический центр высотой 46 метров. Центр трех Авраамических Религий. Закладной камень «Дома Единого» был похож на алтарь. За бетонным кубом раввин Вальтер Гомолка сказал: «Пусть этот...
Римскому Папе предложили возглавить все религии
С предложением возглавить подобное объединение экс-президент Израиля Шимон Перес обратился к Папе Римскому Франциску. В Ватикане с интересом восприняли инициативу, способную поднять статус Понтифика до уровня неформального...
Проблемы религиозных миссий
Исследователи религии из ведущих академических институтов и вузов обсудят историческое и культурное своеобразие религиозных миссий в современном европейском обществе на конференции, которая пройдет 24-25 апреля в Институте...
Как стать христианином – Христиане.ру