Главная>Новости>Аналитика>Возрождение соборности как условие и перспектива евангельского движения

Возрождение соборности как условие и перспектива евангельского движения

Возрождение соборности как условие и перспектива евангельского движения
Мы наблюдаем рождение новой (меж)церковной ситуации, альтернативной по отношению к традиционным церковным историям и структурам
27.09.2012

 

Возрождение соборности как условие и перспектива евангельского движенияАвтор: Михаил Черенков, кандидат философских наук, вице-президент ассоциации "Духовное возрождение" 
 
В последние годы на религиозной карте постсоветского пространства появились новые точки активности, мало связанные с официальными конфессиональными структурами.
 
Движение «За здоровую Церковь», «Школа без стен», ассоциации христианских школ, профессиональные объединения христиан-медиков, журналистов, ученых, студентов, бизнесменов и проч., развивались своими собственными маршрутами, не совпадая с привычными конфессиональными делениями.
 
Возникало много вопросов, как это связано с Церковью, было ли на то благословение церковных предстоятелей, не размывает ли это границы и устои.  Вопросы остались, а движение идет.
 
Можно сказать так: мы наблюдаем рождение новой (меж)церковной ситуации, альтернативной по отношению к традиционным церковным историям и структурам.
 
Эта новая картина церковной жизни может быть названа экуменической, интегрированной в социальную реальность, ориентированной на будущее.
 
Именно экуменизм является условием активной и авторитетной позиции Церкви в обществе, а также достойного места в тревожном, но отнюдь не безнадежном будущем. Почему после неудач экуменизма в прошлом веке мы вынуждены вновь вернуться к этому слову, вновь внести его в повестку дня? Потому что у Церкви нет иного выбора, если она желает быть послушной словам Христа о единстве (Иоан. 17:21) и любви (Иоан. 13:35), а также апостольским увещаниям хранить единство духа в союзе мира (Еф. 4:3).
 
Конечно, экуменизм должен быть осмотрительным и строиться вокруг Христа, а не церковно-политических проектов.  К тому же он должен быть трезвым в оценке возможностей и перспектив, с доверием и смирением оставляя будущему то, что недостижимо здесь и сейчас (Еф. 4:13).
 
Без межцерковного общения и взаимодействия разделенная Церковь будет терять авторитет в глазах постхристианского общества, а повестку будущего будут формировать другие, безразличные к христианству общественные силы. Мы должны признать, что перспектив нет ни у одной из христианских конфессий, кто-то уйдет в историю, а проще говоря, умрет, быстрее, кто-то медленнее. Перспективы не у частей, а у целого. И у тех движений, которые эти части связывают, соединяют, примиряют, восстанавливая в них и из них картину целого.
 
Одной из ошибок  экуменического движения прошлого века я вижу отсутствие идей, механизмов, опыта соборной работы в Церкви.
 
Экуменизм был элитарным и политическим. Декларации, принимаемые в обществе руководителей церковных объединений, высоколобых теологов и тонких политиков, не оказывали влияния на уровне поместных общин, даже не проникали туда.  Экуменизм сверху не был дополнен экуменизмом снизу, массовым низовым движением, распространяющимся среди общин и включающим в свою работу обычных, рядовых прихожан.
 
Экуменические общины и встречи «просто христиан» были и остались редкостью, но их востребованность только возрастает.
Сегодня для того, чтобы пережить опыт экуменической общинности, приходится ехать во Францию.
 
Соборность – то, чего не хватало экуменизму. Соборность оживляет не только руководство Церкви, но и все тело общины, привлекая к решениям, обязывая к участию, наделяя правами и ответственностью за общее дело Церкви каждого ее члена.
Одной из форм, в которых воплощается соборность, может быть Собор – общая встреча представителей поместных Церквей, где обсуждаются назревшие вопросы богословского характера (вопросы церковного устройства, догматические, социально-богословские, культурно-богословские и проч.). Но без соборности не будет Собора.
 
До Собора соборность уже должна быть – как качество общинной жизни, как внутренняя культура поместных Церквей.
 
Возрождение соборности, полноценных связей между частями и членами целого, самой атмосферы общинной жизни нужно считать условием развития, направляющим принципом и перспективой евангельского движения.
Темы этой статьи
Похожие статьи
Как христианские мученики способствуют экуменическому диалогу
В г. Саратове, после состоявшегося в началефевраля совместного экуменического богослужения на котором христиане из евангелическо-лютеранской церкви посетили своих католических братьев, католики с ответным визитом посетили...
Баптистский Собор-молебен
Прошлый год стал настоящим испытанием для церквей. Запрет на проведение богослужений из-за пандемии Covid-19 усадил верующих по домам. Христианам остро не хватало богослужений и простого общения, что уж говорить о проведении...
Дом Единого
ВБерлине, начато строительство экуменический центр высотой 46 метров. Центр трех Авраамических Религий. Закладной камень «Дома Единого» был похож на алтарь. За бетонным кубом раввин Вальтер Гомолка сказал: «Пусть этот...
Римскому Папе предложили возглавить все религии
С предложением возглавить подобное объединение экс-президент Израиля Шимон Перес обратился к Папе Римскому Франциску. В Ватикане с интересом восприняли инициативу, способную поднять статус Понтифика до уровня неформального...
Проблемы религиозных миссий
Исследователи религии изведущих академических институтов ивузов обсудят историческое икультурное своеобразие религиозных миссий всовременном европейском обществе наконференции, которая пройдет 24-25 апрелявИнституте Европы РАН. На...
Как стать христианином – Христиане.ру