Начальствующий епископ РОСХВЕ, епископ Сергей Ряховский
"Размышления о прошедшем Дне Святого Валентина"
День святого Валентина сегодня празднуется в самых разных странах, включая, например, Японию.
Россия не является исключением из общего правила: празднование Дня всех влюбленных становится все более массовым явлением. Отчего так происходит?
Почему праздник, который никто не инициировал <сверху> (чаще можно столкнуться с попытками противодействия этой традиции, как <чуждой национальному сознанию>), обрел столь большую популярность?
В начале несколько слов о названии. Все сведения, которыми мы сегодня располагаем о святом Валентине, носят легендарный характер. С уверенностью можно утверждать только одно - был такой христианин, который за свою веру принял мученическую смерть. И некоторое время назад его память отмечалась католической церковью как раз 14 февраля (сейчас прекратили, поскольку о нем нет достоверных сведений). Никакого отношения к <всем влюбленным> этот христианский мученик, скорее всего, не имел.
Есть версия, что в основе этого праздника лежит более древний римский языческий праздник, который позже, когда Римская империя стала христианской, был переосмыслен и очищен от языческих ритуалов. Но и эта версия - не более чем гипотеза. Никаких доказательств, что День всех влюбленных заменил римские луперкалии, нет. Точное происхождение этого обычая, скорее всего, так и останется неизвестным.
А между тем, праздник живет. Его растущая популярность, на мой взгляд, свидетельствует, что любовь - это главный дефицит нашего времени. Человек многого достиг. Мы поставили на службу нашим потребностям многие из природных стихий, транспорт и средства связи позволяют преодолевать любые расстояния, мы проникли в тайну человеческого генома и атомного ядра. Научились зарабатывать деньги и получать удовольствие от комфорта: Но <человеку потребляющему> все равно недостает чего-то, очень важного. Того, что только и может сделать нас людьми. На самом деле, мы, прежде всего и больше всего, нуждаемся в том, чтобы любить и быть любимыми.
Дефицит любви - следствие ее вульгарного понимания. Любовь сегодня сведена к банальному пошлому эротизму - фактически, самое прекрасное чувство низводится до животного инстинкта. И затем - нещадно эксплуатируется.
Конечно, в любви есть эрос. В ней есть страсть, жажда, неуемность. Об этом много и ярко говорят русские философы. Но настоящий эрос - это не пошлое удовлетворение сиюминутной потребности. Это, прежде всего, преодоление равнодушия - наверное, самой страшной болезни, которая поразила наше общество. Апатия - отсутствие страсти - губительно и для отдельного человека, и для общества в целом. Состояние безразличия страшнее, чем стихийные бедствия и нашествие врагов: и с тем, и с другим народ способен справиться, о чем свидетельствует и исторический опыт России, и сравнительно недавняя трагедия в Японии. Но народ, живущий в апатии, гибнет даже в самых благоприятных обстоятельствах.
Еще один аспект любви - верность. День всех влюбленных, прежде всего - праздник любви между мужчиной и женщиной. И нет ничего более разрушительного для этих отношений, чем неверность друг другу. Можно заменить любовь <безопасным сексом>, но этот суррогат не может дать то, в чем мы все нуждаемся: чувства надежности и принадлежности.
Уместно вспомнить, что в Средние века (когда, собственно, и зародился обычай празднования Дня всех влюбленных) этот праздник был связан с культом рыцарского отношения к <прекрасной даме>, был символом верности и служения. Отголоски этого обычая еще сохранились в европейской традиции празднования дня святого Валентина. Надежность - синоним верности - одно из главных качеств, которые отличают мужчину от <человека мужского пола>. Способность быть верным - вот настоящее мужское достоинство!
И еще одно соображение на эту тему. Когда я думаю о любви, я в первую очередь вспоминаю, что <Бог есть любовь>. Наш дефицит любви - результат выдавливания Бога, источника подлинной любви, из нашей жизни. Я говорю не о религии и ритуалах - речь об отношениях с Тем, Кто настолько любит нас, что умер за нас. Почти сто лет назад замечательный русский поэт Максимлиан Волошин так описывал своего современника: <Жадный хам, продешевивший дух // За радости комфорта и мещанства>. Сможем ли быть мудрее, чтобы не потерять главное в жизни? Отказаться от суррогатов ради настоящей любви?