Действительно, на каких принципах должно строиться христианское сотрудничество? Какие ценности в сообществе верующих людей необходимо считать фундаментальными, будь то поместная церковь или региональное объединение церквей?
Попробую выразить своё представление об этом предмете. Для начала обратимся к примеру Израиля в период становления его государственности и упомянем о социальной норме, сформировавшей новую модель общественного устройства.
Иисус Навин 1:12-15 «А колену Рувимову, Гадову и половине колена Манасиина Иисус сказал: вспомните, что заповедал вам Моисей, раб Господень, говоря: Господь Бог ваш успокоил вас и дал вам землю сию; жёны ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться, вооружившись, идите пред братьями вашими и помогайте им, доколе Господь Бог ваш не успокоит братьев ваших, как и вас; доколе они не получат в наследие землю, которую Господь Бог ваш даёт им; тогда возвратитесь в наследие ваше и владейте землёю, которую Моисей, раб Господень, дал вам за Иорданом к востоку солнца.»
Долгая и изнурительная миграционная экспедиция закончилась на берегу Иордана. Молодой нации предстояло осуществить сложную военную операцию вторжения и захвата укреплённых территорий язычников. Названные колена оказались в привилегированном положении, поскольку их земельные наделы располагались на близлежащих и доступных участках. Не требовалось форсировать реку, не нужно было противостоять противникам, не нужно рисковать жизнью и подвергать своих близких опасности. Можно успокоиться и начать новую счастливую жизнь. Все тяжёлые рубежи пройдены. Мечта стала реальностью: они пришли домой.
Однако вдохновлённый Всевышним вождь призвал их к ответственности за судьбу остальных колен, чьи наделы по-прежнему находились под властью язычников.
Выражаясь современным языком, послание Иисуса Навина можно передать так: «Не думайте, что вы будете блаженствовать в одиночку только потому, что вам повезло и ваше наследие располагается в географически выгодных районах.. Не рассчитывайте избежать участи остального народа. Вы не сможете вкусно есть и сладко спать, пока ваши братья дерутся за своё будущее. Да, вы уже получили всё, к чему стремились, но теперь вы должны совершить все сражения вместе с вашими братьями, пока самое последнее колено не успокоиться на своей земле, как и вы. В землю обетованную войдут или все, или никто. Потому что мы – один народ».
Призыв еврейского лидера пропитан социальной ответственностью, он воплощает в себе идеи справедливости и равенства, предвосхищая христианский призыв «носить беременна друг друга». Поступок современников Иисуса Навина указывает на общую духовную основу существования всего народа, обнаруживает живые внутренние связи между семьями, родами, коленами.
Что мы получим, переложив этот принцип на сферу взаимодействия между поместными церквями?
Как колена Израильские на момент великих завоеваний находились в разном положении, так и современные церкви находятся в различном положении,
отличаясь друг от друга количеством прихожан, численностью городского населения, удобством географического положения, уровнем экономического благополучия и т.д. Хотя все духовные благословения равнодоступны церквям по всему лицу земли, упомянутые мной естественные, вторичные обстоятельства недуховного свойства в значительной степени определяют объём трудностей, которые предстоит преодолеть общине на пути к плодоносному служению. Именно эти объективные факторы очерчивают границы развития поместной церкви в социальном, хозяйственном, экономическом отношениях.
В результате складывается следующая ситуация: в столичных городах возникают церкви, способные возвести современное здание, обладающие многомиллионным бюджетом, нанимающие десятки сотрудников, в их распоряжении находится служебный автопарк, офис оснащён современной оргтехникой, эти церкви дерзают в смелых проектах благовестия, осуществляют международную миссию, организовывают СМИ и образовательные учреждения. Сильные, многочисленные, состоятельные. Дай Бог, чтобы все церкви были такими.
Но действительность другая. Ещё есть церкви в провинциальных городах и посёлках, в натуральном количественном выражении, чаще всегда малочисленные, невзирая на то, что в процентном отношении показатель количества христиан на душу населения в посёлках превосходит этот показатель для мегаполисов. Такие церкви бедны, потому что бедно население этих посёлков и городков. Прихожане этих церквей наличие любого самого скромного молитвенного домика считают большим благословением. О штате оплачиваемых сотрудников нет и речи, нередко пастор трудится на светской работе и выполняет своё служение в свободное время. Такая церковь постоянно теряет прихожан, но не по причине отступления последних: просто поступая в ВУЗы, молодёжь покидает свои поселковые церкви; да и молодые семьи мигрируют в города-миллионники в поисках лучшей жизни. Те и другие впоследствии присоединяются к церквям столичным.
Разница между жизнью в Екатеринбурге и, например, Буланаше, огромная. Настолько же отличаются условия жизни и деятельности церквей в Екатеринбурге и любом областном посёлке. Это различие обусловлено только одним – местоположением, которое в нашей социально-экономической действительности становится фактором судьбоносным. Одни развиваются, другие выживают.
Можем ли мы со спокойной душой устремляться к вершинам и пользоваться благополучием в то же самое время, когда наши единоверцы не смеют об этом даже мечтать? Разрешает ли христианская совесть удобно расположиться в обетованной земле, когда братья только продираются к ней через множество жизненных невзгод? Можем ли мы «царствовать» без них? Можем ли мы уйти в отрыв, предаться прогрессу, отряхнувшись от архаичного, отсталого, экономически невыгодного, «бесперспективного» и, в отдельных случаях обречённого, регионального христианства? Не можем. Не должны… Если в нас живо ощущение духовного родства, если мы способны к взгляду на Царство Божье «с высоты птичьего полёта», если нами движет более мощное и обширное чувство, нежели собственническое чувство и желание добиться успеха на «своей» узкоочерченой территории, мы захотим пройти поприще вместе с нашими братьями из малых церквей.
Автор: Алексей Кобелев, старший пресвитер Свердловского объединения РЦХВЕ
Источник: hve