Друзья!
Итоги семинара, можно прочесть: Группа в Facebook: http://www.facebook.com/TheologicalSeminar
Тезисы для богословского семинара
Проблема происхождения человека. Богословские и научные основания.
Антропология – один из главных разделов христианского вероучения. Трудно переоценить всю важность наших разработок в области учения о человеке. Антропология дает основания для христианской психологии или душепопечения, а также ощутимо влияет на этику, сотериологию, экклесиологию и прочие богословские направления.
Один из первых вопросов в рамках антропологически
Если упростить, то в своем отношении к происхождению человека, христиане делятся на три группы: креационисты-мла
Креационисты-мла
Креационистам возражают эволюционисты, которые отталкиваются не от текста, а от научных данных. По их мнению, креационистская модель не соответствует возрасту Вселенной. Поразительным образом естественные науки сходятся на том, что Вселенная существует миллионы лет. Наука исходит из фактов, эти факты обобщаются, структурируются, под них выстраивается определенная модель, вследствие чего возникает научная картина мира. Один из признаков научного открытия – это когда в нескольких независимых лабораториях приходят к одним и тем же результатам. Так и научная картина мира не возникла на пустом месте. Теория эволюции – это рабочая гипотеза, которая лучше всего ложится на фактические данные разных наук. Мировое научное сообщество, которое состоит из национальных сообществ солидарно в принятии теории эволюции как рабочей модели. Если мы доверяем мировому научному сообществу, то у нас никак не получится интерпретировать первые главы книги Бытие буквально.
Но здесь мы сталкиваемся с проблемой интерпретации Писания. Все дело в том, что в нашем евангельском контексте, долгое время текст интерпретировалс
Таким образом, эволюционисты пытаются примирить научные данные и библейский текст. Соответственно, утверждается, что Бог творит мир посредством эволюции, которая, в конечном итоге, привела к человеку. Здесь не отрицается момент чуда, просто это чудо растянуто во времени. Тем более, что сама теория эволюции за время ее существования претерпела существенные изменения. Говорится не о поступательной, а скачкообразной эволюции.
Если говорить непосредственно о генезисе человеке, то, грубо говоря, в один из этапов, Бог наделяет сознанием человекообразное существо. Это был какой-то невероятный качественный скачек, пусть и не единомоментный, как в библейской истории. Если мы с этих позиций посмотрим на первые главы Писания, то тогда нам придется относиться к истории о сотворении как на миф. Миф – это не выдумка, это картина мира того времени. Бытописатель не прыгает через себя, но, находясь в контексте своего времени, использует смысловые категории этого времени и наполняет их новым смыслом. Рассказ о сотворении это не репортаж с места событий, здесь важна идея, а идея абсолютно эксклюзивна – мир сотворен единым Богом и человек несет в себе Его образ.
Но есть третья категория людей, это воздержавшиеся, условно «агностики», которые говорят, что мы не знаем, каким образом Бог сотворил мир и человека. Это не влияет на вопрос спасения, соответственно, не суть важно. Такие люди, обычно, с уважением относятся к науке, в церкви, по факту, буквально толкуют первые главы книги Бытия, а если попадают в научное сообщество, то могут вполне себе соглашаться с выводами ученых. А могут и не соглашаться. Эта позиция самая простая и не требует особых интеллектуальных усилий. «Агностики» часто утверждают, что наука говорит об одном, а богословие о другом и не нужно их смешивать.
Итак, вопрос о происхождении человека приводит нас к вопросу соотношения науки и богословия, соответственно, мы имеем три модели такого отношения: подчинение науки богословию, подчинение богословия науке и разведение науки и богословия.
Если говорить о моем отношении к этой теме, то я не вижу оснований не доверять мировому научному сообществу. Ученые-креациони
Тем не менее, самого факта грехопадения, эволюционная теория не отвергает. С грехом вошла, в первую очередь, духовная смерть человека. Перед человеком стоит ответственная задача – становиться человеком, находя в себе и созидая образ Божий. Воплощение Христа имеет смысл не только в искупительной жертве, но и в реальном примере подлинной человечности, а также в том, что Христос Своим физическим воплощением как бы облагораживает природу человека. Некоторые отцы церкви считали, что Христос пришел бы даже в том случае, если бы не было грехопадения.
Итак, человек – это проект Бога. Это должно нас привести к антропологическо
|
|
|
|
|