Главная>Новости>Аналитика>Очередная встреча Богословского Семинара

Очередная встреча Богословского Семинара

Очередная встреча Богословского Семинара
Семинар можно посетить по адресу : Ассоциация христианских миссий. ул. Чертановская, 1В корп. 1
23.12.2013

Друзья!

В понедельник, 23 декабря, состоится очередная (последняя в этом календарном году) встреча в рамках богословского семинара.
С докладом выступает Андрей Рябенко, тема "Проблема происхождения человека. Богословские и научные основания". Тезисы доклада во вложении
Ждем всех вас на семинаре!
 
Семинар можно посмотреть онлайн: http://www.etsem.org/online/

Итоги семинара, можно прочесть: Группа в Facebook: http://www.facebook.com/TheologicalSeminar

Тезисы для богословского семинара

Проблема происхождения человека. Богословские и научные основания.

Антропология – один из главных разделов христианского вероучения. Трудно переоценить всю важность наших разработок в области учения о человеке. Антропология дает основания для христианской психологии или душепопечения, а также ощутимо влияет на этику, сотериологию, экклесиологию и прочие богословские направления.

Один из первых вопросов в рамках антропологических исследований это вопрос происхождения человека. И нужно сказать, что эта тематика очень болезненная в нашем христианском сообществе.

Если упростить, то в своем отношении к происхождению человека, христиане делятся на три группы: креационисты-младоземельцы, эволюционисты и «агностики».

Креационисты-младоземельцы утверждают, что первые главы книги Бытие следует понимать буквально. Бог сотворил мир за шесть суток, в шестые из которых были сотворены млекопитающие и человек, и понимать сотворение нужно так, как написано, а именно, что Бог создал человека из праха земного, вдохнул в него дыхание жизни и человек стал душою живою. Соответственно, возраст Вселенной составляет порядка 6 тыс. лет. Итак, в своих исследованиях, представители школы креационизма отталкиваются от библейского текста в буквальном его истолковании и, исходя из этого толкования, трактуют научные факты. Так возник "научный креационизм", который сосредоточил свое внимание на критике теории эволюции.

Креационистам возражают эволюционисты, которые отталкиваются не от текста, а от научных данных. По их мнению, креационистская модель не соответствует возрасту Вселенной. Поразительным образом естественные науки сходятся на том, что Вселенная существует миллионы лет. Наука исходит из фактов, эти факты обобщаются, структурируются, под них выстраивается определенная модель, вследствие чего возникает научная картина мира. Один из признаков научного открытия – это когда в нескольких независимых лабораториях приходят к одним и тем же результатам. Так и научная картина мира не возникла на пустом месте. Теория эволюции – это рабочая гипотеза, которая лучше всего ложится на фактические данные разных наук. Мировое научное сообщество, которое состоит из национальных сообществ солидарно в принятии теории эволюции как рабочей модели. Если мы доверяем мировому научному сообществу, то у нас никак не получится интерпретировать первые главы книги Бытие буквально.

Но здесь мы сталкиваемся с проблемой интерпретации Писания. Все дело в том, что в нашем евангельском контексте, долгое время текст интерпретировался исключительно буквально и для многих, очень странно полагать, что его можно рассматривать как-то иначе. С 90-х гг. на российское евангельское сообщество существенное влияние оказали американские креационистские школы. А еще, в нашем уже социокультурном контексте сказался тот факт, что с советских времен, теория эволюция ассоциируется с материалистической и атеистической идеологией.

Таким образом, эволюционисты пытаются примирить научные данные и библейский текст. Соответственно, утверждается, что Бог творит мир посредством эволюции, которая, в конечном итоге, привела к человеку. Здесь не отрицается момент чуда, просто это чудо растянуто во времени. Тем более, что сама теория эволюции за время ее существования претерпела существенные изменения. Говорится не о поступательной, а скачкообразной эволюции.

Если говорить непосредственно о генезисе человеке, то, грубо говоря, в один из этапов, Бог наделяет сознанием человекообразное существо. Это был какой-то невероятный качественный скачек, пусть и не единомоментный, как в библейской истории. Если мы с этих позиций посмотрим на первые главы Писания, то тогда нам придется относиться к истории о сотворении как на миф. Миф – это не выдумка, это картина мира того времени. Бытописатель не прыгает через себя, но, находясь в контексте своего времени, использует смысловые категории этого времени и наполняет их новым смыслом. Рассказ о сотворении это не репортаж с места событий, здесь важна идея, а идея абсолютно эксклюзивна – мир сотворен единым Богом и человек несет в себе Его образ.

Но есть третья категория людей, это воздержавшиеся, условно «агностики», которые говорят, что мы не знаем, каким образом Бог сотворил мир и человека. Это не влияет на вопрос спасения, соответственно, не суть важно. Такие люди, обычно, с уважением относятся к науке, в церкви, по факту, буквально толкуют первые главы книги Бытия, а если попадают в научное сообщество, то могут вполне себе соглашаться с выводами ученых. А могут и не соглашаться. Эта позиция самая простая и не требует особых интеллектуальных усилий. «Агностики» часто утверждают, что наука говорит об одном, а богословие о другом и не нужно их смешивать.

Итак, вопрос о происхождении человека приводит нас к вопросу соотношения науки и богословия, соответственно, мы имеем три модели такого отношения: подчинение науки богословию, подчинение богословия науке и разведение науки и богословия.

Если говорить о моем отношении к этой теме, то я не вижу оснований не доверять мировому научному сообществу. Ученые-креационисты во весь голос утверждают о мировом заговоре ученых-атеистов, но эту конспирологическую теорию мы можем смело отвергнуть за полным отсутствием доказательной базы. Как бы там ни было, если возраст Вселенной таков, как описывает его наука, то, если мы интеллектуально честны, мы не можем закрыть на это глаза. Соответственно, это не может не повлиять на нашу экзегетику Писания. И не может не повлиять на наши антропологические выводы. Человек в эволюционной модели не возник сразу и в чистом виде. В библейской картине у Адама не было детства, он был сотворен Богом уже взрослым и сразу же получил свою вторую половинку. В эволюционной картине, становление человека – это некоторый процесс, который произошел не без вмешательства Божественного провидения. Все дело в том, что человек, будучи частью животного мира, настолько кардинально от него отличается, что трудно назвать процесс обретения сознания вполне естественным. Но в длительном процессе не меньше чуда, чем в мгновенном происхождении. Это мы мыслим в категориях времени и пространства, Бог находится над этим всем. Мы тоже имеем дело с чудом, когда у нас рождается ребенок, который приходит в этот мир совершенно беспомощным, ничего не понимающим, и постепенно становится подлинным человеком. Это и есть творение Богом человека. Мы до сих пор не можем понять или зафиксировать на каком этапе человек наделяется тем, что мы называем душой. Эволюционная антропологическая модель очень экзистенциальна. У человека нет заданной сущности, кроме некоторых объективных видовых отличий, человеком нужно стать, причем стать человеком во всех смыслах, коих очень много. Я согласен с тем мнением, что райское состояние человека – это далеко не совершенное состояние, человеку суждено было пройти путь становления, на этом пути состоялась глобальная катастрофа, которая называется грехопадением.. Самый трудный вопрос, это вопрос грехопадения и смерти. В эволюционной картине смерть существовала до человека и не грехопадение стало ее причиной. Мы можем сказать, что идея возникновения смерти вследствие грехопадения – это всего лишь одна из традиций интерпретации библейских текстов, которая не обязана быть истиной последней инстанции. Но мы тогда должны прийти к выводу, что Бог сотворил мир несовершенным, раз в нем до грехопадения существовала борьба за существование и смерть. Это непростой вопрос. Но если мы обращаемся к первым главам книги Бытие, то читаем: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Т. е. мы видим, что при сотворении мира существовала бездна и тьма. Некоторые богословы указывают на глобальную катастрофу, когда от Бога отпал Люцифер. Но это уже другой вопрос.

Тем не менее, самого факта грехопадения, эволюционная теория не отвергает. С грехом вошла, в первую очередь, духовная смерть человека. Перед человеком стоит ответственная задача – становиться человеком, находя в себе и созидая образ Божий. Воплощение Христа имеет смысл не только в искупительной жертве, но и в реальном примере подлинной человечности, а также в том, что Христос Своим физическим воплощением как бы облагораживает природу человека. Некоторые отцы церкви считали, что Христос пришел бы даже в том случае, если бы не было грехопадения.

Итак, человек – это проект Бога. Это должно нас привести к антропологическому оптимизму.

Темы этой статьи
Похожие статьи
«Меняющаяся Церковь в меняющемся мире»
4-го декабря 2020 г. (в пятницу) с 10.00 (МСК) в режиме Zoom-вебинара состоится конференция Богословского общества при Координационном совете по образованию Российского союза Евангельских христиан-баптистов. Тема:«Меняющаяся...
"То чего обычно протестанты не знают" №6
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
"То чего обычно протестанты не знают" №5
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
"То чего обычно протестанты не знают" №4
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
"То чего обычно протестанты не знают" №3
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
Как стать христианином – Христиане.ру