«Отдавайте кесарю то, что кесарево, а Богу то, что Божье!» — когда-то сказал Христос. Эти слова можно с некоторой поправкой применить к двусмысленной ситуации, которая сложилась вчера в России. С одной стороны — страстной четверг, с другой стороны «день дурака» — 1 апреля.
Интернет сразу разделился на два лагеря: Одни анафематствовали юмористов, другие юморили по поводу анафематствующих. Я не принадлежу ни к тем, ни к другим.
Хотя я и не прочь ощущать себя дураком круглый год, все же, будучи христианином, я вчера действительно больше внимания уделил воспоминаниям о страданиях Христа, участвовал в Вечере Господней. И, читая о тайной вечере в Евангелии, я поразился тому, что веселый и радостной пасхальной трапезы у учеников тоже не получилось. Она была омрачена словами Господа о Его крестной смерти. Смешанное чувство! Вроде бы радость: вот-вот сделаем Тебя, Господи, Царем! Весь Иерусалим «за»! Какие страдания?
Ан, нет! Было предательство, был арест, был крах надежд, было распятие, были возгласы: «Боже мой, для чего Ты Меня оставил?». Но потом все кончилось воскресеньем, то есть все той же радостью! Да и на самой тайной вечере были воспоминания о радостном — о пире в царстве Божьем. Поэтому смешанное чувство радости и печали — это неплохо. Даже в страстную неделю негоже христианам всегда ходить с постными лицами. Да, страдания Его были ужасны. Но ведь без них не было бы и радости воскресения и Царства! Думаю, что Бог не заповедал нам играть спектакль и каждую страстную неделю перевоплощаться в этаких профессиональных плакальщиков. А чуть улыбнется христианин, не раздастся с небес окрик «Небесного Станиславского»:
— Не верю!
Гораздо хуже, если этот окрик несется с земли. Если так кричат Богу, отвергнувшие его грешники. А уж если человек отверг Бога, то какие анафемы страшны ему? Чем же еще можно омрачить существование атеиста?
Говорят, что в атеистическо-коммунистические времена, когда пьяная рабоче-крестьянская солдатня разрушала храмы и раскулачивала верующих, один из таких богоборцев с насмешкой спросил пожилого христианина:
— Ну, где же твой Бог? Почему Он ничего с нами не делает?
— А что же еще с тобой можно сделать? — был ответ…
Те, кто «назло Богу» пытался шутить и разыгрывать других — не вели себя грешнее и кощунственнее, чем в «обычные» дни. Правда, настоящего веселья (по крайней мере в Москве) все равно не получилось. Еще слишком свежа память о жертвах терактов в метро. Неделя-то оказалась страстной не только в религиозном смысле.
И никакие анафемы, никакие «шутки на злобу дня» не спасут мир, в котором страсти так близко соседствуют с радостью. А спасет мир только любовь. Так что давайте не анафематствовать, а любить грешников. Давайте шутить и смеяться, грустить и плакать, но делать это вместе с нашим распятым и радостным Богом! Ведь хотя сегодня и страстная пятница, но будет воскресенье! А дуракам оставим дураково! Что же еще им оставить?