«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).
БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ
Как-то разговорилась со знакомой, у которой дочка-подросток. Знаю, что раньше девочка хорошо училась в школе, мама водила ее в разные кружки. Тем удивительнее для меня было услышать, что «ребенок от рук отбился», что «Настя учиться совсем не хочет, матери грубит...» Я спросила, не пыталась ли мать поговорить с дочкой по душам, попыталась ли по-доброму выяснить причины ее настроения? Моя знакомая возмутилась: «Да я с ней вообще говорить не могу спокойно! Пусть сначала уроки сделает! А то «по-доброму»!»
Такое оценочное отношение к детям общепринято в нашей стране. Взрослым кажется, что если они будут ругать ребенка, то он перестанет делать плохое, если будут хвалить за хорошее — он укрепится в делании этого хорошего. Но на сегодня, наверное, каждый слышал, что чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Ведь воспитание — это не дрессировка, родители не должны стремиться вырабатывать у детей условные рефлексы.
Ю.Б. Гиппенрейтер, профессор МГУ, педагог, психолог, одним из основных принципов благожелательных отношений называет безусловное принятие. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть! Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, что он просто хороший... Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, объятиях, словах наподобие: как я рада тебя видеть!, как хорошо, когда ты дома! и т.п.
Очень часто дети слушают не слова, а тон, которым они сказаны. Если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначен: «Меня не любят, не принимают...». Если ребенок не получает знаков безусловного принятия, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
При этом безусловное принятие ребенка вовсе не означает, что на него нельзя сердиться. Ю.Б. Гиппенрейтер считает, что «скрывать и тем более копить негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но особым образом:
1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого были основания.
3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его».
Поэтому, дорогие родители, понаблюдайте за собой, начните менять себя, и мир вернется в семью!