Главная>Новости>Аналитика>О соборности в Церкви и Евангельском Соборе

О соборности в Церкви и Евангельском Соборе

О соборности в Церкви и Евангельском Соборе
Вертикальные и горизонтальные связи
08.08.2014

Автор:  Левон Аршакуни

 

Когда мы говорим о Церкви и церковном строительстве, то очевидно видны «вертикальные связи»,  связи иерархии и служения старшим/младшим.  Все много раз слышали, что Христос, а не человек создает Церковь и «врата ада не одолеют ее».  Без иерархии, без отношений со старшими, с людьми, у которых мы можем прямо учится, прежде всего учится жить в Духе, просто ничего не работает. Вертикаль необходима, она та ось, та линия, по которой «нисходит благодать», по которой мы гарантированно и понятно приобщаемся  к защите,  прибежищу  и милости Господа.

В современном западном обществе, особенно в условиях «победившего постмодерна», сама идея необходимости такой вертикали «проблематизирована и осмеяна».  Из культуры методично вычищается естественное уважение к  старшим, естественное для ребенка доверие  и почтение к авторитетам. И прежде всего – авторитету Господа. Это понятная установка победившего эгоизма.  В силу этого во всех религиозных организациях  на первом шаге появляется обратный «компенсирующий перекос», тенденция к «авторитарному руководству» во всех сферах, от управления до богословия. 

И такая авторитарная форма управления на каком то этапе (для небольшой организации) действительно хорошо работает. Удобно, когда все решает пастор:) Проблем нет, все проблемы у пастора, а он пусть служит с Божей помощью :).  У апостолов ведь не было проблем, когда рядом с ними был живой Христос. Просто делали, что Он скажет, и «все нормально».

Но сам Христос акцентирует наше внимание совеем на других связях, на связях между равными, на так называемых горизонтальных связях. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:35) Ему не столько нужно наше служение «лично Ему», сколько наша любовь и служение друг другу.  Ему угодны наши горизонтальные связи, связи любви между братьями-во-Христе. Именно в этом я вижу суть заповеди «возлюби ближнего», которую Христос называет равной заповеди «возлюби Господа».

Именно эти отношения между равными требуют очень высокого «градуса бескорыстия», и больше всего задевают наше эго.  Естественное желание эго по отношению к равным, к тем, кому мы «ничем не обязаны»  - это соперничество, конкуренция, желание почувствовать себя выше своего брата. Это «нормально» для человеческого эго – пытаться моментально отстроить свою «вертикаль власти» в отношениях с равными. Здесь вспоминается пример с «рассадкой апостолов вокруг Христа» (Мк. 10:35-37)  Повторю, это естественная подсознательная реакция эгоистического сознания, которая – с удвоенной силой «включается» в религиозных структурах, где есть сильный идеологический запрет на прямой произвол, «вольности эго». Чтобы действительно вступать в равные отношения человеческому эго,  его личности нужно «дозреть». В этих отношениях наше эго «задевается» и шлифуется, пожалуй, сильнее всего.   И именно в этих в этих отношениях, вне отношений иерахрии, в отношениях с равными мы можем исполнить заповедь «возлюби ближнего».

Именно такие горизонтальные отношения дают нашему сердцу, нашей душе один из самых высоких «вкусов счастья».  Наша душа наполняется Духом, она «пьет» Любовью Господа особенно сильно, когда мы вступаем в такие отношения.

В отношении вертикальных и горизонтальных связей в религиозной организации уместна метафора переплетения нитей в ткани. Если в ткани есть только вертикальные нити, то как прочна такая ткань?  Нужны и вертикальные и горизонтальные ниточки-связи.

О сути соборности

Можно сказать, что сама суть собора и соборности – это «горизонтальное общение», общение равных.  Все мы, от Папы Римского, Патриарха, пастора или рядового новообращенного «дети Господа», и все мы в этом локальном смысле равны как братья-в-Господе. Среди братьев есть конечно старшие и младшие, но никто среди них не ровня Отцу. Отец находится на вертикали, а брат, даже самый старший, на горизонтали. Все братья равны «по праву сыновства».  И собор – это как раз форма такого общения равных, общения братьев, которые собираются в внутренней установке и позиции быть слугой, послужить Господу и друг другу. Которые стремятся «быть всем слугой» (Мф. 23, 11).

Хороший способ выхолостить соборность – это проводить собор для «утверждения своего самого правильного решения», без внутренного желания услышать и принять точки зрения братьев. Тем самым  мы изначально убиваем горизонталь в отношениях с братьями, и остается чистой воды использование их для своих «очень правильных» решений.  История дает нам достаточно таких примеров.

Но собором «не можно» назвать любое общение равных. Мы все знаем, как нашей душе приятно быть в хорошей дружеской компании,  пить «хорошие жидкости», говорить приятные слова. Получается хорошая светская тусовка, которая просто приятна.   Без определенных решений, без практических последствий, которые приняты совместно, едино, «всем собранием», собор вырождается в религиозную тусовку.

Суть соборного действия – это совместное  общение равных, которое имеет целью совместно, горизонтально, но  с помощью вертикали Духа решить общие для всех вопросы. В таком виде Собор и соборность есть форма проявления служения и любви к ближнему.

Стоит отметить, что соборность по сути тогда и проявляется, когда старшие (братья) принимают младших как равных. Можно даже усилить – соборность появляется тогда, когда голос и нужды младших братьев становится даже важнее, чем голос старших и «продвинутых», которые становятся «всем слугой». Именно тогда Господь приходит в это собрание, наполняя его Духом Своим, и именно тогда собор «удается».

Именно эта изначальная внутренняя установка на «дух служения ближнему», которую – по праву первородства -  призваны транслировать своим примером и задавать старшие, есть необходимое условие собора и соборности.  Именно в этом состоит задача старших на соборе – организовать именно такую атмосферу «духа служения». Если это есть, то младшим братьям намного проще преодолеть  «нормальное» эгоистическое соперничество.  На место соперничества приходит естественно для образа Божьего в человеке желание сотрудничать друг с другом, возникает состояние близости и единства.

Мне очень откликается фраза одного мудрого человека, признанного святым в индуисткой традиции. Он так завещал своим ученикам: «Ваша любовь ко мне проявляется в той мере, в какой вы сотрудничаете друг с другом». Я думаю, что Иисусу эти слова понравились бы.

Про суть сотрудничества можно сказать, что оно не в том, чтобы было «хорошо отлаженное взаимодействие в мире», хорошо организованная деятельность.  Это мирской результат, он важен, но не в этом духовный плод.  Плод, смысл такого взаимодействия в тех отношениях любви, любви к ближнему, к равному, которые в ходе такого взаимодействия  возникают и укрепляются между их участниками. Без этого отношения деятельной любви, без деятельного совместного служения, все дела «суть медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор.13).  Апостол здесь весьма категоричен.

Соборность и Евангельское соборное движение

Именно такое «соборное» сотрудничество равных и создает горизонтальные связи, горизонтальные нити в ткани Церкви, Тела Христова. И эти связи становятся особенно важными, когда по различным причинам пропадает «вертикаль власти».  Именно эти горизонтальные связи дали возможность апостолам пережить физическую смерть Христа.   Эти связи дают Церкви вообще и поместной церкви в частности способность быть единой, быть общиной, а не «паствой».  

Евангельский Собор и все Соборное движение, как  я вижу, может решать и решает именно эту задачу. На соборе нет задачи (по крайней мере, я так надеюсь:)  «продвинуть» свое мнение или позицию. Есть задача быть вместе, служить ближнему в том, чтобы давать друг другу вдохновение, передавать знания, опыт, делится своими благословениями.

Вместе с тем, чтобы это дело не вырождалось в «тусовку», собор призван иметь конкретную практическую направленность, направленность на решение определенных общих проблем и на конкретное последующее служение. Именно через конкретные действия, конкретные совместные служения и возможно налаживание настоящих горизонтальных связей, связей братской любви. 

Если брат (или сестра) не включается в какое либо дело-служение, если у него что то не получается – пусть даже по реально веским причинам, то его любовь к братьям не растет. Этому дереву любви не достает полива. Человек проходит «мимо кассы», мимо духовного блага. Это очень жесткий тезис. Такого человека просто «отрывает» течением «тварной жизни» от «коллектива», от ткани Церкви, от Тела Христова.   Для практики духовной жизни, для того чтобы возрастать (или даже просто не падать:) в том, чтобы просто «быть христианином» такие отношения жизненно необходимы, как я понимаю. И чем больше человек «возрастает к Господу» тем сильнее он возрастает в любви к ближним, в том, что все больше он делает совместно с братьями.

В связи с этим для участника собора, одной из его основных личных целей участия в таком мероприятии – как я это понимаю – должна[1] стать цель послужить, найти способ послужить именно на этом соборе его участникам, укрепить свои горизонтальные дружеские связи.  Хорошей целью будет, если участник (как это было очень сильно на 4-м Соборе в Санкт-Петербурге) вдохновится вместе с братьями участвовать в конкретном служении.

Украинские события этого года для меня стали отдельной иллюстрацией важности укрепления именно таких горизонтальных отношений, отношений доверия к брату-в-Боге просто потому, что он брат. Это родство, родство духовное, стоит – по крайней мере, в моей картине мира - выше национальных различий.  Без такой предпосылки, делающей брата неотъемлемой частью меня, мне сложно вообще как то его терпеть. А брат – это часть моего «я», поливать брата грязью –  все равно, что лить грязь на себя самого. Приходится терпеть и смиряться:).

И в утверждении  этого изначального братства, уже затертой «бременем количества» установки на изначальное родство всех христиан, среди которых «нет эллина и иудея»,  я вижу одну из главных задач следующего собора.

 

 

 

Источник: baznica

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
 Философско-религиозная тетрадь №010
Вышла в свет Философско-религиозную тетрадь №010. Сборник представляет работу четвертой ежегодной конференции "Реформация vs Революция" (31 октября –2 ноября 2013 года). Также с материалами конференции (докладами...
Третья Предпасхальная богословская конференция
«СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ В БОГОСЛОВСКОЙ ПОВЕСТКЕ ЦЕРКВИ». Церковь призвана быть одновременно и в мире, и не от мира. Только с этой позиции она может возвещать миру суд и радость Евангелия(Рим. 1:16-18). У...
Состоялся собор  церквей Красноярского Края
В работе Собора принимало участие порядка сорока пасторов и представителей протестантских церквей Красноярского края и Хакасии разных деноминаций. В рамках встречи проходила организационно-деятельностная игра (ОДИ). Мероприятие...
Второй Сибирский Евангельский Собор
В Красноярском крае состоялся Евангельский Собор на тему "Вы - соль земли". В работе Собора принимало участие порядка сорока пасторов и представителей протестантских церквей Красноярского края и Хакасии разных...
IV Евангельский Собор пройдет в Санкт-Петербурге
IV ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СОБОРВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Рады Вам сообщить, чтоIVЕвангельский Собор с17 по 21 июня 2013 года пройдет в историческом центре города Санкт-Петербурга, по адресу: Невский проспект, д.100, концертный зал «Колизей». Место...
Как стать христианином – Христиане.ру