Главная>Новости>Аналитика>Как устроена внутренняя жизнь церковной организации

Как устроена внутренняя жизнь церковной организации

Как устроена внутренняя жизнь церковной организации
Среди рядовых служителей общин мало кто способен объяснить, чем конференция отличается от миссии.
10.11.2014

Постоянный посетитель субботних богослужений достаточно часто слышит термины «дивизион», «унион», «Генеральная Конференция».

Как устроена внутренняя жизнь церковной организации Но даже среди рядовых служителей общин мало кто способен объяснить, чем конференция отличается от миссии, почему система управления называется представительской или по каким причинам унион церквей — это не просто унион. Важно ли это знать? Ответ зависит от степени вовлеченности в жизнь и служение церкви. Чем более человек активен в Теле Христовом, чем с большей частью его членов он взаимодействует, тем более для важнее разобраться в его «анатомии».

Как все устроено?

В основе модели церковной организации лежит «принцип Иофора», описанный в 18 главе книге Бытие. Все члены церкви объединены в общины. Общины на определенной территории объединены в структуру, называемую конференцией. Конференции в свою очередь соединяются в унионы. Территория униона зачастую совпадает с территорией то или иного государства. Но если его территория слишком обширна или церкви многочисленны, то в одном государстве может быть несколько унионов. Так, например, есть Молдавский, Украинский и Белорусский унионы. Но территория России разделена на 4 униона: Западно-Российский, Восточно-Российский, Кавказский и Дальневосточный. Четвертым и последним уровнем церковной организации является Генеральная Конференция. Часто используемый термин «дивизион» обозначает не самостоятельную структуру, а представительство Генеральной Конференции в регионе. Всего дивизионов в мире на данный момент 13. С 90-х годов в Западно-Российском Унионе принята своя, адаптированная терминология, основанная не на буквальном, а на смысловом переводе. Конференция названа объединением, унионом — союзом, а дивизион — отделением (Генеральной Конференции или Всемирной церкви). Поэтому «Московское объединение» и «Московская конференция» — это просто синонимы. В России лучше использовать первое, а в контексте всемирной церкви – второе.

Община – Конференция – Унион – Дивизион как представительство Генеральной Конференции

Как устроена внутренняя жизнь церковной организацииКаждый из четырех (община, конференция, униона, Генеральная Конференция) уровней церковной организации получает свои полномочия от съезда (в общине – членского собрания). Самым значимым является съезд всемирной церкви, сессия Генеральной Конференции. Ближайшая состоится в июле 2015 г. Съезды конференций проходят раз в четыре года, унионов и Генеральной Конференции — раз в пять лет. Съезд (и членское собрание) — это высший орган управления, который дает временные полномочия избранным руководителям обеспечивать жизнедеятельность церкви. Подразумевается, что на съезде присутствует представительство всех уровней в лице делегатов. Т.е. хотя большинство адвентистов не будет участвовать в съезде Генеральной Конференции в 2015 г, но мы там присутствует там в лице своих делегатов, которые выражают их интересы и нужды. Такая система называется представительской. «При такой организации каждая конференция, каждое учреждение, каждая церковь и каждый человек, непосредственно или через представителей, имеют право голоса при выборе людей, несущих главную ответственность в Генеральной Конференции» (Э.Уайт, Свидетельства для церкви, т.8, стр. 237).

Два средних уровня церковной организации могут иметь один из двух статусов: конференция или миссия, и, соответственно, унионная конференция или унионная миссия. Отличие между ними в степени самостоятельности. Миссия — это развивающаяся структура, которая еще нуждается в поддержке вышестоящей организации. Ключевых отличий два: миссия получает финансовые дотации, и съезд миссии не полномочен избирать своих главных руководителей (президента, секретаря и казначея). Они назначаются той же вышестоящей организацией, которая и дотирует миссию. Между унионами есть еще одно отличие. Существуют обычные унионы, в составе которого находятся несколько конференций. А есть унион церквей, на территории которого конференций нет, только местные общины. Почему тогда унионы церквей не являются конференциями? Их территория или количество членов церкви слишком велики для статуса конференции, но и делить регион на отдельные конференции по тем или иным причинам считается не целесообразным. Так, полноправными унионами являются Украинский и Западно-Российский. Унионные миссии — это Восточно-Российская, Южная (территория Средней Азии), Кавказская и Транс-Кавказская. И есть три униона церквей: Белорусский, Молдавский и Дальневосточный (первые два — в статусе конференции, последняя — миссии).

Как устроена внутренняя жизнь церковной организацииСуществуют два основных документа, которые регламентируют жизнь церковной организации. Для уровня общины – это «Церковное руководство», для вышестоящих уровней — «Рабочий курс дивизиона». Оба документа могут дополняться и видоизменяться раз в пять лет на сессии Генеральной Конференции. Они обеспечивают единство церковного устройства и практики принятия решений во всемирных масштабах. Существуют также «Руководство для служителя» и «Справочник пресвитера». Их цель – не столько регламентировать, сколько дать советы, примеры и рекомендации.

Съезд конференции, на которых представительство рядовых членов церкви наибольшее, имеет несколько целей. Их достижение обеспечивает работа нескольких комитетов. Каждый делегат участвует в работе одного из них. В начале съезда избирается организационный комитет, который формирует состав остальных. Первый комитет, привлекающий наибольшее внимание — это избирательный. Его задача — предложить съезду кандидатуры руководителей конференции на следующие четыре года: президента, секретаря, казначея, руководителей отделов, а также состав Исполнительного комитета, который является главным управляющим органом в период между съездами. Очевидно, что работа именно этого комитета является наиболее значимой и имеющей долгосрочные последствия. Второй комитет решает вопрос о продлении срока действия удостоверений пасторам, т.е. дает право на совершение пасторского служения. Пожалуй, результаты работы этого комитет наиболее предсказуемы. Третий — это комитет по уставу. Любые изменения в уставе должны быть санкционированы решением съезда. В четвертый комитет автоматически попадают все, кто не был избран в предыдущие три. Этот комитет собирает предложения, замечания и пожелания делегатов для избранного Исполнительного комитета, своего рода наказ от съезда на предстоящие 4 года. Но на практике предложения, которые звучат в этом комитете, обычно делаются экспромтом, без какой-либо проработки и в итоге практическую ценность имеют весьма небольшую. Поэтому в 2014 г. Московская конференция обратилась к каждой общине, чтобы советы общины могли заранее подготовить список предложений к съезду. Также обычно к съезду приурочивают рукоположение пасторов в сан проповедника (для любого пастора – это ключевое событие его служения, и оно возможно только после пяти-семи лет стажа).

Заглянем в историю

Как устроена внутренняя жизнь церковной организацииНа сегодняшний день всемирная церковь АСД представляет из себя стройную систему с четко прописанными процедурами и правами, подчинением и ответственностью перед вышестоящими уровнями. В большинстве других конфессий вертикаль управления менее жесткая. Поэтому и, к примеру, в харизматических движениях доктринальные различия между общинами могут быть весьма различны, в то время, как адвентизм в Африке, в Австралии или в России одинаков и в богослужебной практике, и в вероучении. И это удивительно, если сравнить сегодняшнюю ситуацию с отношением к организации на заре развития адвентистской церкви. В первые годы многие адвентисты негативно воспринимали церковную организацию в принципе. Отчасти это было связано с тем, что большинство из них прошли через процедуру исключения из своих церквей за проповедь о грядущем Втором Пришествии. Но к концу второго десятилетия адвентистской церкви вопрос об организации стал ребром. Отсутствие структуры явно становилось препятствием для дальнейшего развития. «Когда мы численно возросли, стало ясно, что без какой-либо организации нас ждет хаос и работа не сможет успешно двигаться вперед. Организация была необходима…» (Э.Уайт Свидетельства для проповедников, стр. 26). В начале 1860-х годов церковные лидеры определились: была создана первая конференция. Процесс этот не был безболезненным — несогласные отделились и создали свое собственное движение. Но если сегодня спустя полтора столетия сравнить численность тех и других, то станет понятным, что ставка на организацию явно привела к большей эффективности.

Вместе с этим нельзя назвать беспочвенными опасения, что такие необходимые элементы организации, как иерархия, бюрократия, административные рычаги неизбежно будут приводить к конфликтам. Тем более, что пионеры адвентизма были сильными личностями, склонными к авторитарному стилю управления. Отчасти с этим были связаны трудности таких известных событий как Миннеаполисская конференция 1888 г или направление Э.Уайт на служение в Австралию. К началу 20-го века, когда церковь распространилась по всему миру, становилась все более очевидной необходимость распределения власти и наделения большими полномочиями руководителей на местах. В итоге в 1901 г при непосредственном пророческом участии Э.Уайт была проведена реорганизация, результатом которой стало создание унионов как полномочного промежуточного звена между штаб-квартирой всемирной церкви и все более отдаленными от нее регионами. Пионеры адвентизма не воспринимали созданную ими структуру как нечто статичное и не относились к организации как к «священной корове». Организация была инструментом, который при необходимости должен был меняться.

Спустя столетие обсуждение получило мнение, что церковная структура в определенных моментах стала излишне громоздкой и нуждается в упрощении (рассуждения об этом можно прочитать, к примеру, в последней главе книги Дж.Паулина «Библейская весть в современном мире»). И ответом можно считать недавнее создание такого подразделения, как унион церквей. По сути речь идет об удалении одного административного звена как излишнего. Так было в Молдове, где на месте обычного униона с двумя конференциями был создан унион церквей, и количество офисов в результате сократилось с трех до одного. Это в некоторой степени можно назвать процессом, обратным реорганизации 1900-х годов. Или другой пример. В конце 90-х была тенденция к увеличению количества конференций и дроблению существующих на две части. Связано это было с большим количеством евангельских кампаний и ростом количества церквей. Сегодня новых общин открывается гораздо меньше. Снизилось и количество крещений. Как следствие, можно наблюдать обратный процесс. На съезде в июле 2014 г Приокская и Южная конференции были объединены в одну. Проходит время, меняются обстоятельства, и организационная структура должна обладать достаточной гибкостью, чтобы оставаться эффективной. Попытка решать проблемы 21-го века по шаблонам 19-го не принесут успеха. Равно как и попытки обеспечить рост церкви сегодня, используя результативные методы 1990-х, ведут к разочарованию.

Несовершенная, но лучшая из возможного

Более сотни лет назад Э.Уайт писала: «Некоторые братья выдвигают мысль, что по мере приближения к концу времени каждое дитя Божье будет действовать независимо ни от какой религиозной организации. Но Господь показал мне, что в этой работе нет такого понятия, как независимость каждого человека» (Э.Уайт, Свидетельства для проповедников, стр. 489). Адвентистская церковь, какой мы ее знаем сегодня, была бы невозможна без существующей организационной структуры. Различные радикальные идеи вроде отказа от организации в целом или переход к конгрегационалистской модели (при которой общины независимы и основные ресурсы сосредотачивают у себя) — это путь, ведущий не к созиданию, а к разрушению. Церковь АСД, какой мы ее знаем, просто перестанет существовать вне созданной за полтора века системы. Если мы действительно переживаем о будущем церкви, то речь может идти о продуманной реорганизации, но никак не о бездумном сломе.

Но крайностью, с другой стороны, является обоготворение организации, когда решения руководителей по умолчанию призывают считать безошибочными. Джон Паулин замечает, что «На исходе века ключевым критерием годности к служению руководителя церкви должно быть «критическое мышление». Это способность анализировать широкий ряд вариантов, включая собственные предпочтения, с беспристрастной объективностью. Люди, мыслящие критически, стремятся избегать легковерия, самооправдания и манипуляций с политическим влиянием. Люди, мыслящие критично, боятся застоя больше, чем перемен. Для таких руководителей характерен свежий и творческий подход к работе, и в допустимых границах, установленных богодухновенными писаниями, они сумеют проявить идеологическую гибкость в отношениях с пасторами и членами Церкви, расходящимися с ними во мнениях» (Дж. Паулин «Библейская весть в современном мире»).

Как устроена внутренняя жизнь церковной организацииВ основе вышеупомянутой представительской системы управления лежат демократические принципы. Демократия — это весьма несовершенная модель. История наглядно показывает ее уязвимость, а в Библии демократия не упоминается вовсе. Но тем не менее, на основе сравнения с альтернативами, ее принципы — это лучшее из возможного устройства общества. Точно также, существующая в нашей церкви система администрирования — не идеал, но именно благодаря ей мы, как церковь, есть те, кто мы есть. При этом, как и любая другая организация, церковная будет эффективной в той мере, в какой она способна развиваться и совершенствоваться. И если в прошлом веке сила организации, как правило, определялась волей и авторитарностью ее лидера, то современный менеджмент во главу угла ставит способность взаимодействовать и развивать потенциал каждого из членов организации. Поэтому церковь сегодня нуждается не столько в тех, кто со всем согласен и никогда не возражает, сколько в тех, кто готов проявлять инициативу и воспринимает развитие общины как свое личное дело, часть своих отношений с Богом.

Хорошо, если бы на предстоящих съездах были люди, не просто молчаливо голосующие и не стремящиеся разобраться в происходящем. Не испытывает церковь также недостатка в критиках, накопивших претензии к церковному руководству, но не готовых при этом брать на себя ответственность и прилагать усилия для решения имеющихся трудностей. Но церкви сегодня действительно нужны те, кто горячо переживает о нуждах церкви. Кто готов вникать в нюансы внутренней жизни церкви, чтобы лучше понять, как быть полезным делу Божьему. Кто принимает, что будущее церкви зависит не только от избранных руководителей разных уровней, но и от него самого.

Текст: Роман Гейкер

Источник: asd

 

Темы этой статьи
Похожие статьи
Третий срок президента церкви АСД
6-го июня 2022 годаисполнительный комитет Церкви адвентистов седьмого дня проголосовал за переизбрание Теда Вильсона на пост президента Генеральной конференции Церкви адвентистов седьмого дня. Это будет третий президентский...
Церковь АСД о всеобщей вакцинации
Данный материал отражает официальную позицию Генеральной конференции Церкви АСД по вопросу вакцинации. Вакцины, представленные в этом материале, не должны рассматриваться как рекомендация Церкви к применению именно этих...
Кто на самом деле адвентисты
Краткий, ознакомительный ролик о церкви христиан адвентистов седьмого дня.
 500-летие Реформации отметили в Кишиневе
В Кишиневе отдел религиозной свободы адвентистской церкви Молдовы организовал научную конференцию посвященную 500-т летию Реформации. На встречу приглашены академики, пасторы, студенты, для обсуждения протестантской реформации...
Сирийские адвентисты
Двадцать семь сирийский беженцев— учеников Адвентистского образовательного центра в Бейруте(Ливан) (АОЦ)— едва позместились в небольшом арендованном автобусе и отправились в 1,5-часовую поездку на север Ливана, чтобы отвезти...
Как стать христианином – Христиане.ру