В основе праздника лежит евангельское событие, когда на сороковой день после Рождения Иисуса родители Богомладенца Мария и плотник Иосиф, как это было и положено по закону Моисея, отправились в храм.
В Иерусалимском храме и произошла встреча, которую описал потом евангелист Лука.
Задолго до рождения Богомладенца в Иерусалиме жил переводчик Священных текстов с древнееврейского на греческий по имени Симеон. Переводя пророка Исайю и его пророчества о том, что грядущий Спаситель, Мессия родится от Девы, Симеон усомнился в том, что Дева, непознавшая мужа, может родить. Тогда Симеону явился Ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока воочию не увидит Христа.
Жизнь в бесконечности, жизнь, не имеющая логического конца, как оказалось, может быть и не в радость. Евангелие специально не останавливается на этом моменте, но дает нам понять, что праведный и благочестивый старец Симеон - а по преданию, к моменту встречи с Богомладенцем ему было уже 300 лет - жил все эти долгие годы ожиданием.
И вот сорокадневного Младенца Иисуса родители принесли в Иерусалимский храм. Сюда же, именно в этот день, ведомый Божьим вдохновением, пришел и Симеон. Старец узнал в Младенце Спасителя, "взял Его на руки, благославил Бога и сказал: "Ныне отпущаешь раба Твоего Владыко, по слову Твоему, с миром". С. Аверинцев так перевел эту знаменитую евангельскую фразу - слова праведника Симеона: "Ныне отпускаешь Ты с миром слугу Твоего, исполнив слово Твое, Владыка, ибо видели очи мои спасение Твое, уготованное Тобою для всех народов - свет для просвещения язычников и славу народа Твоего Израиля".
Иосиф и Мария, услышав слова праведного старца, "дивились сказанному", а Симеон, благословив их, продолжил пророчествование: "… и сказал Марии, Матери Его: се (т. е. вот), лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец". Эти слова старца Симеона прозревали ту борьбу, которая развернется вокруг явившегося в мир Христа. А слова, обращенные к юной Марии, "и Тебе Самой оружие пройдет душу" предсказывали крестный путь Богородицы, Ее страдания, когда Она будет стоять у Распятия Своего Сына.
Богословы трактуют Сретение Господне как встречу Старого Завета с Новым Заветом - Заветом между Богом и человеком, возникшем при Рождении Христа. И одновременно, этот праздник говорит нам о преемственности Нового Завета Старому.
Событию Сретения Христова посвящены многие стихи, один из самых пронзительных - Иосифа Бродского, стих, посвященный Анне Ахматовой.
Вот как гениальный поэт описывает уход из Иерусалимского храма старца Симеона после того, как он встретил Богомладенца - уход не в смерть, уход в Жизнь Вечную, ибо "ибо видели очи мои спасение Твое"
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась. (Март, 1972 г).
Источник: rg
|
|
|