"Нам нужна одна Победа. Одна на всех..." — так пел Булат Окуджава, чей день рождения выпал на День Победы.
Однако в XXI- м веке так произошло, что День Победы оказался не один на всех.
Праздничные даты, соседствуя, наполнялись разным значением. Если для Европы 8 мая — это освобождения от нацизма, то для нынешней России 9 мая — это день победы русского солдата и русского оружия над супостатом, пришедшим с мечом на советскую землю.
А что евреи?
В канун 70-летия Великой Победы с благословения главных раввинов Израиля в традиционном еврейском календаре появился праздничный День Спасения и Освобождения, ибо 9 мая 1945 года выпало на 26 ияра 5705. День Победы на фашизмом встал в один ряд с ранее установленными еврейскими мудрецами Пуримом и Ханукой, а также более поздним Днём Катастрофы и Героизма, отмечаемым на шестой день годовщины восстания в Варшавском гетто, но именно по еврейскому календарю.
В чем смысл выделения праздника Победы в отдельный еврейский религиозный праздник?
Во-первых, это, разумеется, знак признательности советскому солдату и советскому народу, сокрушившему абсолютное, с еврейской точки зрения, мировое зло. Во-вторых, это приобщение к празднику мудрецов Торы, раввинов и прихожан синагог во всем мире, что позволяет не забывать о глобальной значимости этого праздника.
Но самое главное в особом еврейском праздновании Дня Победы на фашистской Германией вот какой смысл. Наши мудрецы учили нас не подражать обычаям других народов, избегать всего того, что может быть похоже на языческие радения. К сожалению, чем дальше мы от главной трагедии ХХ века, тем чаще случается, что день ее окончания празднуется в таких формах, которые для кого как, но для религиозных евреев точно неприемлемы, хотя и они считают своим долгом отдать дань памяти всем, кто этот день «приближали, как могли». Таким образом теперь есть в еврейском календаре день, когда ни с кем не споря, никого не попрекая, евреи могут по-своему вознести молитву Всевышнему за спасение и освобождение и зажечь свечи.
Источник: stmegi