В здании «Президент-отеле» г.Минска (Беларусь) собрались эксперты из Беларуси, Украины, России, Германии, Латвии и США.
Темой круглого стола стало «Уврачевание раскола общества и роль церкви в преодолении кризиса на Украине».
Ситуация на Украине продолжает вызывать беспокойство. Партия войны атакует новоизбранного президента страны, пытаясь заставить его вернуться к языку силы в переговорах по урегулированию гражданского конфликта в стране.
Церковь и в целом религиозные организации, следуя своему призванию, могут и должны выступить фактором примирения и объединения расколотого украинского общества.
В столице Беларуси Минске, где родились знаменитые тексты «Минских соглашений», собрались эксперты, богословы и политологи, чтобы поговорить о месте и влиянии церковного (и шире - религиозного) фактора. Дорожная карта церковного миротворчества - вот цель дискуссий круглого стола «Уврачевание раскола украинского общества и роль церкви в примирении на Украине».
Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич в своём выступлении рассказал, что при новом президенте положение УПЦ стало немного легче, почти прекратилась волна захватов храмов, остались только единичные случаи, причём полиция теперь оказывает поддержку и старается защитить общины. Николай Данилевич считает, что УПЦ в Украине переживает переходный период. «Государство практически не занимается религиозными вопросами. Предыдущая власть натворила много бед, новый президент это понимает и старается не навредить. Это сигнал к тому, чтобы примирять людей. Общество расколото, в церкви тоже большие проблемы. И важно дать людям возможность успокоиться и не делать резких шагов. Это и наша позиция.
В целом сейчас значительно меньше интерес общества к церковной теме и соответственно, у нас стало меньше проблем. Если бы новость о признании ПЦУ Элладской церковью вышла при Порошенко, то это вызвало бы ажиотаж в провластных СМИ. И как следствие мы потеряли бы несколько десятков приходов. А сейчас эта информация прошла в качестве рядовой новости. Общество устало от постоянного муссирование церковных проблем. За последние недели у нас не было ни одного перехода общин», - заметил Данилевич.
Спикер УПЦ отдельно рассказал об участии православия в переговорном процессе в Украине: «Потенциал нашей церкви в области миротворчества большой, но пока не сложилась возможность его реализации. Слишком много грязи вылито на нашу церковь, ее стремятся маргинализировать и демонизировать. Но это не получается, ведь мы самая большая церковь. Каждое воскресенье в храмы приходит от 2 до 3 миллионов верующих, в праздники больше. Сейчас лучше работать не глобально, а точечно. Каждый священник и епархия должны что-то делать на своём месте и делами доказывать свой авторитет. Чтобы примирить людей, нужна третейская сила, которая бы пользовалась авторитетом у обеих сторон. Нас пропагандисты стремятся загнать в восточную часть, и удивляются когда у нас священники служат и проповедуют на украинском языке. В условиях Украины надо, чтобы государство не вмешивалось в дела церкви, а церковь делала свою работу. Только таким образом мы сможем сделать свой вклад в примирение».
Отец Николай проинформировал участников Собора об ответе украинского православия на решение Элладской Церкви поддержать ПЦУ и патриарха Варфоломея: «Жаль, что геополитические и политические факторы взяли верх над Православной Церковью в Элладе, которая подверглась внешнему давлению».
По словам спикера УПЦ: «В истории Православной Церкви, особенно в эпоху Вселенских Соборов, но и не только, было много моментов, когда сторонники ересей и расколов одерживали временные победы над Церковью. Однако, рано или поздно приходило время и истина Христова побеждала. Не сомневаемся, что так будет и на этот раз, даже если ждать придется долго».
Вальдемар Гердт, депутат Бундестага (Германия) представил на конференции идею альтернативной межпарламентской и межгосударственной комиссии по правам человека, которая отстаивала бы христианские консервативные ценности на основе Всеобщей декларации прав человека. Одним из направлений деятельности комиссии было бы формирование миротворческой группы в формате формулы Штайнмайера, но на основе концепции христианских консервативных ценностей. В рамках подготовки к этому процессу, депутатская группа организовала в Бундестаге круглый стол с приглашением экспертов из Украины, включая Донбасс и Крым, а также России. «Все говорили, что я не смогу посадить за один стол этих людей. А когда выяснилось, что люди приедут, ожидалось, что встреча закончится скандалом. Но разговор был конструктивным, острым, но конструктивным. Во время встречи мне передали список из 41 журналиста, которые сидят в украинском заключении. Я взял ситуацию под контроль и написал письмо Зеленскому. Итог такой, что во время последнего обмена участвовало 11 человек, за которых мы ходатайствовали. Оставшимся улучшили условия содержания и их дела начали рассматриваться». По словам Вальдемара, инициативы депутатской группы встречают сопротивление оппонентов из правящих партий Германии. Но он настроен оптимистически и готов сотрудничать с заинтересованными группами и представителями партий из Беларуси, которая может стать важным игроком в деле урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве.
По мнению старшего научного сотрудника Института философии Национальной академии Наук Беларуси (Беларусь) Алексея Дзерманта голос представителей духовной власти важен и должен дополнять урегулирование политическое. Поэтому логично, что мы собрались в Минске, признанной миротворческой площадке. Уврачевание конфликтов с помощью веры важно всем трём нашим народам. Мы видели, как политический конфликт приобретает военный характер, мы видели, как обостряется раскол церковный. Метастазы распада касаются и нашего беларуского общества. Нас это также беспокоит. Мы всерьёз опасаемся, что раскольники, опробовав свои деструктивные технологии на Украине (а теперь ещё и в Латвии) однажды проявят себя и в Беларуси, попытаются поставить под сомнение единство Белорусской православной церкви. Поэтому наш прямой интерес в том числе и как соседей, чтобы украинское общество нашло своё взаимопонимание в Боге.
Во время круглого стола мы увидели проблемы западной Евразии с двух сторон. Проблема врачевания общества - это один аспект. Но также и проблемы западной Европы также рано или поздно коснутся наших стран. Существует диктатура одной из интерпретаций прав человека, при которой несогласные становятся диссидентами и париями. Эти явления нуждаются и в оценке и в нашей реакции. Назрела необходимость создания круглых столов и структур народной дипломатии. Нужны новые площадки, где будет голос альтернативного мнения в Минске, Украине и Германии.
Валентин Стариченок – кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета, аналитик Белорусского института стратегических исследований (Беларусь) выразил озабоченность, что традиционные ценности разделяются большинством, но это большинство пассивное и молчаливое. Роль Беларуси тут очень важна, ведь в концепции информационной безопасности страны заложена защита этих ценностей. В Минске и в Европе проходит множество конференций на эту тему, но, к сожалению, белорусская сторона представлена больше прозападными экспертами. Альтернативная традиционная точка зрения представлена существенно меньше, чем западная постмодернистская карта мира. Нам есть к чему стремиться и вопросы защиты христианских ценностей надо ставить на повестку, чтобы голос молчаливого большинства народов наших стран был услышан.
Журналист Павел Карназыцкий рассказал о том, что только священники Украинской православной церкви на Майдане встали между митингующими и полицией, не давая совершиться насилию. Это была миротворческая позиция украинского народа. Новый митрополит Онуфрий подчеркнул, что для него и львовские, и киевские и крымские приходы - все одинаково родные. Только мир и прощение - вот рецепт митрополита Онуфрия для Украины.
Петр Петровский - научный сотрудник Института философии Национальной академии Наук Беларуси (Беларусь) выразил мнение, что сегодняшний раскол связан с разделением на консервативное и обновленческое движения внутри мирового православия. Кроме глубинного раскола мировоззренческого, есть раскол политический: «Тут я настроен скептически. Перспектива решения конфликта на Донбассе не видна. Формула Штайнмайера не будет выполнена. Украинское общество не готово к реинтеграция Донбасса. Под миром понимается отсутствие горячих боевых действий. Так что впереди либо «приднестровизация», либо «карабахизация» ситуации. И в этой ситуации наша роль, как гражданского общества, начинать с малых шагов: гуманитарная помощь пострадавшим от конфликта в зоне конфликта и реабилитация жертв и участников конфликта как с одной, так и с другой стороны. Общественными организациями, церковью, активистами. Наведение жизненных человеческих связей между двумя сторонами, шаг за шагом, может реально помочь и уменьшить ненависть. Создавать детские и молодежные лагеря, в том числе в Беларуси, с участием в том числе немецкой стороны».
Священник Павел Левушкан, директор Института Межрелигиозного Диалога (Латвия) подчеркнул, что проблемы православия в равной степени касаются и протестантского сообщества. Протестантские славянские церкви разделились по отношению к оценке ситуации в Украине на «партию войны» и «партию мира». Последняя отражает позиции исторических пятидесятнических и баптистских братств, придерживающихся концепции христианского пацифизма, которая стала следствием влияния братских менонитов на зарождающееся евангельское движение. Но вне зависимости от отношения к военным действиям, церкви могут и должны сшивать общество через проповедь мира, дела милосердия на всей территории Украины. Поддерживать людей вне зависимости от их места проживания и политических взглядов, нести безусловную любовь и выступать против языка вражды - вот призвание церквей. Также стоит отметить необходимости мониторинга соблюдения свободы вероисповедания для всех конфессий.
Павел Зарифуллин, директор Евразийского центра (Россия) сказал, что мир находится в очень сложной ситуации, которую было невозможно представить в последние несколько столетий. Украинский раскол на наших глазах перерос в общеправославный раскол греческих и славянских церквей. На этом фоне бушующего хаоса нужно формировать точки и территории смысла, которые будут помогать выстраивать целостную картину мира. В условиях, когда политики и церковные деятели не смогут прийти к общему мнению, голос экспертов, особенно в Минске, городе, где соглашения помогли остановить войну, будет формировать новые этические принципы. Это Логос Новой эпохи, который должен привнести гармонию в хаос.
Майкл Моргулис, президент фонда Духовная Дипломатия (США) обратился к участникам круглого стола и заявил, что только христианское покаяние и любовь к ближнему могут успокоить общественное противостояние в Украине и примирить стороны, придерживающиеся различных моделей будущего для своей страны. Роль церквей здесь заключается в проповеди покаяния и миротворчества. «Спрашивают: что нужно, чтобы войны не было? Сдаться? Никто не сдастся. Каждый прав, каждый на словах за родину жизнь отдаст. (Но как только возникает возможность, все разбегаются.) И никто чужой — мир не установит, ни Америка, ни Европа. Мир может принести только покаяние с обеих сторон. Но его не будет. Потому что язычники, даже те из них, кто христиане, всегда скажут: не мы виноваты! Пусть каются они! Гады, сволочи, убийцы! И ничто не оторвёт руку от автомата или миномёта — ни крашеные яйца, ни куличи, ни пасхальная булка. Никто это сделать не в силах. Это по силам только Христу» - сказал Михаил Зиновьевич в обращении к участникам круглого стола.
Эксперты в Минске сошлись во мнении о крайней важности миротворческого диалога, договорились о постоянном взаимодействии и поддержке общих инициатив, связанных с урегулированием украинского кризиса.
Также было предложено проводить такого рода мероприятия на постоянной основе, как в Минске, так и в других городах Европы.
Источник: baznica
|
|
|
|
|