Главная>Новости>Церковь>Слово, вера, благодать

Слово, вера, благодать

Слово, вера, благодать

Интервью с Александром БИТЕ, пастором латышского прихода Бикеру и русского лютеранского прихода св. Луки (г. Рига) Латвийской Евангелическо-Лютеранской Церкви.

01.09.2011

– Легко ли вести русский приход в Латвии в условиях «национально-политических противоречий», о которых Вы говорили в одном из своих интервью?

– Благодарение Господу, такие противоречия не очень-то сказываются на жизни нашего прихода. Но это не означает, что вопросы, связанные с политикой и национальными различиями, как-то обходят нас стороной. Тем более что политически и национально наш приход очень разнообразен: он объединяет русских, этнических немцев, украинцев, латышей, евреев, белорусов, эстонцев, финнов. Это люди разных судеб и различных политических взглядов, поэтому иногда возникают дискуссии об истории, политике и о вопросах, связанных с национальностью. Но я никогда не замечал, чтобы эти темы вносили раскол в церковь, ибо то, что объединяет нас – Христос и Его Евангелие – несравненно сильнее и выше; мы – Его народ, и это самое важное родство.
В отношениях с руководством Латвийской Евангелическо-Лютеранской Церкви и с представителями мирской власти у нас тоже не было никаких проблем по причине того, что наш приход русскоязычен. Правда, иногда люди удивляются: «Разве русский не обязан быть православным?» Некоторые даже считают, что русскому стать лютеранином – значит предать свою нацию, ибо лютеранство в Латвии считается «латышской верой».

– На что Лютеранская Церковь в своем вероучении делает особый акцент?

– Лютеране исторически уделяли особое внимание доктринальным вопросам и чистоте вероучения. С католиками, православными и другими церквами нас роднит то учение о Боге и Его благодатных делах, которое выражено в Апостольском, Никейско-Цареградском и Афанасьевском символах веры.
Также очень важно учесть то учение, которое лютеран существенно отличает от всех протестантских церквей, – это учение о таинствах, которое лютеране считают чрезвычайно важным. Лютеранские церкви выделяют три таинства, установленные Христом в Новом Завете: Крещение, Исповедь (или Отпущение грехов) и Причастие. Лютеране на основании Писания уверены, что таинства – не просто внешние символические ритуалы, которые отличают христиан от приверженцев других религий, но реальные мощные и спасительные средства благодати, посредством которых Бог во Христе дарует Свою благодать. Таким же средством благодати и Святого Духа лютеране считают слово Евангелия. Это слово не только информирует нас о великих деяниях Божьих, но является «силою ко спасению», оно свершает в нас дела Божьи, если мы принимаем проповеданное слово с верой (см. Иоанн.6:63; 1Петр.1:23−25; Римл.1:16,17; 1Кор.1:21; Гал.3:2).
Что касается таинства Крещения, Лютеранская Церковь учит, что это реальное духовное погребение со Христом в смерть и реальное духовное воскресение с Ним к новой вечной жизни (Римл.6; Кол.2:12). Поэтому, по мнению лютеран, Крещение называется «возрождением от воды и Духа» (Иоанн.3:5) и спасительной «банею возрождения» (Тит.3:5), которая спасает от вечной погибели, если только соединяется с верою крещенного (Марк.16:16; 1Петр.3:21).
Об Исповеди лютеране учат, что отпущение грехов, совершаемое от имени Христа в Церкви, имеет такую же спасительную силу, как свершаемое самим Христом (Иоанн. 20:21−23; Матф.16:19, 18:18).
О Святом Причастии лютеране веруют по слову Христа и Апостола Павла, что хлеб в Причастии является истинным Телом Господа, а вино в чаше – истинной Кровью Господа (Матф. 26:26−28; 1Кор. 10:15, 11:24, 25), и что истинные Тело и Кровь Христа принимаются устами: верующими – ко спасению, неверующими – к осуждению (1Кор. 11:27).
По-моему, только в ключе этого учения лютеран о Слове и таинствах как средствах благодати можно верно понять общеизвестную богословскую формулу: sola Scriptura, sola gratia, sola fide (только Писание, только благодать, только вера).
Только Писание – единственным источником и нормой учения являются только канонические книги Ветхого и Нового Заветов.
Только благодать – дар вечного и совершенного спасения даруется только по милости Божьей во Христе Иисусе и заслугами Его Креста; заслуги же Христа передаются нам только посредством Божьего Слова и таинств – благодатных средств спасения.
Только вера − никакие предвосхищающие благодать или последующие за благодатью дела самого человека или его праведность не могут спасти его и не оправдывают его на Последнем Суде; человек оправдывается одной только верой, т.е. живым упованием на дар благодати Божьей во Христе − на заслуги Креста Христова, которые передаются нам посредством Слова и таинств. Такая вера вменяется человеку в праведность и является живой верой, приносящей обильный плод в добрых делах, которые обретут свое вознаграждение в вечности.

– Как Вы смотрите на сотрудничество с другими христианским церквами и деноминациями? Есть ли у Вас какие-то совместные проекты?

– Я думаю, что сотрудничество между христианскими церквами возможно и хорошо проявляет себя там, где не нарушаются границы веры различных конфессий, где каждый, оставаясь самим собой, сотрудничает с другими для достижения целей, порожденных единомыслием. С другой стороны, я крайне осторожен в отношении так называемого экуменизма, когда искусственно размываются межконфессиональные границы, что способствует возникновению религиозного синкретизма( объединения различных религий в единую религиозную систему) и всякого рода религиозных мутаций.
Я сам с 1995 года участвую в проекте нового межконфессионального перевода Библии на латышский язык, производимого Латвийским Библейским обществом (издание нового перевода намечается на 2012 год). По мере возможностей участвую в передачах межконфессионального Латвийского Христианского Радио.

– По-Вашему, как современное общество относится к Богу и к Церкви?

– Думаю, что современное общество вопреки недавним прогнозам становится все более религиозным, а не секулярным, как предполагалось. Другой вопрос – что это за религиозность, которую востребует современное общество? Похоже на то, что в лоне так называемой Западной цивилизации возрастает спрос на новое язычество, и многие церкви отреагируют на этот спрос и смогут создать свои весьма успешные предложения. Да они уже это успешно делают! Создаются предложения по «христианской» йоге, «христианской» медитации и другим псевдохристианским разновидностям восточных и западных культов. Конечно, это «другое евангелие», ведь, в соответствии с Писанием, настанет время, когда невероятно размножатся разные «христы», а, соответственно, и разные «евангелия», и наступит «время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4:3,4).
Эта новая видоизмененная «церковь» будет иметь успех перед миром и позор перед Богом и Его Церковью.

– Много ли неверующих людей обращаются к Богу в Вашем приходе? Как Ваша церковь помогает людям познать Бога?

– Много или мало – не совсем тот вопрос. Он подразумевает статистический ответ: много – значит, хорошо; мало – значит плохо... Но у Бога совсем другая арифметика.
В течение 20 лет я руковожу двумя приходами в Риге, латышским и русским. Оба возникли заново примерно 20 лет тому назад, в обеих я проповедую одно и то же, провожу примерно одинаковую пасторскую работу, но в латышском приходе Бикеру насчитывается около 400 прихожан, из которых большинство обращены из неверия. В русском же приходе в десять раз меньше прихожан, а процент обращенных из неверия меньше. Как сравнить? Как сравнить Филиппы и Коринф, Верею и Антиохию? И надо ли?

– Какими путями Лютеранская Церковь, в частности Ваша, оказывает влияние на общество, на современный мир?

– Вопрос о влиянии – это отчасти вопрос о власти и силе. Но только отчасти. Исторически Лютер и впоследствии Лютеранская Церковь оказали чрезвычайное влияние на окружающее общество и даже на весь мир. Мир до Лютера и мир после Лютера – это два совершенно разных мира, и вряд ли найдется много исторических личностей, рожденных от человеческого семени, которые могли бы в этом состязаться с Лютером. Но у самого Лютера не было никаких особенных путей влияния на общество и никакого особо выраженного желания на него влиять. Он просто проповедовал Евангелие Иисуса Христа, а все пути и желания были у одного только Господа.
Жаль, что впоследствии в Лютеранской Церкви и в других Церквах этого не учитывали и искали какие-то особенные пути и методы влияния на общество, но все они обычно были путями человеческими, заимствованными у мира, да и цели, скорее всего, были мирскими. Но, как говорит Господь: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» (Ис.55:8).
Церковь должна, прежде всего, верно и истинно проповедовать Евангелие, а как это на кого влияет и какими путями – это дело самого Господа, Ему дана власть.

БЛИЦ-ОПРОС
– Какие книги, кроме Библии, Вы любите читать?
– Богословские, исторические.
– Кто из наших современников Вам более всего импонирует?
– Иисус Христос.
– Ваше хобби?
– Фотография (в меру).
– От чего Вы устаете больше всего?
– От мира.

Беседовал Дмитрий КОССЕ.


Христианская газета «КОЛОКОЛ» www.kolokol.net
 

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Верим и служим / 120 лет храму
21-го мая 2017 г. на праздничном богослужении, посвященном 120-летию храма, присутствовали и выступали с приветственным словом заместитель председателя РС ЕХБ по Южному федеральному округу Виктор Васильевич Левашов. Казачья...
День Аугсбургского исповедания
В этот день лютеранство получило статус официальной религии в Германии, а протестантизм отвоевал в ней право на существование. Аугсбургское исповедание – самый ранний из официальных протестантских символов веры,...
Поздравительное слово от начальствующего епископа ЕЛЦАИ ко Дню России
ДЕНЬ РОССИИ – ПОСЕРЕДИНЕ МЕЖДУ ПЯТИДЕСЯТНИЦЕЙ И ТРОИЦЕЙ В этом году День России мы отмечаем посередине между празднованием двух других , не менее важных праздников, дня Пятидесятницы и Дня Святой Троицы. Дух...
Право на религиозную тайну в РФ
В Москве в издательстве «Юриспруденция» вышла научная монография Константина Михайловича Андреева,христианского адвоката, Епископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания России - "Право на...
Эстонские лютеране выступили против закона о гражданском сожительстве
На прошлой неделе в парламент Эстонии передали законопроект, который позволит однополым парам регистрировать у нотариуса сожительство. Эстонская Евангелическо-Лютеранская Церковь (ЭЕЛЦ) выступила против закона о сожительстве. «Вопрос...
Как стать христианином – Христиане.ру