Роман Высочин, некогда начинавший своё служение играя на клавишах в группе прославления Тушинской евангельской церкви в Москве, сейчас живет в США и служит в большой и хорошо известной церкви Bayside Church (Сакраменто), а также является клавишником известного христианского исполнителя Lincoln Brewster. Мы побеседовали о его жизни, о его служении и особенностях прославления в церквях разных странах.
Беседовала: Виктория Юсубова, музыкальный обозреватель Информационного бюро "Спектр", специально для портала Protestant.ru
1. Роман, расскажи немного о себе.
Меня зовут Роман Высочин. Мне 33 года, я женат на красавице жене Свете и являюсь отцом 3-х парней. Я родился в России и прожил в Москве свои первые без малого 18 лет. Я родился в музыкальной семье так что стать музыкантом, или не стать, выбора в принципе не было. И, наверное, с лет 5-ти, как только начал доставать до клавиш пианино, начал на нем играть. Играл все что слышал вокруг. Папа слушал пластинки и кассеты с музыкой разных жанров, а я это все как-то сразу подбирал. Папа сказал: "У него видимо абсолютный слух." Вот так у меня и началась моя музыкальная жизнь, которую я, как уже сказал, не выбирал особо. Потом как у всех нудная классическая музыкальная школа, а в свободное время пропадал в музыкальных магазинах, студиях звукозаписи и везде, где можно было познакомиться с музыкантами и самое главное у них как можно больше научиться. Я жил в городе и в стране, в которой мне всё нравилось, я жил сегодняшним днем и отталкивался от того что меня окружает. Было много друзей, отличная церковь, я говорил на родном языке и мне очень комфортно на самом деле жилось.
2. Ты из верующей семьи?
Да, я родился в христианской семье, где мама, папа, дедушки и бабушки были евангельскими христианами. Потом родители развелись и отношение к христианству резко пошатнулось и лет до 15-ти, честно говоря, в церковь мягко говоря совсем не тянуло, но потом как-то меня пригласили в церковь, которая недавно открылась на севере Москвы в Тушино, и там я уже сам лично познакомился с Богом. Я сильно полюбил церковь и готов был служить день и ночь.
3. Расскажи о церкви в Тушино.
Это было невероятно здорово. Я попал в совсем молодую, живую и интересную церковь в которой в силу возраста просто отсутствовали традиции и устои. Динамичные воскресные служения, классное молодежное и подростковое служения, летние лагеря, яркое детское служение, спорт, досуг, евангелизационные поездки и концерты, - жизнь в церкви просто кипела. Служение прославления начинали практически с нуля. Группа прославления поначалу состояла из нескольких певцов, меня на клавишах и проектора, который высвечивал слова песен с плёнок. Прославление у нас родилось само по себе, мы не смотрели никаких видеокассет, не читали книг, просто писали новые или переделывали старые песни, которые церковь пела громко и радостно. В общем я до сих пор бы наверное там и служил если бы не Америка...
4. Почему Америка?
Америку я не выбирал, на самом деле, просто вся семья эмигрировала и меня особо не спрашивали. Сам я никуда ехать не хотел и со слезами уезжал из России. Я с самого детства достаточно негативно относился к эмиграции и к эмигрантам и вот сам оказался одним из них. Есть люди, которые проще эти вещи воспринимают, кто-то гонится за более устроенным бытом, кто-то бежит от себя, думая, что оказавшись в другой стране все по определению должно стать лучше чем у себя на родине, кто-то едет с какими-то конкретными планами. Я очень тяжело переносил переезд. Первые 2 года для меня в Америке были просто адом, никому бы такого не пожелал. Другая страна, другие люди, другая культура, другое все... Мне казалось, что в России моя жизнь шла в каком-то определенном, понятным мне направлении, а тут приходилось снова находить себя...С нуля...
5. Ты знал язык?
Я учил в школе английский, но назвать это знанием языка было бы конечно смешно. Сергей Довлатов когда-то сказал: "Наш язык - это примерно 80% нашего самовыражения". Исходя из этого можешь себе представить насколько сложная штука вся эта эмиграция. Но нужно было продолжать жить. Продолжая учить английский язык, я вспомнил что владею ещё одним международным языком, которым конечно является музыка и начал всеми силами искать всевозможные музыкальные проекты и со временем попал в очень хорошие проекты и группы, одной из которых была серьёзная "кавер" группа, с которой мы были признаны лучшей в 2009 году в Америке. Но при этом всем, практически на протяжении всего времени, я старался по возможности помогать разным церквям, играя на клавишах, ведя прославление, участвовав в различных проектах и тд.
6. А как ты попал в церковь Bayside?
Когда мы со Светой поженились я ещё продолжал гастролировать и служить сразу в нескольких церквях понемногу, но по-настоящему своей церкви у нас не было, и первой целью, которую мы себе поставили, была найти церковь, которая станет для нас домом. И спустя 3 года в один прекрасный день кто-то пригласил нас в Bayside, мы, придя в первый раз посмотрели друг на друга и без слов поняли, что это наш дом. Я практически сразу начал служить в группе прославления. С этого времени наша церковь выросла с 10 тысяч почти до 17 тысяч, мы собираемся в 6 разных зданиях по разным районам Сакраменто. У нас около 250 музыкантов и около 60 служений каждую неделю. На сегодняшний день я уже почти 5 лет работаю в церкви, совмещая это с преподаванием в школе прославления "Thrive School" которую мы открыли несколько лет назад и также являюсь клавишником христианского исполнителя и лидера прославления Линкольна Брюстера, который кстати является одним из пасторов нашей церкви.
7. Расскажи немного о своей преподавательской деятельности и о школе в целом.
Школа началась благодаря мечте, которую Бог положил на сердце Линкольну и ещё некоторым пасторам ещё 18 лет назад. Идея школы - это предоставить возможность ребятам и девчонкам на 2 года попасть в служение с головой, совмещая теорию с практикой. Как я уже сказал у нас проходят около 60 разных служений в неделю, и студенты имеют возможность служить практически с первого дня. У школы 4 программы: Пасторское служение, детское/подростковое служение, прославление и продакшн (звук, свет и тд). В программу прославления входят такие предметы как: Фундаментальные основы поклонения, написание песен, музыкальная теория, сольфеджио, основы микса, и многое другое. Я преподаю несколько предметов и даю частные уроки по клавишным в поклонении.
8. Расскажи о команде в которой служишь, о Lincoln Brewster и о вашей деятельности вне церкви.
Линкольн родился в нехристианской семье и уже в 17 лет играл на гитаре в серьезной команде "Jorney", что-то типа «Машины Времени» в России, это команда, песни которой знает вся страна. В 19 лет он покаялся, попал в служение и вообще не планировал быть христианским исполнителем. Но в какой-то момент начали рождаться песни, и на сегодняшний день он является широко известным исполнителем и одним из самых влиятельных лидеров прославления в стране. Линкольн является достаточно уникальным исполнителем, кроме своей известности в христианском мире, страна также не забыла его как выдающегося гитариста и поэтому мы играем достаточно широкий спектр различных концертов и фестивалей. Также он первый, именно чьи песни прославления стали крутить по радио. У него 15 альбомов, в нескольких последних из которых мне выпала честь принимать участие. В данный момент мы работаем над его для многих долгожданным первым инструментальным альбомом.
9. Lincoln Brewster достаточно молодо выглядит, сколько ему лет?
Ему 45. Просто он на Аляске родился, поэтому не плохо сохранился на морозе.
10. Что можешь сказать о культуре поклонения в штатах и чего по-твоему не хватает церквям постсоветского пространства в плане поклонения?
Хороший вопрос, и признаться честно, эта тема для меня очень важная и я в последние несколько лет очень много об этом думаю. На самом деле, Америка - это многонациональная, многокультурная страна, состоящая из эмигрантов и их субкультур, которые они себе построили. Поэтому проехав по стране можно найти Мексиканские рестораны, Итальянские пиццерии, Русские магазины, Китайские рынки и конечно Украинские церкви. В зависимости от поколения в котором ты иммигрировал (те в первом, втором, третьем и тд) ты и в основном будешь выбирать себе где тебе кушать, одеваться и поклоняться. Но по большому счёту если говорить о культуре или культурах поклонения здесь существует 3 категории церквей:
1) Американская (более близкая основной части белого населения, кантри стайл)
2) Афроамериканская (госпел )
3) Эмигрантские церкви (здесь у каждой своя культура)
Начнём с последней. Стиль поклонения эмигрантских церквей в основном прогрессирует медленно, так как они перестают идти в ногу со временем со своими соотечественниками т.к они уже не там, а идти в ногу со временем с американцами они не смогут никогда, потому что они им чужды...Конечно бывают исключения, но очень редко и в основном ненадолго. Но естественно основные две культуры это: афроамериканская культура и «белая» культура, это - две абсолютно разные культуры поклонения. Они друг на друга не похожи ничем. И каждая из них очень хорошо изучила себя и очень хорошо внутри себя ориентируется. Конечно есть исключения, но в основном белому человеку намного комфортнее поклоняться под "белую" музыку и с душой петь "белые" песни, а афроамериканцу - наоборот. Белый американец бы и рад играть и петь госпел, но он попросту не может, а если пробует, это звучит и выглядит смешно. Из этого делаем вывод: культура поклонения тесно связана с культурой народа в общем. Отвечая на вторую часть твоего вопроса, чего не хватает церквям постсоветского пространства, я думаю именно это упускают сегодня большинство церквей. Прославление, на мой взгляд, в основном из того, что я видел за последние 20 лет, просто идет каким-то отдельным поездом от всего. От церкви, от людей, от музыкального развития, от культуры, вообще мимо! Выбор стиля музыки, выбор песен, мелодий, слов, визуальный формат оставляет ощущение что все это делается как будто бы игнорируя реальность сегодняшнего дня. Секретом успеха в любом деле является правильное время, правильное место и правильный человек, и служение прославление в частности не является исключением. Поэтому если говорить не о ком успешном служении прославления, нужно учитывать где ты находишься, когда ты находишься и люди, которым ты служишь.
Наблюдая много лет за происходящим, я пришёл к выводу что переводы американских песен прославления является далеко не лучшим решением для русских людей, и зачастую, для неверующего "нецерковного" человека, они звучат также смешно и нелепо как госпел в исполнении белых американцев. И дело здесь далеко не в только стиле музыки.
Давай представим, что русский парень баянист Ваня захотел сделать предложение своей девушке и по этому случаю решил написать ей песню, но поленившись решил найти что-нибудь в интернете и нашёл любовную песню, написанную парнем из Индии соответственно на своём родном языке используя свой народный инструмент. Мы прекрасно понимаем, что, когда он возьмётся переводить её, он столкнётся с целым рядом сложностей связанных и с мелодией, и со словами, и не так просто это все будет ему на баяне изобразить. Но самое главное в этой истории то, что, слушав все это, его девушка, даже не будучи музыкантом сразу все поймёт, поймёт что это не Ванино произведение и скорее всего все это будет выглядеть достаточно нелепо и далеко от их реальности, но к сожалению это в основном то, чем наши церкви занимаются на протяжении многих лет. Песни, написанные в Америки, в корне отличаются от тех, которые хочет петь русская душа...
Давай пока поставим здесь точку. Это очень интересная и в то же время очень серьезная тема.