14 октября 1531 г. в сражении на Каппельской равнине в Швейцарии между отрядами «лесных» католических кантонов и небольшим войском протестантских евангелистов Цюриха был убит идеолог швейцарской Реформации, один из отцов- основателей протестантизма Ульрих Цвингли (род. 01.1484), участвовавший в военных действиях в качестве капеллана.
Цвингли начал реформаторскую деятельность в Цюрихе, где в 1518 г. был назначен священником. Церковную кафедру он активно использовал для приведения церковной жизни в большее соответствие со Священным Писанием и систематического изучения с прихожанами Нового Завета.
После избрания Цвингли в городской совет Цюриха его активность перешла в практическую плоскость реформирования и реорганизации церкви. Он отверг папство и церковную иерархию, отменил обязательную мессу и упростил богослужение, резко усилил роль Священного Писания в жизни церкви, выступил против индульгенций, добился отмены целибата и монашества, повысил роль прихожан, начал использовать вместо латыни национальный язык. Городской совет Цюриха поддержал Цвингли и обязал проповедовать именно его доктрину.
Цвингли поддерживал Лютера в ключевых вопросах опоры только на Библию, оправдания только верой, спасения только милостью Божией и необходимости отказа от латыни в пользу национальных языков. В организационном плане Цвингли ввел пресвитерианское управление церковью, тогда как Лютер поддерживал консисториальное управление. Цвингли полемизировал с Лютером по вопросу евхаристии, был более радикален в необходимости реформирования жизни церкви строго по Священному Писанию, имел собственную позицию и по ряду других проблем церковной жизни.
Цвингли оставил богатое письменное наследие. В 1523 г. он опубликовал «67 тезисов» и последующие комментарии, которые стали фактически первым изложением реформационного вероучения. Им были написаны такие сочинения, как «Об истинной и ложной религии», «О крещении», «Изложение веры христианской» и многие другие.
В.Овчинников специально для www.protestant.ru