Главная>Новости>Культура>"Живая вера хип-хоп"

"Живая вера хип-хоп"

"Живая вера хип-хоп"
Живая вера и наука вполне совместимы
02.11.2009

Живая вера и наука вполне совместимы и способны поддерживать друг друга. Но нередко можно встретить людей, нежелающих смешивать веру ни с чем другим. Как писал Климент Александрийский«некоторые, которые считают себя умными людьми, думают, что хорошо не касаться ни философии, ни диалектики и не заниматься изучением природы. Они требуют веру, чистую и простую, как будто они хотят, нисколько не заботясь о винограднике, собирать с самого начала гроздья винограда».

То же самое происходит, когда речь заходит о рэп-музыке и вере. Часто доводится встречать людей, которые с открытой Библией в руке долго и усердно доказывают, что христианство и хип-хоп совершенно несовместимы. Аргументируя, они нередко в итоге подводят свою мысль к тому, что, в целом, музыка и вера несовместимы. Как все-таки правильнее объяснить людям, что нужно различать понятия «вера» и «музыка» и не смешивать их между собой?
 
Григорий Богослов, один из великих отцов Церкви, писал:
"Полагаю же, что всякий, имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, и не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, емлется за единое спасение и за красу умносозерцательную, но и ученость внешнюю, которой многие из христиан по худому разумению гнушаются как злохудоученой, удаляющей от Бога; и Небо,землю, воздух и все, что в них не должно презирать за то, что некоторые худо разумели, и вместо Бога им воздали божеское поклонение. Напротив, мы, воспользовавшись в них (то есть в античной науке и представлениях) тем, что удобно для жизни и наслаждения, избежим всего опасного и не станем с безумцами тварь восставлять против Творца". "У них (то есть у античных философов) мы заимствовали исследования и умозрения, но отринули все то, что ведет к демонам и заблуждению, и во глубину погибели. Мы извлекали из них полезное даже для самого благочестия, через худшее, научившись лучшему, и помощь их, обратив в твердость нашего учения. Посему не должно унижать ученость, как рассуждают некоторые <..> чтобы скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежстве" (Свт. Григорий Богослов, Творения. Ч. IV. М.,1889, стр. 50).
 
Аналогичные мысли развивал преподобный Иоанн Дамаскин:
"Так как апостол говорит "вся же искушающие добрая держите(1Фес/Сол 5-21) (Все испытывайте, хорошего держитесь. Син. пер.)", то будем исследовать также и языческих (писателей). Может быть, и у них найдем что-либо душеполезное <...> Поэтому и мы позаимствуем такие учения, которые являются служителями истины, но отвергнем нечестие, жестоко владевшее ими, и не воспользуемся дурно хорошим..." (Иоанн Дамаскин. Источник Знания//Творения. Т.1. Спб.,1913, стр.50).
 
В своей книге "Домашняя церковь" православный протоиерей Глеб Каледа комментирует приведенные им выше высказывания святых отцов так:
"Таким образом, отцы церкви не только не отрицали "внешние" светские знания, но владели всей полнотой научно-философских знаний своей эпохи. При этом они четко проводили во "внешней" культуре грани между тем положительным, что подлежит использованию, и тем отрицательным, пустым, греховным, что было принятым в их время".
 
Если в данном случае авторы используют античную языческую культуру как инструмент для дел Божьих, убрав все греховное и демоническое, то нельзя ли сказать, что обращаясь к современной культуре (в частности, к хип-хопу) во благо служения, мы рассматриваем ее лишь как миссионерский инструмент для проповеди людям, которым на первом этапе легче впитать Евангелие именно посредством близкой им культуры? Не подобно ли этому поступил и апостол Павел, проповедуя язычникам в Афинах?
 
В той же книге Глеб Каледа говорит, что одна из причин, по которой люди не понимают, каким образом вера может соприкасаться с наукой и культурой, состоит в непонимании ими соотношений между мировоззрениеммиропредставлением и идеологией.
Мировоззрение – это то, каким человек осознает мир. Каким он понимает его начало и конец. Как понимает положение человека в мире. Мировоззрение определяет то, как человек относится к миру, к людям, определяет понимание смысла жизни в целом.
 
Миропредставление – это результат наблюдений за миром, его событиями, историей, за законами природы. Это своего рода скопление сведений о природе и обществе, которые имеет человек. Понимание и содержание этого хранилища сведений зависят от количества имеющихся фактических данных и уровня аналитического мышления, которыми обладает человечество в разные эпохи, либо тот или другой человек в силу его способностей и образования. Если сказать проще, миропредставление - это то, через что и на основании чего человек впитывает окружающую действительность. В том числе образ мысли его времени, вкусы и даже мода его времени.
 
Мировоззрение современных христиан – то же, что мировоззрение святого Василия Великого, Мартина Лютера и апостола Павла, но наше миропредставление отличается не только от их миропредставления, но и от взгляда людей начала XX века. Совершенно понятно, что люди, говорящие что-то вроде «Не могу представить Иисуса слушающего рэп» помимо всего прочего, совершенно упускают из виду или не понимают различия между мировоззрением имиропониманием.
Идеология – система взглядов и идей определенной группы людей. Это способ логически обосновать и защитить свои интересы, добиться своих целей.
 
Глеб Каледа далее пишет:
«Христианство как религия и мировоззрение пережило смену многих научных миропредставлений и прошло через несколько общественно-экономических формаций, принимая во внимание их идеологии постольку, поскольку они затрагивают духовное состояние членов Церкви. К сожалению, существование трех указанных категорий сознания обычно не учитывается и не анализируется, как и соотношение между ними, а между тем это очень важная проблема. Путаница между этими категориями и попытки их слияния приводили в прошлые века и в новейшее время к трагическим последствиям. В этой путанице часто были заинтересованы конкретные лица и круги, стремящиеся захватить власть и сохранить ее. Так, в средние века, многие, привязав толкование Библии к определенным существовавшим тогда научным и бытовым представлениям, стали испытывать умственный дискомфорт, когда начали рушиться привычные им миропредставления. Им стало казаться, что рушатся самые основы их «христианской» веры. Грех их был прежде всего в том, что они своими исторически и человечески ограниченными знаниями положили пределы Божьего могущества».
 
Проведя параллель с идеи «вера-наука» на «вера-музыка», уже можно понять, откуда нестыковка в умах людей, не анализирующих эти категории сознания - «как можно «скрестить» хип-хоп и христианство!?» В том-то и дело, что скрещивать как раз и не нужно.
Хип-хоп культура – это проявление миропредставления группы современных людей, определенных слоев общества. Мировоззрение этих людей может быть разным, почему оно не может быть христианским? Но в большинстве своем хип-хоп сегодня пропагандирует грех – такова в большей части его идеология. Почему нельзя заменить ее на христианскую?
 
Много можно говорить о примерах использования современной музыки в христианстве и примерах не всегда обоснованных и удачных, что, пожалуй, и является причиной споров и разногласий. Однако существование негативной практики наряду с положительной – недостаточный аргумент к отказу от хорошей идеи. Идея может быть верна, а ее не достаточно верная реализация приносит и негативный опыт.
Христианство – это не культура, оно способно и порождает культуры. Нужно отдавать себе отчет в этом, не путать одно с другим и не пытаться скрещивать«котлеты с чемоданами»Мировоззрение христиан должно быть незыблемым в любом веке, миропредставления же меняются.
«В науку следует идти лишь тем, кто имеет к этому способности и призвание. Путь этот может дать большое духовное удовлетворение, но следует помнить, что он может оказаться и небезопасным для внутренней жизни, - вопрос в том, как по нему идти. Наука захватывает, увлекает человека, легко превращается в кумир, в идола. Ученый нередко становится ее жрецом; впрочем, сейчас преобладают дельцы от науки, а не служители. Христианин же не может быть ни жрецом, ни дельцом от науки», – пишет много цитируемый мной протоиерей.
 
Музыка не должна вся быть религиозной по своему содержанию, оформлению и даже по назначению. Нужно смотреть шире - если человек делает прекрасную музыку, радующую сердца – это поклонение Богу, пусть даже одно единственное сердце автора этой музыки искренне благодарит Бога за свой талант, за результат своей работы. Все прекрасное служит Богу. Красота природы не называет имени Бога, не содержит в себе символ веры, не показывает, как обрести спасение, но возбуждает в человеке те неописуемые чувства, которые пусть косвенно, но говорят о Творце. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны», - говорил Апостол.
Однако, смотря шире, нужно понимать характер и форму личного служения Богу. Тогда, во-первых, будет более понятен путь, по которому каждому идти. Во-вторых, будет меньше неувязок в головах людей, смотрящих только в одном направлении, в чем-то узких в своем миропредставлении.
Христианин не может быть ни жрецом, ни дельцом от хип-хопа. Если он чувствует призвание в этом и уверен в осознании своего пути, то он должен быть служителем от Христа, а не от хип-хопа. Когда служение - это жизнь, посвященная Христу, тогда хип-хоп лишь инструмент, и все на своих местах.

АВТОР СТАТЬИ: Ascme Ascetic

Источник: www.holyrap.ru

 

Темы этой статьи
 
Похожие статьи
В День Москвы на Арбате началось чтение Библии / Фото
В День города Москвы 4 сентября на Арбате было очень людно. Все было сделано для развлечений, были организованы флеш-мобы, на импровизированных сценах пелись песни, проводились конкурсы, продавались сувениры.Но, помимо...
В Хабаровске в четвертый раз пройдет праздник в защиту семейных ценностей / Фото
Колонны начнут движение в 14:30 от парка Динамо до парка Набережный имени графа Муравьева Амурского, - сообщает пресс-центр организационного комитета по проведению &laquo;Праздника семьи&raquo;.Подобное мероприятие пройдёт...
Сибирский Теологический Институт
Централизованной религиозной организации Российской Церкви христиан веры евангельскойСибирский Теологический Институт объявляет о приеме документов на следующие факультеты: Факультет христианского служенияНаправление: Бакалавр...
Поздравляем и Приглашаем
Фонд &quot;Конкордия&quot; поздравляет вас с началом нового учебного года и приглашает на Заочное изучение Бибилии.или просто отправьте SMS на номер: +7 911 821 70 02
Свежий "Колокол"!
Вот уже 18 лет каждый месяц газета &laquo;Колокол&raquo; предлагает Вам самые интересные, актуальные и эксклюзивные материалы. И СЕНТЯБРЬСКИЙ номер не исключение!В свежем номере газеты &laquo;Колокол&raquo; читайте: Будем...
Как стать христианином – Христиане.ру