Главная>Новости>Культура>Книга Ирины Монаховой "Небесное и земное"

Книга Ирины Монаховой "Небесное и земное"

Книги издательства "Протестант" обсуждают в светской прессе
03.06.2010

 

Газета «Литературная Россия» № 20-21. 21.05.2010
 
Иной Гоголь
    
Кни­га «Не­бес­ное и зем­ное» (из­да­тель­ст­во «Се­мей­ная кни­га») зна­ко­мит нас с иным Го­го­лем, от­кры­ва­ет ма­ло­из­ве­ст­ную часть его твор­че­с­ко­го на­сле­дия. Мо­жет быть, са­мую глав­ную. И его со­вре­мен­ни­ки, а уж тем бо­лее в со­вет­ский пе­ри­од всё вре­мя про­хо­ди­ли, да­же то­роп­ли­во про­бе­га­ли ми­мо его хри­с­ти­ан­ской и ду­хов­ной су­ти, вос­тор­га­ясь лишь дей­ст­ви­тель­но ге­ни­аль­ной ху­до­же­ст­вен­но­с­тью в твор­че­ст­ве. Все его бес­смерт­ные про­из­ве­де­ния хо­ро­шо из­ве­ст­ны чи­та­те­лям (по край­ней ме­ре, так бы­ло до не­дав­не­го вре­ме­ни) и до­с­ко­наль­но ис­сле­до­ва­ны ли­те­ра­ту­ро­ве­да­ми. Но, как ни па­ра­док­саль­но, до сих пор клас­сик рус­ской ли­те­ра­ту­ры не пе­ре­ста­ёт удив­лять по­клон­ни­ков но­вы­ми гра­ня­ми сво­е­го та­лан­та. И в по­след­нее вре­мя Го­голь пред­ста­ёт имен­но как ду­хов­ный пи­са­тель. Всё яс­нее ста­но­вит­ся, что он был не толь­ко ве­ли­ким ху­дож­ни­ком Сло­ва, но и вы­да­ю­щим­ся, хо­тя и как бы тай­но­с­кры­тым про­по­вед­ни­ком, ко­то­рый всю жизнь стре­мил­ся воз­ра­с­тать ду­хов­но и по­мо­гать в этом сво­им со­оте­че­ст­вен­ни­кам. И по­том­кам. Нам на­до сей­час толь­ко вновь от­крыть его и про­чи­тать за­но­во, с учё­том этих тай­но­с­кры­тых зна­ний и не­пре­лож­ных хри­с­ти­ан­ских ис­тин.
В кни­ге идёт речь о ду­хов­ном пу­ти Го­го­ля. Рас­ска­зы­ва­ет­ся о его ду­ше­по­лез­ных пись­мах (они пред­став­ле­ны в тре­ть­ем раз­де­ле). Го­во­рит­ся об од­ном из на­и­бо­лее за­га­доч­ных его про­из­ве­де­ний – по­ве­с­ти «Вий», где со­сре­до­то­че­но столь­ко тайн, что их ещё от­кры­вать и от­кры­вать. По­че­му там так мно­го все­воз­мож­ных ужа­сов и от­че­го всё-та­ки по­гиб Хо­ма Брут? Кто он – ге­рой или ве­ли­кий греш­ник? Смерть ге­роя сов­сем не обя­за­тель­но оз­на­ча­ет по­ра­же­ние, ес­ли речь идёт о ду­хов­ной бра­ни. По­гиб­ли и мно­гие му­че­ни­ки за ве­ру, в том чис­ле и апо­с­тол Хри­с­та Фо­ма. И хо­тя го­го­лев­ский Хо­ма не от­ли­чал­ся «свя­той жиз­нью», но всё, что он мог сде­лать для унич­то­же­ния не­чи­с­той си­лы, он сде­лал – внёс свою «не­боль­шую леп­ту», по­доб­но еван­гель­ской бед­ной вдо­ве. В ито­ге сво­ей ко­рот­кой жиз­ни Хо­ма Брут – бед­ный, без­род­ный, лег­ко­мыс­лен­ный, лю­бя­щий вы­пить и спля­сать бур­сак – вдруг об­на­ру­жи­ва­ет в се­бе та­кую проч­ность и цель­ность на­ту­ры, ка­кой, на­вер­ное, ни­ког­да в се­бе не по­до­зре­вал. Его че­ло­ве­че­с­кая сущ­ность са­ма сде­ла­ла вы­бор в ре­ша­ю­щий мо­мент. Хо­тя он по­гиб, но сги­ну­ли и не­смет­ные пол­чи­ща все­воз­мож­ных чу­до­вищ, вклю­чая ведь­му. По­это­му вряд ли мож­но со­гла­сить­ся с мне­ни­ем бо­го­сло­ва Ха­ля­вы, что Хо­ма «про­пал ни за что». Хо­ма – это тот же «мо­ди­фи­ци­ро­ван­ный» Та­рас Буль­ба. Толь­ко «пра­во­слав­ный ры­царь» Буль­ба, не бо­я­щий­ся ни­че­го на све­те «с люль­кой в зу­бах и саб­лей в ру­ках», а он – так­же ни­че­го не бо­ял­ся, «да­же чер­тей и ведьм, ког­да у не­го люль­ка в зу­бах и рюм­ка в ру­ках». Не­ред­ко в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии ут­верж­да­ет­ся та­кой те­зис: Хо­ма слиш­ком ис­пу­гал­ся не­чи­с­ти, по­то­му и по­гиб (та­кая трак­тов­ка и в зна­ме­ни­том филь­ме с Л.Ку­рав­лё­вым и Н.Вар­лей). Но у Го­го­ля ина­че: «Не вы­тер­пел он, и гля­нул». «Не вы­тер­пел» и «ис­пу­гал­ся» – это не од­но и то же. В по­след­ний мо­мент Хо­ма по су­ти сде­лал – осо­знан­но или ин­ту­и­тив­но – са­мый важ­ный в сво­ей жиз­ни вы­бор: по­слу­шать­ся за­бот­ли­во­го вну­т­рен­не­го го­ло­са, ко­то­рым, на­вер­ное, го­во­ри­ло чув­ст­во са­мо­со­хра­не­ния, спря­тать­ся от вра­гов и та­ким об­ра­зом спа­с­ти се­бя или при­нять вы­зов и сра­зить­ся с ни­ми, ри­с­куя жиз­нью. И Хо­ма в са­мую ре­ша­ю­щую ми­ну­ту «не вы­тер­пел». По су­ще­ст­ву, «не вы­тер­пел» пря­тать­ся от сво­е­го злей­ше­го вра­га и ре­шил, та­ким об­ра­зом, при­нять бой.
На од­ном этом при­ме­ре мож­но по­нять, что Го­голь – это не толь­ко ис­кро­мёт­ный юмор, по­ра­зи­тель­ной кра­со­ты язык, са­мо­быт­ные жи­вые об­ра­зы, но и все­гда под­чёр­ки­ва­е­мая ав­то­ром, иной раз скры­тая от «за­мы­лен­ных» глаз чи­та­те­ля те­ма борь­бы до­б­ра и зла, све­та и тьмы, про­ти­во­сто­я­ния ве­ры в Бо­га в ду­ше че­ло­ве­ка и коз­ней не­чи­с­той си­лы во­круг не­го. И чи­та­тель дол­жен при­об­щить­ся к но­вым для се­бя тек­с­там Го­го­ля, из­влечь для се­бя, для сво­ей ду­ши ощу­ти­мую поль­зу. Хо­тя сде­лать это, на­вер­ное, не так про­сто. Ведь что­бы по­нять Го­го­ля – хри­с­ти­ан­ско­го про­по­вед­ни­ка, нуж­но очень по­ста­рать­ся, при­ло­жить ду­шев­ные уси­лия. Но те, кто прой­дут этот путь, об­на­ру­жат не­ма­ло цен­ных мыс­лей и ду­ше­по­лез­ных со­ве­тов, ко­то­рые по­мо­гут ок­реп­нуть ду­хом и луч­ше ос­мыс­лить свою жизнь в све­те хри­с­ти­ан­ской пра­во­слав­ной ве­ры.
Вот об этом кни­га, ко­то­рую на­пи­са­ла Ири­на Мо­на­хо­ва, ис­сле­до­ва­тель клас­си­че­с­кой оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры и преж­де все­го ду­хов­ных про­из­ве­де­ний Н.В. Го­го­ля (о её твор­че­ст­ве я уже пи­сал не­сколь­ко лет на­зад на стра­ни­цах «ЛР» и очень рад но­вой встре­че с этим за­ме­ча­тель­ным ав­то­ром).
Пост­скрип­тум. Че­рез две­над­цать лет по­сле со­зда­ния «Вия» те­ма «стра­хов» и «ужа­сов» вновь воз­ник­ла в твор­че­ст­ве Го­го­ля – но уже сов­сем ина­че. «Стра­хи и ужа­сы Рос­сии» – так на­звал Го­голь од­ну из глав кни­ги «Вы­бран­ные ме­с­та из пе­ре­пи­с­ки с дру­зь­я­ми». От­ве­чая на пись­мо сво­ей зна­ко­мой, пол­ное тре­вож­ных и, мо­жет быть, да­же па­ни­че­с­ких на­ст­ро­е­ний, Го­голь на­пи­сал (это важ­но и се­го­дня. – А.Т.): «В Рос­сии ещё брез­жит свет, есть ещё пу­ти и до­ро­ги к спа­се­нию, и сла­ва Бо­гу, что эти стра­хи на­сту­пи­ли те­перь, а не поз­же. Ва­ши сло­ва: «все па­да­ют ду­хом, как бы в ожи­да­нии че­го-то не­из­беж­но­го», рав­но как и сло­ва: «каж­дый ду­ма­ет толь­ко о спа­се­нии лич­ных вы­год, о со­хра­не­нии соб­ст­вен­ной поль­зы, точ­но, как на по­ле сра­же­ния по­сле по­те­рян­ной бит­вы вся­кий ду­ма­ет толь­ко о спа­се­нии жиз­ни: sauve qui pent», дей­ст­ви­тель­но спра­вед­ли­вы; так оно те­перь дей­ст­ви­тель­но есть; так быть долж­но: так по­ве­лел Бог, что­бы оно бы­ло. Всяк дол­жен по­ду­мать те­перь о се­бе, имен­но о сво­ём соб­ст­вен­ном спа­се­нии. Но на­стал дру­гой род спа­се­нья. Не бе­жать на ко­раб­ле из зем­ли сво­ей, спа­сая своё пре­зрен­ное зем­ное иму­ще­ст­во, но, спа­сая свою ду­шу, не вы­хо­дя вон из го­су­дар­ст­ва, дол­жен всяк из нас спа­сать се­бя са­мо­го в са­мом серд­це го­су­дар­ст­ва. На ко­раб­ле сво­ей долж­но­с­ти и служ­бы дол­жен те­перь всяк из нас вы­но­сить­ся из ому­та, гля­дя на Корм­щи­ка не­бес­но­го… Нуж­но по­мнить толь­ко то, что ра­ди Хри­с­та взя­та долж­ность, а по­то­му долж­на быть и вы­пол­не­на так, как по­ве­лел Хри­с­тос, а не кто дру­гой. Толь­ко од­ним этим сред­ст­вом и мо­жет всяк из нас те­перь спа­с­тись». Очень про­стой и яс­ный со­вет, рас­су­ди­тель­ные сло­ва, при­ме­ни­мые и к се­го­дняш­ним «стра­хам» и «ужа­сам» Рос­сии. А ведь ны­неш­няя не­чисть в го­су­дар­ст­ве не ме­нее мерз­ка, ко­вар­на и обо­ль­сти­тель­на, чем в го­го­лев­ском «Вие». На­до толь­ко не бо­ять­ся её. «Не вы­тер­петь и гля­нуть».
Хо­те­лось мне в этом об­зо­ре на­пи­сать ещё и о ка­кой-ни­будь со­вре­мен­ной книж­ке, да по­ду­ма­лось вдруг, что не сто­ит она то­го. Слиш­ком ма­ло до­стой­ных про­из­ве­де­ний. Слиш­ком мно­го са­мо­влюб­лён­ных вы­ско­чек, счи­та­ю­щих, что уже осед­ла­ли ли­те­ра­ту­ру, как пан­ноч­ка Хо­му Бру­та. И пи­шут, и пи­шут свои тек­с­ты, от ко­то­рых и сле­да не ос­та­нет­ся – так, куч­ка зо­лы в ве­д­ре. Луч­ше уж чи­тать Па­с­ка­ля и Го­го­ля.
 
 Александр Трапезников
 
 газета "Московская правда" 25 мая 2010 г.

 

«Я глядел вовнутрь России...»

Среди обширной литературы, вышедшей к 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, заинтересованные читатели не обошли вниманием и книгу Ирины Монаховой «Небесное и земное. Статьи о художественном и духовном творчестве Н.В. Гоголя» (издательство «Семейная книга»). Причем автор делает акцент именно на духовной составляю¬щей, справедливо полагая, что в последнее время читатели все больше открывают для себя великого классика именно как духовного писателя.
Что скрывать, в сознании многих людей, особенно тех, кто жил в советскую эпоху, существуют как бы два Гоголя: один – автор бессмертных произведений, а второй – своего рода путаник, отказавшийся к концу жизни от художественного творчества, ставший реакционером, ударившийся в религию, сочинивший «Выбранные места из переписки с друзьями». Впрочем, подобное мнение сложилось не только в XX веке, подобные мысли высказывали и современники Николая Васильевича, продолжая считать это произведение заблуждением и трагической ошибкой писателя. Немногие знали, что и при жизни Гоголя «Выбранные места» вышли с серьезными цензурными сокращениями и правками. Даже духо¬венство достаточно сдержанно отнеслось к книге. Его представители, как отмечает И. Монахова, приветствовали привер¬женность Гоголя православию, но нарекания вызвало то, что писатель взялся проповедовать, мол, не в свои сани не садись.
Только после смерти Николая Васильевича вышли «Размышления о Божественной Литургии» и «Авторская исповедь», которые могли расширить представление о Гоголе как духовном писателе. Но инерция непонима¬ния и непризнания его именно в этом качестве продолжалась долго, а в советское время по идеологическим причинам только укрепилась. А сломать инерцию всегда трудно.
Сам же Гоголь в одном из писем отмечал: «Я книгу составлял вовсе не затем, чтобы сердить Белинских, Краевских и Сенковских, я глядел во внутрь России, а не на литературное общество». Права И. Монахова: «Чтобы духовное творчество Гоголя по своей известности если не сравнялось с художественным, то хотя бы приблизилось к нему, необходимо пройти большой путь – как его исследователям, так и простым читателям. Мало знать о его существовании, необходимо еще и понять его смысл и значение. Нужна исследовательская, популяризаторская, просветительская работа». Эта работа уже началась, и книга «Небесное и земное» – заметный шаг к благородной цели.
Книга состоит из трех частей. Первая посвящена художественному слову. В статье «Фома неверующий и Хома жертвующий» И. Монахова делает чрезвычайно интересный анализ повести «Вий». Во вторую часть – «Слово проповедническое» – вошли статьи «Проповедь Гоголя продолжается сегодня», «Гражданство небесное и земное», «Начала братства Христова», «Духовные произведения Н.В. Гоголя для учебной программы» и «Вырастет дерево и на голом камне...» Третью часть, озаглавленную «Прямая речь», составляют письма Гоголя, наиболее ярко отражающие его творчество как духовного писателя. Метафорически И. Монахова сравнивает художественное творчество Гоголя с могучим деревом, а его духовное творчество в восприятии читателя – с голым камнем, на котором еще должно со временем вырасти свое дерево.

Александр ЕГОРУНИН.

 

 

Темы этой статьи
Похожие статьи
В День Москвы на Арбате началось чтение Библии / Фото
В День города Москвы 4 сентября на Арбате было очень людно. Все было сделано для развлечений, были организованы флеш-мобы, на импровизированных сценах пелись песни, проводились конкурсы, продавались сувениры.Но, помимо...
В Хабаровске в четвертый раз пройдет праздник в защиту семейных ценностей / Фото
Колонны начнут движение в 14:30 от парка Динамо до парка Набережный имени графа Муравьева Амурского, - сообщает пресс-центр организационного комитета по проведению «Праздника семьи».Подобное мероприятие пройдёт...
Сибирский Теологический Институт
Централизованной религиозной организации Российской Церкви христиан веры евангельскойСибирский Теологический Институт объявляет о приеме документов на следующие факультеты: Факультет христианского служенияНаправление: Бакалавр...
Поздравляем и Приглашаем
Фонд "Конкордия" поздравляет вас с началом нового учебного года и приглашает на Заочное изучение Бибилии.или просто отправьте SMS на номер: +7 911 821 70 02
Свежий "Колокол"!
Вот уже 18 лет каждый месяц газета «Колокол» предлагает Вам самые интересные, актуальные и эксклюзивные материалы. И СЕНТЯБРЬСКИЙ номер не исключение!В свежем номере газеты «Колокол» читайте: Будем...
Как стать христианином – Христиане.ру