На протяжении всей истории, музыка играла большую роль в жизни христианских церквей. Особенно, это касается литургии, в которой акапельное пение или игра на инструменте создавали необходимый настрой, помогали сконцентрироваться на молитве.
В ряде современных христианских движений, в частности, неохаризматическом, музыке на богослужениях стали уделять еще больше внимания. В некоторых случаях, она приобрела основное значение. Более того, в общинах новых протестантских течений звучит современная музыка с элементами поп- и рок-стиля, а на молодежных собраниях нередко можно услышать так называемый христианский хип-хоп. Наиболее радикальное проявление эта тенденция нашла, как уже было сказано, в неохаризматических общинах, в меньшей степени это проявляется в более традиционных, но все же склонных к подобным трансформациям — баптистских.
Однако, среди баптистских, пятидесятнических или неохаризматических церквей главным значением современной христианской музыки признается не столько литургическое, сколько миссионерское.
Причин здесь две.
Первая кроется все в той же эмоционально-психологической функции музыки, используемой в литургиях. Музыка способна привлечь внимание и расположить слушателя, завоевать его симпатии, создать определенный эмоциональный фон.
Вторая причина — это возможность донести до слушателя через тексты песен определенный смысл, как говорят сами верующие – «послание», которое будет проще воспринято в поэтической обработке и мелодии.
Песни, используемые в миссионерском, или, как говорят сами верующие, «евангелизационном» направлении, чаще всего говорят не о величии, милости или других качествах Бога, как то происходит в стенах церквей, а о том, что всем людям необходимо изменить свою жизнь, примирившись с Богом, и начав ходить в церковь. Однако при этом любопытно отметить, что чем ближе группа расположена к крупным мегаполисам — тем она более осторожна в выражениях своей веры, как на интернет-страницах, так и в песнях; сами группы называют это «зашитым Евангелием». Так, например, музыканты группы Protect из украинского Комсомольска довольно откровенны: «Своим творчеством мы хотим рассказать молодежи о Боге и о том, как Он смотрит на те или иные вещи. Так же о том, что у них есть душа, которая нуждается в спасении. Мы верим, что наши песни помогут тем, кто их будет слушать». Немного более завуалировано о своих задачах говорит могилевская рок-группа «Carpen Diaz»: «В жизни человека бывает много моментов, когда он задумывается о смысле жизни и своих взаимоотношениях с Богом. Творчество “Carpen Diaz” является одним из таких моментов, который поможет обратить внимание людей на Источник жизни и ответов на многие вопросы». Совсем отстраненно и поэтически о своей цели говорит московская рэп-группа Light Line: «… это линия света, которая мечтает коснуться и изменить твое сердце».
Причины этой четко прослеживаемой тенденции связаны с разницей в психологии провинции и мегаполиса, влияние которой распространяется не только на самих верующих, но и на публику, которой адресовано их творчество. Так, по мнению музыкантов из больших городов излишняя откровенность в текстах сегодня, в отличие от 90-х годов только отпугнет слушателя. В связи с этим явлением постепенную трансформацию претерпевает не только форма музыкальной евангелизации, но и ее цели. Теперь, все чаще ими являются отнюдь не проповедь и привлечение в церковь пришедших на концерт, а возможность просто познакомится, наладить связи и общение с гостями мероприятия, а значит, влиять на них постепенно, через непосредственное общение, более естественным путем. Честна ли такая позиция по отношению к привлекаемым слушателям — вопрос отдельный.