Главная>Новости>Культура>Размышления о «вере, однажды преданной святым…»

Размышления о «вере, однажды преданной святым…»

Размышления о «вере, однажды преданной святым…»
В последнее время у некоторых христиан и даже церквей и их лидеров как-то заметнее стало пренебрежение апостольскими предупреждениями и принятие личного опыта или не менее личных откровений.
26.06.2014

Автор: епископ Павел Желноваков

 

 

Поводом для написания этой небольшой по объему статьи явилось обеспокоенность некоторыми процессами духовного поиска в среде евангельских церквей России и Украины. К ним относятся пренебрежение библейским опытом многих евангельских святых прошлого и поиски истины там, где ее никогда не было.

В последнее время у некоторых христиан и даже церквей и их лидеров как-то заметнее стало пренебрежение апостольскими предупреждениями и принятие личного опыта или не менее личных откровений. Полагаю, что это далеко не лучший вариант при определении целей и путей к их достижению, и в своих крайних формах он более похож на отступничество от библейской веры, чем на обретение новых переживаний и откровений веры. Размышления, представленные в статье, не ставят целью формирование конфессионального унижения и обращены к евангельской аудитории. 

Вера, преданная святым… Пожалуй, любой, боящийся Господа, христианин не может без сердечного трепета и даже священного страха читать это апостольское напоминание, предупреждающее нас от чего-то серьезного на пути веры. Видимо, что-то очень важное тревожило сердце Божьего человека, призывающего нас беречь эту веру. Знал ли он, что не только первые десятилетия для Церкви будут серьезным испытанием, но и вся история Церкви, особенно ее последние дни, будут непростым испытанием церквей на прочность веры, верность и чистоту учения. Его призыв воистину как молот должен разбить в умах и сердцах многих современных христиан состояние некой странной успокоенности и исторического религиозного невежества.  

Чтобы не потеряться во всех исторических трудностях путей истинной веры, а также небиблейской «веры», каждому из современных евангельских христиан важно определиться с тем, что имел в виду автор послания, призывая нас к столь священной задаче. Конечно, трудно однозначно утверждать, что только те опасности, что описаны рабом Божьим, в точности будут перетекать из поколения в поколение. Список этих опасностей для веры весьма расширили апостол Петр и особенно апостол Павел в своих посланиях. Однако, весьма наглядно то, что все, перечисленные Иудой опасности – извращение сути благодати, глумление над ангелами, продажность в понимании духовной власти, лживая власть денег и убийства в религиозных целях – в той или иной степени так и не исчезали в жизни как исторических, так и многих современных церквей за истекшие столетия. Это особенно касается одного замысла сатаны раскрываемого в послании: вовлечь людей в путь горя  «…потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» (стих 11).

Итак, Иуда, раб Иисуса Христа, зовет всех христиан, тем более современных, противостоять любой неправде, имеющей своей целью сформировать на радость сатане в умах и совести людей небиблейский образ Бога и пути христианской веры. Современные евангельские церкви действуют на путях мировой истории не столь много времени. Однако, сам факт их появления говорит о том, что их убеждения и принципы жизни оказались, несмотря на различные трудности весьма востребованными в истории. Лично для меня нет спору, что существующие много веков исторические церкви, несмотря на их большой положительный вклад в историю, не смогли в достаточной мере оказать сопротивление различным искушениям «мзды, порочной власти и рекам невинно пролитой крови». Со страниц истории католицизма не стереть столетия Инквизиции, ужас Крестовых походов и устранения веры в умах людей, вместо ее защиты. К сожалению, в той или иной степени это захватило и восточные церкви, а также некоторые церкви раннего протестантизма с его не всегда библейской ревностью. 

Современный христианский мир в поисках «веры, преданной святым» сталкивается с некой религиозной пестротой, так как современному человеку представлены вера православная, католическая вера и вера евангельская… Естественно, сразу возникает вопрос, касающейся не их историчности, а соответствия Библии: все они говорят об одном, или есть отличия или даже яркие противоречия? Не стремясь входить в исторические дебаты по этому вопросу, скажу просто: сам их перечень уже говорит о том, что есть некое активное несогласие в сути понимания веры и того, о чем предупреждал автор послания. 

В связи с этим стоит обратить внимание на одну святую истину Библии: Бог не потерял власть над историей, тем более над развитием Своей Церкви, как бы нам не казалось. Любой библейский исследователь знает, что начало происходить в жизни церквей после того, как император Константин в 4 веке признал христианство религией Римской империи. Это время начала духовного упадка церкви, затянувшегося на много веков, что захватило в различной степени не только запад, но и восточные церкви. И только известная Реформация, чья почти 500-летняя история не может быть пренебрегаема исследователями, начала возвращать миру забытые или осознанно уничтоженные истины библейской веры и спасения. 

Наконец движение Реформации вперед, под Божьим присмотром, подарило миру более полное понимание христианской веры и библейского учения святости и чистоты жизни. Речь идет о многообразии евангельского движения и его востребованности в обществе, как бы того не хотелось немалому числу его недоброжелателей. Конечно, сам факт этого Божьего подарка еще не означает, что все современные последователи этих взглядов  живут с ними в согласии. И опять же, удаляясь от различных споров о хиротонии, историчности церквей и их культурного влияния на историю, сошлюсь на слова Иуды, раба Иисуса Христа: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым…» (стих 20). 

Что значит подобная молитва для опыта современных церквей, насколько сей опыт востребован, или, наоборот, пренебрежен и даже признан еретическим? Почему автор послания так серьезно отнесся к такому духовному опыту, который мог реально противостать опыту ересей и глумления над верой, известного в ранней и поздней истории христианства? Не пренебрегая и не унижая других особенностей религиозного опыта современных и исторических церквей, нельзя не признать духовным и весьма полезным предлагаемый автором послания такой совет для сохранения веры, как молитва в Духе Святом, что так свойственно евангельским церквям. Согласно его выводам, это поможет сохранить «веру, однажды преданную святым...». Конечно, было бы неверным утверждать, что это единственная форма сохранения веры, но и нельзя отрицать, что весьма существенная. Применяя же все составляющие духовного опыта, можно с уверенностью говорить о желаемом результате.

Исходя из данного совета, возникает один важный вывод, по сути, выбор, который может быть кем-то неверно истолкован. Выбор касается вопроса сохранения опыта, известного как опыт Пятидесятницы, или же формирование в противовес ему поиска новых путей для сохранения веры, вне того, что сама же вера и предлагает. Подобный путь в Библии назван отступничеством от веры и доброй совести – 1 Тимофея 1:18-19. Речь может также идти о том, чтобы возвратиться, так сказать, к «корням веры», т.е. католицизму с его современными пышными заявлениями и не менее пышными скандалами. Однако, как тогда быть с православием, оно что, хуже своей историчностью или культурной востребованностью в обществе? Совсем нет, оно и поныне востребовано многими людьми. Полагаю, что для нас, евангельских христиан, правильно будет отказаться от любой формы унижения этих движений, их духовного и исторического опыта, а развивать то, что Бог подарил, как ответ современности: евангельское понимание веры и жизни! Святое Писание достаточно ясно призывает расти и приносить плод нужно там, где Бог посадил! При этом важно помнить: религиозный опыт прошлого нужно ценить, но всегда устремляться вперед, к тому новому, что раскрывает Дух Божий. Выбор всегда есть, и он за каждым евангельским христианином…


Темы этой статьи
 
Как стать христианином – Христиане.ру