Законопроект вынесен на рассмотрение Госдумой во втором чтении 20 ноября. Как правило, депутаты принимают инициативы, внесенные правительством.
Принятия этого закона давно добивалась Русская православная церковь (РПЦ).
Как заявила руководитель юридической службы Московской патриархии РПЦ Ксения Чернега, РПЦ участвовала в разработке закона, чтобы вывести религиозные организации из-под действия статьи 32 закона о некоммерческих организациях («Контроль за деятельностью некоммерческой организации»).
Сейчас статья 32 закона об НКО обязывает религиозные организации вести бухгалтерскую отчетность, а органы юстиции по этому закону имеют право запрашивать любые распорядительные документы религиозных организаций. Кроме того, представители органов юстиции могут участвовать в любых мероприятиях, проводимых религиозными организациями. Эта же статья предусматривает ежегодный отчет для всех организаций, если поступления от любых источников превышали 3 млн руб.
Теперь весь механизм контроля будет прописан в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Согласно законопроекту органы юстиции смогут запрашивать сведения о финансовой деятельности религиозных организаций лишь в случае, если доходы она получала от иностранных источников. Проводить проверки прокуратура сможет также лишь в случае наличия поступления пожертвований от иностранных лиц или фондов или в случае наличия в их деятельности экстремизма.
Участвовать в мероприятиях представители прокуратуры смогут лишь по приглашению руководящих органов религиозных организаций.
Православные организации не получают финансирования из-за рубежа, утверждает Чернега. Таким образом, они будут освобождены от ежегодной отчетности и станут обязаны лишь направлять в Минюст заявление с указанием на отсутствие зарубежных источников финансирования.
Все религиозные организации продолжат отчитываться за все источники финансирования (и внутренние, и внешние) перед налоговой службой, уточнил председатель комитета по делам религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР).
Законопроект противоречит Конституции, поскольку ущемляет права отдельных религиозных организаций, говорит вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Как и закон об иностранных агентах, этот закон прибавит проблем организациям, имеющим какие-либо отношения с иностранцами», — считает Макаркин. Однако, по его словам, общество останется равнодушным к проблемам религиозных организаций, и защищать их будут немногие.
Те же религиозные организации, которые получают иностранное финансирование, должны будут ежегодно отчитываться перед Минюстом о всех поступлениях (в том числе российских), а также о своей деятельности, персональном составе руководства, целях расходования всех полученных средств и фактических тратах. Неоднократное непредоставление отчетности будет грозить ликвидацией и запретом деятельности организаций по решению суда, если в их деятельности будут найдены другие нарушения российского законодательства.
Согласно тексту проекта Минюсту предлагается разрешить направлять своих представителей на публичные мероприятия религиозных организаций по приглашению их руководства и проверять соответствие деятельности организаций их уставу. В случае нарушения уставных целей Минюст будет выносить письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока для его устранения (не менее месяца). Минюст также сможет запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций у налоговых органов и органов статистики.
Если религиозное объединение получало средства из-за рубежа, Минюст будет вправе проверять поступающие и (или) расходуемые благотворительные пожертвования и иные средства или имущество. Ко второму чтению из перечня организаций, в которых Минюст сможет запрашивать сведения о финансовой деятельности приходов, были исключены кредитные и финансовые организации.
Минюст будет проводить проверки внепланово, предварительно не уведомляя организацию, если речь будет идти о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма), при получении сообщений о любых нарушениях в сфере их деятельности и признаках экстремизма (терроризма). Право сообщать об этом получат органы государственной и муниципальной власти. Основанием для внеплановых проверок послужат также поручения президента, правительства и требование прокурора (любого уровня), который также должен будет руководствоваться поступившими материалами и обращениями (круг возможных заявителей в этом случае не определен).
Все это не коснется РПЦ, пояснял ранее председатель финансово-хозяйственного управления РПЦ МП архиепископ Егорьевский Марк: зарубежные приходы РПЦ зарегистрированы в тех странах, где они находятся, поэтому им не придется отчитываться перед российским Минюстом.
Источник: hve
|
|
|
|
|