27 июля 2011 года в возрасте 90 лет ушел из жизни Джон Стотт – великий евангелист двадцатого века, сравнимый разве что с Билли Грэмом. Журнал “Time” назвал Джона Стотта одним из 100 самых влиятельных людей мира 2005 года Джон Стотт является одним из идеологов Лозаннского движения.
Он умер в колледже Сен-Барнабас в 3.15 минут по полудню. Джон Стотт был окружен членами своей семьи и близкими друзьями. Они вместе читали Библию и слушали Генделя, в то время как Джон Стотт тихо отходил к Богу.
Один из журналистов назвал Джона Стотта (John Stott) отцом целого поколения евангелистов. Он написал, что мир немного знал об этом скромном человеке, который так и остался холостяком, убедительно излагал свои мысли, чья жизнь не обошлась без противоречий.
Джон Стотт со студентами
Билли Грэм (Billy Graham), отдавая дань уважения преподобному Джону Роберту Уолсми Стотту, сказал: «Евангельский мир потерял одного из великих представителей, а я потерял одного из своих близких друзей, к чьим советам я всегда прислушивался. Надеюсь снова с ним встретиться, когда я увижу Господа на небесах».
Журналист Дэвид Брукс (David Brooks) из “The New York Times” назвал причину, по которой «так много людей дезинформированы о современном евангельском христианстве в Америке» – критики, в основном, пресса и демократы, не углубляются в своих изысканиях до глобальных фигур евангельского движения, подобных Стотту.
«Допускаю, что многие американцы никогда не слышали о Джоне Стотте», – написал журналист. – «И нечему удивляться. Как я понимаю, Стотт никогда не выступал в ключевых новостных программах Америки».
Рассказывая о Стотте, Брукс написал, что его высказывания имели голос – и голос этот был «дружелюбным, уважительным и естественным». Он «был самокритичным и смиренным, но одновременно уверенным в том, что делает. Это был оптимист. Служение Стотта заключалось в том, чтобы прорваться через тернии и при этом послужить, рассказывая о своем опыте жизни во Христе. Джон Стотт всегда подчеркивал, что в Евангелии главное – не учение Христа, а сам Иисус, Богочеловек. В своих выступлениях он всегда возвращал людей назад к реальности понимания жизни Иисуса и Его жертвы».
«Если бы у евангельских христиан принято было избирать своего Папу Римского, – заметил журналист, – Стотт был бы кандидатом номер один».
Председатель Лозаннской богословской и образовательной группы (Lausanne Theology and Education Group) с 1974 по 1981 годы Джон Стотт внес огромный вклад в понимание того, что существует тесная связь между евангелизмом и социальным служением. Он был одним из соавторов Манильского Манифеста (Manila Manifesto) – итогового документа II Лозаннского Конгресса в 1989 году.
Интересно, что Стотт – служитель Англиканской церкви никогда не привлекал общественного внимания, даже когда пошатнул доктрину традиционного понимания евангельскими христианами учения об аде, и это вызвало бурю критики и дискуссии в евангельском мире. Он вскрывал аннигиляционистскую точку зрения на доктрину об аде, говоря, что ад является сжиганием в небытие, а не вечными сознательные мучения
«Я сомневаюсь, что идея «вечных сознательных мук» совместима с библейским откровением о Божественной справедливости, разве только нераскаянность грешников (как утверждалось ранее) будет длиться вечность».
Дэвид Эдвард (David Edward) в своей книге 1988 года «Либеральный евангельский диалог» («A Liberal-Evangelical Dialogue») процитировал Джона Стотта: «В том ли вопрос, что «вечное сознательное мучение» совместимо с Библейским откровением Божественной справедливости, если только утрата раскаянии не проходит через вечность».
Молодой священник церкви "All souls"
В книге Откровение 14:11 мы читаем: «и дым мучения их будет восходить во веки веков». Стотт по этому поводу заметил: «пламя ада вечно и неугасимо, и было бы сложно представить себе, что что-то, брошенное в него, не сгорело бы. Мы могли бы предполагать немного другое, что это что-то было бы поглощено навеки, а не мучилось бы. Таким образом, дым (как доказательство того, что огонь уже выполнил свою работу) поднимается «во веки веков».
«Конечное уничтожение нечестивых, – писал Стотт, – должно, по крайней мере, быть воспринято, как закон – это библейски-обоснованная альтернатива понимания вечного сознательного мучения». Автор подчеркивал, что его мнение по этому поводу не основано на его эмоциях.
«В эмоциональном плане я считаю невыносимой концепцию о вечных сознательных мучениях. Я не понимаю, как люди могут жить с ней, не став при этом бессердечными или не сломавшись под ее тяжестью. Но наши эмоции – изменчивый и ненадежный проводник к истине и их не следует превозносить до уровня высшего определяющего авторитета, поэтому мой вопрос должен заключаться не в том, что говорит мне мое сердце, а в том, что говорит Божье Слово» – написал Стотт через пять лет в книге “Essentials”.
Стотт также выступал за рукоположение женщин в дьяконы и пресвитеры, не присущее в его время, но не подчеркивал, что они должны быть на руководящих позициях, – рассказывает его личный биограф Тимоти Дудли-Смит (Timothy Dudley-Smith).
В отличие от ярко-выраженной негативной реакции американцев на недавнюю книгу «Любовь побеждает» («Love Wins») пастора-универсалиста Роба Белла (Rob Bell), к Стотту относились с уважением.
«Я уважаю его, как брата во Христе, у которого есть своя точка зрения на доктрину об аде», – процитировал “Banner of Truth” слова доктора Баркера (Barker), декана теологической семинарии Завета Пресвитерианской церкви Америки в Сент-Луисе (Covenant Theological Seminary of the Presbyterian Church in America) в декабрьском номере 1999 года. «У меня нет сомнений, что Джон Стотт – последовательный христианин», – написал Баркер, комментируя проповедь Стотта в своей семинарии.
Два друга - Джон Стотт и Билли Грэм
Джон Стотт, так и оставшись холостяком, написал более пятидесяти книг, самая известная из них – «Основы христианства» (“Basic Christianity”). В его активе – сотни статей и комментариев. Он организовал миссию “Langham Partnership International”, включающую шесть национальных движений, в том числе, в США – “John Stott Ministries”. Миссия была основана в 1974 году, ее задача – публиковать христианскую литературу, предоставлять гранты на богословское образование, у миссии есть свои семинарии по подготовке пасторов.
Достижения Стотта частично можно отнести к его безбрачной жизни, которую он воспринимал, как дар. Но также он верил, что «дар безбрачия – это, скорее, отпуск, чем несение своих ежедневных обязанностей», – написал в своей статье «Одинокие на перекрестке жизни» (“Singles at the Crossroads”) Альберт Хсу (Albert Hsu).
Наряду с его достижениями в теологии, Джон Стотт известен своими удивительными личными качествами. Биограф Дудли-Смит пишет о нем: «Те, кто знали и встречали его, рассказывают, что Стотт вызывал одновременно чувство уважения и притяжения. Он был фигурой мирового масштаба, но с друзьями он был простым человеком, обезоруживающе-интересующимся проблемами собеседника, его неподдельное смирение сдабривалось с его искристым юмором и обаянием. Сам о себе Стотт говорил, что он «просто любимое дитя своего Небесного Отца; недостойный раб своего Друга и Учителя Иисуса Христа; и грешник, спасенный по благодати для славы Божьей».
Наверное, из-за необычного сочетания его работоспособности и личных качеств, Стотта назначили личным священником королевы Елизаветы II в 1959 году. Он нес это служение до выхода на пенсию в 1991 году. Он также был назначен командующим Ордена Британской империи (The British Empire) в 2006 году.
Джон Стотт стал членом Англиканской церкви в 1936 году. Интересно, что он принял Христа, как своего личного Спасителя только два года спустя. В 17-летнем возрасте, будучи учеником школы (Rugby School), он услышал проповедь «И что же я буду делать с Иисусом, называемым Христом?», которую прочитал преподобный Эрик Нэш (Eric Nash). Это проповедь побудила Стотта покаяться в своих грехах. Позже этот проповедник, известный просто как Баш (Bash), не однажды наставлял Стотта еженедельными письмами.
Молодой Стотт за чтением христианской книги
«Будучи типичным подростком, я хорошо знал две вещи о себе», – рассказывал Стотт. – «Во-первых, если Бог и существует, то я Его не знаю. Пытался искать Его, но Его образ был, как бы затуманен для меня. Во-вторых, я понимал, что терплю в этом познании поражение. Я знал, кто я есть и, кем бы хотел стать. Но между моим идеалом и той реальностью, каким я был, – была глубокая пропасть. Что привело меня ко ко Христу, так это чувство поражения и отчуждения. Это была потрясающая новость, что исторический Христос ответил на мои нужды и потребности».
Джон Стотт родился в 1921 году в семье сэра Арнольда (Arnold), агностика, и Эмили Стотт (Emily Stott), прихожанки Лютеранской церкви. Он изучал богословие в колледже Trinity, Кембридж, а пасторское образование в другой школе Кембриджа – Ridley Hall. Уже в 24 года он был рукоположен в поместной церкви “All Souls” в центре Лондона – на Лэнгхэм, что неподалеку от Вестминстерского Аббатства. Кстати, по имени этой улице он позже назвал свою миссию. Ему присвоили степень доктора богословия (вручаемую архиепископом Кентерберийским) в 1983 году и почетных докторов богословских школ Америки, Британии и Канады.
В Англиканской церкви Стотт сыграл ключевую роль, как лидер евангеликов. Он останется в памяти, как тот, кто призывал евангеликов играть активную роль в своей деноминации, а не уходить из нее.
Может быть, мир его не знал, но Стотт знал мир. Он любил наблюдать за птицами и фотографировать помимо того, что он был евангелистом с мировым именем. На протяжении тридцати лет он путешествовал не менее трех месяцев в году. Джон Стотт неоднократно бывал в США. Его верными спутниками были Библия, бинокль и фотоаппарат.
Источник: SlavicVoice Автор: Сергей Тараненко