Соединенные Штаты продолжают оставаться самой религиозной страной западного мира – именно потому, что здесь религия строго отделена от государства.
Хотя строгость – понятие относительное и отношения между религией и государством часто подвергаются испытаниям. В 1983 году Верховный суд США постановил, что законодательные органы могут начинать свои заседания с молитвы в случае, если это не является попыткой обратить кого-либо в свою религию или унизить другую веру.
С тех пор в Верховный суд приходили десятки дел по поводу конституционности практики публичных молитв и других проявлений религиозности в школах, государственных учреждениях, вооруженных силах, вызванные противоречивыми заключениями судов нижней инстанции.
6 ноября с.г. Верховный суд заслушал дело, которое способно определить ориентиры решения подобных конфликтов в будущем. Рассматривается правомерность совершения христианской молитвы на заседаниях муниципального совета маленького городка под названием Греция на севере штата Нью-Йорк. До 1999 года заседания муниципального совета начинались с минуты безмолвной медитации. Когда жители избрали мэром Джона Обергера, то он первым делом ввел молитву на заседаниях муниципального совета. Совершать молитву было поручено по очереди группе священнослужителей разных религий. До 2008 года в группе состояли исключительно представители христианских конфессий. Каждый из них провозглашал что-то свое. Как пример такой молитвы в деле приводится следующий текст: «Господь и спаситель Иисус Христос, который живет среди нас».
Две жительницы городка, иудейка и атеистка, почувствовали себя ущемленными и подали в суд. Иудейка Сьюзен Гэллоуэй не возражает против общей молитвы, приемлемой для всех религий. Но она чувствует себя неловко, по ее словам, когда не склоняет голову или не встает, что предлагается делать во время молитвы, в которой звучит имя Христа. «Я не чувствую больше приветливого отношения ко мне в муниципалитете, – говорит Гэллоуэй в интервью радио NPR. – Моя бабушка вынуждена была покинуть Россию из-за погромов. Мой отец оставил Германию из-за Гитлера». Гэллоуэй убеждена, что «государство и религия должны быть разделены, потому что мы такая разнообразная страна... Необходимо обеспечить это разнообразие и признать права меньшинств».
Второй истец – атеистка – не дает интервью. Быть атеистом в Америке все еще довольно сложно. В некоторых штатах закон даже запрещает атеистам занимать общественные должности. С чувствами неверующих здесь еще не привыкли считаться, хотя лозунг «Америка – христианская нация» уже давно стал уделом правоэкстремистских маргиналов.
Мэр Джон Обергер тоже больше не дает интервью. В марте он был замешан в сексуальном скандале с женщиной, убитой ее эмоционально неуравновешенным сыном. Однако в начале года Обергер заявлял в радиоинтервью: «Отцы-основатели США верили в наше общее право молиться и в наше право выражать свободу слова в молитве». Обергер заявил, что город Греция лишь продолжает эту традицию. Он считает, что в молитве не должно быть никаких ограничений. Интервьюер тогда спросил Обергера, что будет, если кто-то внесет в молитву слова: «Верь в Иисуса или будешь гореть в аду»? «Мы не можем этого запретить, потому что это означает цензуру, а наша цель – обеспечить свободу выражения мнений в своих молитвах», – ответил мэр.
Иск, который сейчас рассматривается в Верховном суде, был подан в 2008 году, и с тех пор тексты молитв стали более разнообразными. К совершению молитвы привлекали иудея, представителя местной бахайской ассамблеи (самой быстрорастущей религии в США) и викканскую (ведьмовской культ) жрицу. Однако чаще всего молитвы совершают христиане различных конфессий, представленных в нью-йоркской Греции.
«Истицы не хотят публично совершать молитвы, – заявил их адвокат Лэйкок Дуглас. – Город никогда не обеспечивал возможности всем совершать публичные молитвы, никогда не публиковал подобные намерения... Молитвы здесь именно для внедрения христианства и отражают они христианскую религию». Дуглас – профессор права Университета Вирджинии и один из ведущих экспертов в США в области отношений государства и религии. Он утверждает, что заседания муниципального совета отличаются от сессий законодательных органов, куда часто приглашают школьников и представителей различных общественных групп. «Все построено так, – говорит Дуглас, – что либо участвуешь в молитве, либо вынужден поставить себя в позицию религиозного диссидента... В конце концов Конституция защищает религиозные права всех, а не только большинства».
Итак, дело рассматривается в Верховном суде США. Если в достопамятном 1983 году состав самого Верховного суда США был преимущественно протестантским, то сегодня он состоит из шести католиков и трех иудеев, однако важен не религиозный, а идеологический состав судей. Консервативный католик судья Антонин Скалия, как правило, голосует иначе, чем либеральная католичка судья Соня Сотомайор. Пока же заседание Верховного суда, на котором рассматривалось дело о Греции, тоже началось с ритуальной фразы: «Боже, спаси Соединенные Штаты и этот уважаемый суд».
Источник: НГ-Религии
|
|