Августин Блаженный

АВГУСТИНАВГУСТИН (Augustinus) «Блаженный» (Sanctus) Аврелий (13 ноября 354 - 28 августа 430) – ритор, епископ г. Гиппона (современный г. Аннаба в Алжире), величайший христианский богослов, один из «отцов церкви», философ, творец ранней схоластики, создатель первой христианской философии истории. Западное христианство (Римско-католическая церковь) причислила А. к лику святых и считает его «учителем церкви». Восточное христианство (православные церкви) признают А. Блаженным. Северное христианство (протестантские церкви) считают его одним из главных христианских теоретиков и авторитетов. Наследие А.- наиболее мощный  внебиблейский теологический источник и стимул Реформации.

 
Отцы-основатели протестантизма, в частности М.Лютер и Ж.Кальвин, опирались на идеи и учение А. Лютер развил и систематизировал учение А. о грехопадении человечества, Кальвин более углубленно развил доктрину А. о предопределении. Большое влияние на развитие протестантизма оказали также доктрины А. о свободной воле, о первородном грехе, об отношении человека к восприятию божественной благодати, о загробном воздаянии, избранничестве к спасению, мистическом озарении и др. Наследие А. более заметно в лютеранской и реформатской традициях протестантизма.
 
До крещения (387 г.) А. испытал влияние манихейства, скептицизма, неоплатонизма. А. проповедовал аскетизм и веру в загробное блаженство, предложил онтологическое обоснование бытия Бога. Развивал учение о гармонии веры и разума как двойного пути к познанию истины. Для А. вера должна предшествовать пониманию, она является исходным основанием любого знания, «верую, дабы понимать». Для блаженства необходимо дойти до истины, которая заключается в душе и которая приводит к Богу. А. считается в христианской традиции «учителем благодати». Исцеление «поврежденной грехопадением «человеческой природы» может исходить лишь от Христа, чья искупительная жертва сокрушила всевластие дьявола над человеком. Оправдание благодатью распространяется не на всех, не все крещеные входят в число избранных, Бог предопределил назначенное к блаженству меньшинство. Молитва А. «Дай нам то, что Ты повелеваешь, и повелевай нам то, что Ты хочешь». По А. свобода не примиряется с благодатью, спасение непосредственно зависит от действий Божьей благодати. Без даров благодати вера невозможна. А. различает «неспособность согрешать» и «способность не согрешать». А. анализирует базовые взаимосвязи между избранностью и благодатью, верой и свободой воли. Лозунг А. «Люби и делай, что ты хочешь».
 
 Огромное влияние на развитие христианства имели его доктрины о Св.Троице, А. отстаивал приоритет Священного Писания, выступал за авторитет интуиции и озарения в приобщении к Богу. А. исходит из полного равенства трех божественных лиц, которые различаются между собой лишь собственными внутренними взаимоотношениями. А. отрицает, что одна суть Бога и три других лица сосуществуют на разных уровнях. Он использует термины лицо и ипостась для определения самой божественной сути в ее внутренних взаимных отношениях. А. рассматривает Дух как дар и любовь, как общность, связующую Отца и Сына, как их совместную любовь и одновременно как дар, объединяющий народ Божий.
 
Активно полемизировал и боролся с ересями (манихейство, донатизм, пелагианство), отстаивал право церкви на принуждение в вопросах веры. В сочинении «О граде Божием» А., размышляя об истории и обществе, излагает теологическое понимание исторического процесса.
 
Заботился о развитии монашества, основал несколько монастырей. Считается духовным предтечей уставов нескольких католических монашеских орденов (августинцев-каноников, отшельников святого А., в котором состоял М.Лютер, и ряда других).
 
Основные труды : «О граде Божием», «Исповедь», «Об истинной религии», «О пользе веры», «О природе и благодати», «О свободной воле» и многие другие. День памяти А. отмечается католиками 28 авг., а православными -15 июня.

 

Как стать христианином – Христиане.ру