Фи́липп Мела́нхтон (нем. Philipp Melanchton; 16 февраля 1497, Бреттен (ныне — федеральная земля Баден-Вюртемберг) — 19 апреля 1560, Виттенберг (ныне — федеральная земля Саксония-Анхальт)) — немецкий теолог и педагог, евангелический реформатор, систематизатор лютеранской теологии, сподвижник Лютера.
25 августа 1518 Меланхтон приехал в Виттенберг, где с успехом преподавал и классические, и богословские дисциплины, отстаивая евангелическую истину средствами ренессансного гуманизма. Вскоре он приобрел авторитет одного из лидеров Реформации. Его труд
Основные истины теологии (
Loci communes rerum theologicarum, 1521) был первым трактатом по протестантской теологии. С рейхстага в Шпейере (1529) и до смерти он был главным представителем протестантских кругов на всех главных религиозных диспутах. В 1528 его программа начального обучения и другие педагогические начинания закрепили за ним славу основателя протестантских народных школ. Он много занимался подготовкой учителей, писал учебники (по логике, риторике, психологии, этике и физике) и способствовал реорганизации многочисленных школ и университетов — не случайно за ним закрепилось почетное прозвище praeceptor Germaniae ("учитель Германии"). В составленном им
Аугсбургском исповедании (1530), основном протестантском символе веры, Меланхтон стремился примирить протестантов и католиков, разъясняя евангелическую истину и убеждая в необходимости сохранения единства христиан. Выдающимся теологическим трудом явилась его
Апология Аугсбургского исповедания(1531).
Различия во взглядах Меланхтона и Лютера сводились к трем моментам.
1) Если Лютер говорил об "оправдании только верой", то Меланхтон опускал в этом сочетании слово "только" и подчеркивал важность добрых дел как необходимого плода веры, хотя и не ее причины.
2) В 1527 он пересмотрел свое отношение к "стоическому детерминизму", лежащему в основе учения о предопределении, причем новое издание Loci communes (1535) свидетельствует о том, что он вообще отказался от жесткого детерминизма. Исходя из нравственной ответственности и своего понимания Писания, Меланхтон настаивал на том, что человек должен принять божественную любовь как свободный дар Бога. Он называет три совместно действующие причины обращения — Слово Бога, Святой Дух и человеческую волю. Эта концепция часто подвергалась критике, поскольку в ней усматривали идею о том, что человек способен содействовать собственному спасению (т.н. синергизм).
3) Меланхтон не разделял учения Лютера о "реальном присутствии" Христа в евхаристии. После 1530 он разработал вероучительную концепцию "реального духовного присутствия". Споры по поводу учения о евхаристии поставили под угрозу его дружбу с Лютером (1543), позднее его обвинили в криптокальвинизме (т.е. скрытом кальвинизме).
В 1548 в споре о "безразличных" вещах ("адиафора" — в этике, вещи допустимые, но не обязательные) Меланхтон твердо придерживался своих собственных и прежних лютеровских взглядов: оправдание верой по Писанию — это главное, прочие вещи — допустимы (ради любви или соблюдения порядка). Лютеранский теолог Флаций Иллирик, противник гуманистов, обвинял его в ереси и отступничестве. Умер Меланхтон в Виттенберге 19 апреля 1560.