Диахронические классификации церковных проповедей дают представление об истории христианской проповеди вообще. На основании анализа гомилетических особенностей разных образцов проповедничества выделяется 9 типов христианской проповеди с учетом времени их появления :
1. нравоучительная гомилия, существовавшая до III в. и возникшая вопреки апостольской проповеди (в том смысле, что была сосредоточена на морально-этических, а не догматических аспектах);
2. изъяснительная гомилия, представлявшая собой толкование Священного Писания в виде церковного поучения, обязанная своим появлением богословской и проповеднической деятельности Оригена в III в.;
3. догматическое слово — тип проповеди, получивший распространение в IV в с распространением ересей и расширением сферы христианства;
4. апологетическое слово — тип проповеди, связанный с развитием противорелигиозной философии в IV в.;
5. нравообличительная проповедь, существующая с IV в. и направленная против языческих пороков;
6. похвальные слова, возникшие как самостоятельный тип с IV в.;
7. надгробные речи — типы проповеди, появившиеся с IV в.;
8. патриотическая проповедь, получившая распространение в посленикейский период с V в.;
9. социальная проповедь, сложившаяся к XIX в.
Мы видим, что данная классификация строится на сравнении целей проповеди и специфики аудитории. Так же мы можем наблюдать, что интересующий нас тип проповеди Гроссу относит к началу 3 века и связывает ее с деятельностью Оригена. Ниже мы рассмотрим, так ли это. Пока же для нас важно отметить, что даже с точки зрения непротестантского исследователя проповедь, разъясняющая смысл текста Библии по времени близка к апостольскому веку и, следовательно, к апостольской традиции.