Главная>Новости>Аналитика>Разрушение мифов по четвергам /№28

Разрушение мифов по четвергам /№28

Разрушение мифов по четвергам /№28
Миф о том, что христиане должны исполнять 10 заповедей Ветхого Завета и вообще весь Закон Моисея.
25.02.2010

В городе Лионе во время ссоры муж отрезал своей жене косы. Судья, вероятно, был родственником женщины. И решил во что бы то ни стало осудить мужа. Но в законе не было статьи, осуждающей за семейную ссору с отрезанием волос. Суд признал, что в ссоре супруги виноваты одинаково, но осудил мужа по статье закона, запрещающей заниматься парикмахерской деятельностью без патента...
Из интернет-новостей.
Закон на то и создан, чтобы осуждать. Был бы человек, а статью подберем!
Из следовательской мудрости…
 
Когда я был молодым христианином, нашедшим духовное пристанище в баптистской церкви, меня смущали некоторые странности моей новой веры. Например, меня учили, что христианин должен исполнять 10 заповедей. Все. Кроме четвертой. Или, к примеру, когда я спрашивал, а где в Библии написано, что грех женщинам носить брюки, мне говорили:
— Ветхий Завет надо исполнять также ревностно, как и Новый. Поэтому смотри Втор.22:5.
Но когда я спрашивал, надо ли нам сделать кисточки на концах покрывала или тщательно следить, чтобы на нас не было одежды из шерсти и льна одновременно (Втор. 22:11,12), на меня смотрели, как на сумасшедшего. И тут же находились знакомые адвентисты, которые были готовы объяснить мне пагубность такой богословской непоследовательности.
Со временем я понял, что Ветхий Завет я исполнять не в силах. Я просто не услежу за всеми шестьюстами тринадцатью заповедями. Некоторые из которых исполнить мне было легко (я никогда не пахал на осле и воле вместе и не варил козленка в молоке матери его). А некоторые исполнить было просто невозможно ("не желай… ничего, что у ближнего твоего", я уж не говорю о том, что храма нет и жертву приносить некуда, а хлебов предложения не сыскать). А иные заповеди исполнить было бы можно, но я не знал как, ибо ни разу в проповеди не слышал о христианском ритуальном очищении в случае падения мертвого насекомого в чашку чая или в случае ночного юношеского семяизвержения.
Так продолжалось, пока в результате тщательного изучения Писания я не осознал одну важную мысль: Ветхий Завет — это Слово Божье для христиан, живущих во времена Нового Завета, но более не заповедь Божья для нас!
Кстати, один из авторитетных толкователей Писания Гордон Фи примерно таким же образом и выразил эту нехитрую мысль:
"Ветхий Завет – это не наш Завет. Завет – синоним соглашению. Ветхий Завет представляет собой старое соглашение, то, которое мы не обязаны более соблюдать. Следовательно, едва ли мы можем начать с признания того, что Ветхий Завет автоматически связывает нас. Мы должны признать, что если заповеди не обновлены в Новом Соглашении, т.е. если закон Ветхого Завета не возобновляется и не обновляется в Новом Завете, он прямо не обязывает Божий народ" (ср. Рим. 6,14-15).
"…Весь закон Ветхого Завета – это все же Слово Божие для нас, хотя более и не заповедь Господня" (Гордон Фи, Дуглас Стюарт. Как читать Библию и видеть всю ее ценность. Глава 9).
А что значит этот тезис? Он значит, что Ветхий Завет, безусловно, стал духовной основой для Нового Завета. Но христиане выполняют только те заповеди из Ветхого Завета, которые обновлены в Новом. Другими словами, мы не обязаны исполнять 10 заповедей из двадцатой главы книги Исход. Но девять из них ясно и недвусмысленно обновлены в Новом Завете. Христиане чтут Бога, гнушаются идолов, благоговеют перед именем Господа, почитают родителей, не убивают, не прелюбодействуют, не крадут, не лгут и не завидуют. Но делают они это не потому, что так написано в десятословии (декалоге), а потому что так научил нас Иисус Христос и апостолы Его в Новом Завете.
Я понимаю, что этот тезис будет воспринят в штыки многими моими дорогими читателями, но давайте попробуем разобраться.
Предлагаю вам семь мыслей по этому поводу:
Во-первых, давайте разберемся, что же такое Закон.
Закон для авторов Нового Завета — это, в первую очередь, закон Моисея. Иногда словом «закон» называется Пятикнижие, иногда весь Ветхий Завет (Танах). Кстати, надо особо отметить, что термин «Ветхий Завет» — не выдумка христиан-беззаконников, а богодухновенный термин (2Кор.3:14).
Некоторые толкователи любят подразделять Закон на церемониальный и моральный (либо на какие-нибудь другие категории), но текст Писания не подтверждает такого подразделения. Термин «закон» почти всегда  используется в единственном числе (исключение Евр. 8:10, 10:16). С точки зрения авторов Нового Завета — это одно целое. Так Иаков (2:10) пишет о соблюдении «всего» закона. Мы видим, таким образом, что в Законе есть единство. Он не подразделяется на части. Мы действительно видим, что хотя какие-то заповеди относятся к морали, а другие к обрядам, но нет никакого библейского основания подразделять Закон на два или три Закона. Все заповеди должны были быть неукоснительно исполнены.
Во-вторых, Закон не был установлением древним и вечным. Авраам жил без закона Моисея и получал праведность от Бога не по Закону, а по вере. Закон был очень похож на временный карантин, служивший вполне определенным целям, среди которых нет цели — дать образец поведения на все века и времена. Очень хорошо об этом написал Павел: "Итак, к чему же Закон? Он был дан позже из-за преступлений, доколе не придет Семя, к Которому относится обещание, и предписан он чрез ангелов рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог — один. Итак Закон противен обещаниям Божиим? Отнюдь нет. Ибо, если бы дан был Закон, могущий оживотворить, - праведность была бы действительно от Закона; но Писание заключило всё под грехом, чтобы обещанное дано было верою в Иисуса Христа верующим. А прежде, чем придти вере, мы были заключены под стражей Закона в ожидании будущего откровения веры, так что Закон стал для нас детоводителем ко Христу, чтобы нам быть оправданными верою; а когда пришла вера, мы уже не под властью детоводителя" (Гал.3:19-25 пер. еп. Кассиана).
Мы видим здесь несколько важных замечаний относительно Закона Моисеева:
          Закон был добавлен к завету с Авраамом по причине преступлений. Закон — не основной способ общения с Богом. Он был добавлен в момент времени до определенного времени — до пришествия Иисуса Христа.
          Закон дан по причине преступлений, т.е. у него была цель хоть как-то ограничить зло и преступления. Об этом же говорится и в 1 Тим. 1:8-9. Закон дан для грешников, для нечестивых, дан в качестве препятствия для зла. В принципе любой гражданский и уголовный закон служит тем же целям.
          Закон дан до времени пришествия Христа (19 стих). Он не вечен и закончится с первым пришествием Семени Авраама — Иисуса Христа
          Закон дан через посредника (20 стих). Т.е. он ниже по статусу, чем Новый Завет, провозглашающий оправдание верой.
          У закона была временная цель — земные благословения для Израиля (21 стих). Об этих целях сообщает нам Моисей: «Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли, и завладели землею, которую с клятвою обещал Господь отцам вашим» (Втор.8:1).
          Закон охраняет от греха, внушая страх (23-25 стихи). Павел, обозначая Закон, использует слово παιδαγωγός (педагог). Но это слово в те времена вовсе не означало «учитель». Так назывался приставленный к ребенку слуга, провожавший его в школу и обратно и следивший за его поведением. Закон — не учитель, а сторож, охранник, который ограничивал нас, бил нас по рукам. И понуждал искать прощения грехов у Христа. Всякий ветхозаветный верующий должен был понять, что исполнить Закон невозможно и начать искать спасения в обещанном Мессии — Христе.
Похожая же мысль содержится в Рим.3:19,20 — Законом познается грех, Закон дан для того, чтобы обвинить в грехе все человечество. Закон — это не спасение, это смертный приговор для каждого человека. Именно поэтому Закон должен быть использован для благовестия о Христе. Закон — показывает греховность наших сердец. Этим он напоминает зеркало. Увидев в зеркале грязь на лице, человек захочет умыться и в будущем постарается хранить себя от грязи. Но невозможно умываться зеркалом и хранить себя от грязи, увешавшись зеркалами тоже глупо. Также глупо искать оправдания Законом и освящения при помощи Закона.
И другие тексты Писания сообщают нам, что Закон не предназначен для регламентирования жизни христиан Нового Завета. Хотя бы потому, что Закону должен был прийти конец. Закон показал нашу нужду в Искупителе, Христос оправдал нас не при помощи Закона, следовательно Закон (как Мавр в присловии) сделал свое дело, Закон может уходить…
Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. (Лук.16:16)
…потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего (Рим.10:4).
Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий (Деян.13:38,39).
А что Законом никто не получает оправдания пред Богом, ясно, потому что праведный верою жив будет. Закон же не от веры, но исполнивший его жив будет им. Христос искупил нас от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием, потому что написано: проклят всякий, висящий на древе, чтобы на язычников благословение Авраама пришло в Иисусе Христе, чтобы обещанного Духа мы получили чрез веру (Гал.3:10-14 пер. еп. Кассиана).
Здесь мы видим, что Ветхий Завет предлагает нам выбор: либо исполнить закон и жить (12 стих, согласующийся с Лев.18:5), либо жить по вере. Стать праведным по вере, как Авраам. Но в самом предложении исполнить Закон и тем самым оправдать себя содержится Божий сарказм. Народ Израильский самоуверенно когда-то заявил: «Все, что сказал Господь, исполним» (Исх.19:8). Но не смог исполнить обещанное. В Лев. 18:5 рассматривается лишь гипотетическая ситуация, так как никто из людей выполнить все требования Закона был не в состоянии. Бог намеренно дал такой Закон, чтобы сломить нашу гордыню, самоправедность и самоуверенность! Закон проклинал нас, грешников, нарушителей Закона. «…Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» (Гал.3:22).
В Ветхом Завете было две духовных реальности: благословение Авраама (оправдание верой) и проклятие Закона. Христос взял на Себя проклятие Закона. Что же осталось? Правильно! Оправдание верой. И никакого Закона для Новозаветных верующих.
В-третьих, мы должны рассмотреть толкование некоторых текстов Нового Завета, которым ошибочно приписывается значение, одобряющее исполнение заповедей Ветхого Завета христианами. Таких текстов немного:
1.       Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Матф.5:17-20).
В этой части Нагорной проповеди Господь заявляет о полной богодухновенности и неизменности заповедей Ветхого Завета. Но кто может исполнить Закон? Только Христос! Он пришел исполнить весь Закон, привести его к завершению (именно такое значение у глагола πληρόω в конце 17 стиха). Об этом же и сказано в Рим. 10:4. Конец закона — Христос, Он - завершение, кульминация закона. Он исполнил, завершил Закон! Поэтому в 19 стихе Господь говорит не о заповедях Ветхого Завета, а о заповедях Нового, изложенных в Нагорной проповеди: «…заповедей сих малейших». Т.е. Христос говорит, что не исполнять Его заповеди — это грех, который, впрочем, не лишает гражданства в Царстве Небесном, так как мы спасаемся Его праведностью. Христос здесь не говорит об исполнении Закона, так как сообщает, что праведности книжников и фарисеев недостаточно для того, чтобы войти в Царство Небесное. А кто же может выполнить закон лучше фарисея? Никто из людей! Только Христос!
2.       Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет (Лук.16:16,17).
Господь здесь не говорит, что новозаветные верующие все еще находятся под Законом. Он говорит, что Закон нельзя изменить. Поэтому лучше нам выйти из-под дамоклова меча проклятия закона и перейти в Царство Божие. Иначе неизменный Закон шандарахнет по нам всей мощью своего проклятия.
3.       Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра (Рим.7:12).
Закон действительно свят, т.е. он совершенно особенный и уникальный. Мысль Павла в 7 главе развивается так: закон привел к тому, что грех умножился (т.е. функция закона обнаруживать грех). В законе нет ничего плохого. Плохое находится в человеке. Через заповедь грех произвел в нас всякое пожелание. Грех обманул нас через заповедь. Но сам Закон свят. И здесь не говорится, что мы под Законом. Напротив, «…ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него…» (Рим.7:6).
4.       Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем (Рим.3:31).
Часто этот стих вырывают из контекста, но в нем ничего не говорится о том, что новозаветные верующие должны исполнять Закон. Мы действительно «ставим» Закон. Мы провозглашаем его важные функции — обличение во грехе и косвенный призыв искать праведности по вере во Христа. Именно об этом, а не о жизни под Законом говорит нам контекст.
5.       Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона (Деян.21:20).
Тут достаточно только одного беглого взгляда, чтобы убедиться, что некоторые предписания Закона какое-то время оставались важными для еврейской Церкви, так как неразрывно были связаны с культурой израильтян. И именно в миссионерских целях совершалось обрезание. Богословски оно было осуждено апостолами, но в целях приобретения иудеев для Христа еще практиковалось, пока не умерло в Церкви совершенно. Тут налицо принцип: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных» (1Кор.9:20). И никакого повеления для христиан соблюдать Закон.
В-четвертых, давайте посмотрим, что сделал с законом Христос?
1.       Христос исполнил Закон.
…Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Матф.5:17).
Он исполнил Закон вместо нас. Закон завершен после завершения миссии Христа.
2.       Христос сместил закон с центрального места и пригвоздил ко кресту.
...истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту (Кол.2:14).
Фраза «взял его от среды» означает «убрал с центрального места», но не просто передвинул, а прибил намертво к Своему кресту, убив, таким образом, Закон.
3.       Христос упразднил закон заповедей, состоящий из предписаний.
…упразднивший плотью Своей Закон заповедей, состоявший из предписаний… (Еф.2:14,15 пер. еп. Кассиана).
Перевод под редакцией епископа Кассиана здесь лучше передает значение греческого текста. Христос именно упразднил Закон.
В-пятых, давайте рассудим, к чему приведет нас исполнение Закона?
Если мы вдруг по какой-либо причине захотим исполнять Закон, то у нас не останется лазеек для полумер. Нам придется исполнять весь закон полностью. Постоянно. Каждую минуту исполнять все 613 заповедей. Иначе нас ждет проклятие: «А все, которые от дел Закона, находятся под проклятием; ибо написано: проклят всякий, кто не держится всего написанного в книге Закона, чтобы всё исполнить» (Гал.3:10. Пер. еп. Кассиана). Здесь сказано, что исполнять надо все и «держаться» этого, т.е. буквально «оставаться» (гр. ἐμμένω) в этом постоянно. И Иаков говорит, что проклятие ждет всякого, кто нарушит хотя бы одну из шестисот тринадцати заповедей: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем». (Иак.2:10). Напрасно я не нарушил заповедь о «непожелании» осла ближнего. Я нарушил ее, нарушив сотни других заповедей. Даже во времена Ветхого Завета не оставалось никаких шансов избежать проклятия Закона: «Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь» (Втор.27:26). И во времена Ветхого Завета надо было веровать в грядущего Христа, чтобы выжить, и в то время оправдание давалось только лишь по вере.
Христиане ни в коем случае не должны возвращаться под Закон. Об этом пишет Павел:
Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает все тесто. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. О, если бы удалены были возмущающие вас! (Гал.5:1-12)
Взгляните на последствия обращения к Закону:
          Обращение к закону несовместимо с благодатью (2 стих)
          Обращение к закону делает нас должниками (3 стих)
          Обращение к закону ведёт к отпадению от благодати (4-6 стихи)
          Обращение к закону мешает христианам духовно расти (7 стих)
          Обращение к закону умаляет значение Креста Христова (8-12 стихи)
o   Оно не может быть от Бога (Божье призвание непреложно — благодать Христа) (8 стих)
o   Оно отрицательно повлияет на все ваше богословие (9 стих)
o   Оно навлекает осуждение на проповедующего, независимо от его положения (10 стих)
o   Оно прекращает соблазн Креста, сводит на нет благодать и Крестную Смерть Христа. (11 стих)
О, если бы удалены были возмущающие вас! (Гал.5:12)
Все послание к Евреям написано с одной целью: не допустить, чтобы верующие во Христа вернулись к Ветхому Завету. Ведь тогда совершится самое страшное - не остается больше жертвы за грехи! (Евр.10:26)
Так стоит ли сомнительное удовольствие от веры в спасительность и обязательность обрезания или исключения из рациона свиного шашлыка ужасного результата — потери Христа?
В-шестых, все же надо сказать о ценности Ветхого Завета для христиан.
Важно помнить, что Ветхий Завет — это не только Закон. Мы просто обязаны, хотя и через призму учения Нового Завета, воспринять моральное учение притч и вдохновиться молитвами из Псалмов, и восхититься принципиальностью и верностью Богу пророков, и удивиться точности исполнения пророчеств, и научиться из образов, данных нам в назидание в повествованиях Ветхого Завета (А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. 1Кор.10:6), и умилиться гимну супружеской любви в Песни Песней, и оценить гениальный в своей дидактической ценности итог эксперимента, поставленного Экклесиастом, и в смирении замереть перед парадоксальной и пронзительной искренностью книги Иова.
И Закон Моисеев мы также должны использовать. Нет лучше способа обличить неверующих в грехе, чем перечислить им 10 заповедей из декалога.
Кроме того, если богословски согласиться с тем, что Закон закончен и упразднен, то некоторые предписания Закона, совершаемые не с целью приобретения праведности, могут стать великолепной миссионерской тактикой для служения евреям. Именно так поступают в мессианских еврейских общинах, достигая рассеянных чад народа Божьего.
В-седьмых,  мы должны понять, чем же христиане должны руководствоваться в своей повседневной жизни? Какими заповедями?
Мы все понимаем, что спасаемся мы не тем, что исполняем какие-либо предписания, а только благодатью Божьей. Но чем же нам освящаться? Какова этика Царства Божьего? Как принято поступать в Божьей семье?
Ответ прост: исполняй заповеди Нового Завета. Две наибольшие из них — повторение Закона:
Иисус сказал ему:  "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Матф.22:37-40).
Мы также должны жить по Духу, исполняя веления Живого Господа (которые впрочем для нашего удобства все равно записаны в Новом Завете).
Но главное помнить, что не эти поступки открывают нам доступ к Богу, а Жертва Христа и Его Кровь, омывающая наши грехи.
А если помнить об этом и не оправдывать себя исполнением закона, тогда можно и мяса какого-нибудь не есть и какую-нибудь субботу праздновать. А можно есть все и ничего не праздновать! Благодать!
Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе (Кол.2:16,17).
Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. (Гал.5:6)
где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол.3:11).
Не гордитесь своим обрезанием, но пусть и необрезание ваше не станет для вас идолом или пропуском в небеса!
И пусть воцарится в сердцах наших не закон, но Царь — Христос!
 
Павел Бегичев специально для www.protestant.ru

Темы этой статьи
Похожие статьи
Вербное воскресенье — преображение нашей немощи!
Па́вел Алекса́ндрович Бе́гичев— российский религиозный деятель (баптист, затемстарокатолик).митрополитАвтокефальн ой церковной провинции святого Михаила Архангела, член Патриаршего советаВсемирного совета национальных католических...
"То чего обычно протестанты не знают" №2
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
"То чего обычно протестанты не знают" №1
Проповедует:Павел Бегичев,ректор Международного Евангелического Института Святого Мефодия. Цикл видео-проповедей"То чего обычно протестанты не знают" — это про самую суть христианской веры. Это про то, от чего погибают черти...
Обращение Генерального Ординария ЕЛЦАИ
Обращение Генерального Ординария ЕЛЦАИ Его Высокопреосвященства Митрополита Павла Бегичева.
Памятник десяти заповедям
Арт-объект «Десять заповедей» в виде раскрытой книги с текстом из Библии, над которым парит голубь, установлен в самом центре поселка Доброславе Одесской области. Создатели объекта— скульптор Виталий Квак и кузнец Освальдо...
Как стать христианином – Христиане.ру