Средний российский христиан знает, о французских протестантах очень не много.
В основном знания заканчиваются на том, что они – это потомки гугенотов, сумевших сохранить свою веру даже после кровавой Варфоломеевской ночи.
И не многие знают, что сегодня во Франции, считающейся «старшей дочерью католической церкви», протестанты составляют чуть менее трех процентов населения. Они верны своей вере, хорошо организованы, динамичны и социально активны. Для сравнения в России чуть более одного процента.
Недавно во Франции были опубликованы результаты опросов общественного мнения, проведенные среди протестантов по заказу Протестантской федерации Франции, еженедельника «Реформа», газеты «Ля Круа» и еще трех специализированных агентств.
Главным итогом проведенных исследований стал вывод о появлении во Франции нового евангельского протестантизма.
Опрос показал, что один протестант из четырех еженедельно участвует в богослужении, один из трех читает дома Библию по меньшей мере один раз в неделю, почти каждый второй говорит, что он ежедневно молится.
Свидетельством духовного здоровья французского христианского меньшинства, считают иссследователи, является то, что 39% протестантов регулярно участвуют в жизни своих церквей.
Один из крупнейших знатоков французского протестантизма, социолог Ж.-П. Виллем, с удивлением костатирует, что вопреки классической схеме социологии религий, по которой чем верующий моложе, тем меньше у него религиозной практики, французские протестанты до 35 лет, вне зависимости от своих конфессиональных предпочтений, являются более набожными, чем их старшие братья по вере.
Исторически французский протестантизм является преимущественно лютеранско-реформатским, 56% респондентов заявили о своей принадлежности именно этой протестантской традиции. Однако результаты опроса выявили еще один полюс французского протестантизм- 30% опрошенных отнесли себя к евангельскому полюсу, включающему евангельские, пятидесятнические и харизматические церкви.
Различия между традиционным, лютеранско-реформатским полюсом и новым евангельским полюсом по некоторым аспектам не просто очевидны, но очень значительны.
Так например, всего 8-9% верующих лютеранско-реформатского направления ходят на богослужение еженедельно, тогда как среди евангельских христиан и пятидесятников эта цифра достигает 65%.
Разительный разрыв между цифрами участия в богослужении свидетельствует о таком феномене, как «переход от религии по наследству к религии по выбору». К такому выводу приходит исследователь Ж.-П. Виллем.
Основными причинами вступления в протестантизм, которые были указаны опрошенными французами, являются для членов лютеранско-реформатских церквей семейная традиция и свобода совести, а для евангельских христиан- Библия и способ выражения христианской веры.
Результаты исследования в конечном итоге подтверждают существенную важность обращения для членов евангельских церквей : 48% считают себя «обращенными», тогда как среди верующих лютеранско-реформатских церквей обращенными себя считают лишь 11%.
Следует отметить, что евангельские церкви привлекают к себе новых членов преимущественно из числа атеистов, тогда как лютеранско-реформатские церкви привлекают к себе прежде всего католиков.
По мнению многих специалистов выявленные тенденции развития французского протестантизма вполне вписываются в более широкий контекст процессов религиозной перекройки, происходящих в современном обществе, которое характеризуется возрастающим приоритетом индивидуального выбора.
Журналисты обратили внимание, что позиции различных протестантских тенденций по социальным вопросам практически совпадают.
А в политической сфере позиции протестантов в значительной степени аналогичная французам, придерживающимся светского мировоззрения.
Например значительное большинство протестантов (61% опрошенных) считает, что минареты и следовательно присутствие мечетей, не совместимы с идентичностью Франции, и только 36% из числа респондентов придерживаются противоположной точки зрения.
Практически расхождения во взглядах протестантов носят не столько политический, сколько этический характер: различия наиболее заметны по таким болезненным вопросам, как право на прерывание беременности, освящение однополых браков и право выбора момента своей смерти.
Главный редактор газеты «Ля Круа» Изабель де Голмин обращает внимание на наличие:
двух скоростей развития французского протестантизма- Церкви пожилых верующих, привязанных к ней семейными связями, и Церкви новых обращенных, более молодых, более практикующих, более молящихся и с более консервативными моральными и этическими убеждениями.
С ее точки зрения аналогичные процессы характерны и для других христианских конфессий.
Главный редактор также отмечает, что еще до недавнего времени считалось хорошим тоном снисходительно-пренебрежительно высказываться о новых евангелических церквях, появлявшихся на городских окраинах около 30 лет назад, и поспешно названных сектантскими, примитивными и даже фундаменталистскими.
Но сегодня эти церкви составляют уже 30% французских протестантов и динамизм их развития показывает, что в отличие от классических церквей им удается принимать людей без религиозного наследства, находящихся в поиске духовного смысла своей жизни.
При всех выявленных в ходе опросов различий среди верующих протестантских церквей Франции следует помнить, что они живут единой жизнью, что они слушают друг друга и умеют находить общие для всех позиции.
Развитие евангелического полюса во французском протестантизме не приведет к формированию двух протестантских миров. Прежде всего потому, что между различными церквями и объединениями протестантов Франции существуют и продолжают строиться множество мостов и переходов, да и просто в связи с тем, что в евангельских церквях много лютеран и реформатов.
Представляется, что многие вопросы, стоящие перед протестантскими церквями и объединениями Франции, уже давно созрели и для протестантских церквей России.
Давайте начнем их ставить и пытаться совместными усилиями находить необходимые для всех ответы.