Как бы ответственно государство ни подходило к своей функции регламентирования жизни граждан - управление механизмами жизнеобеспечения и заботы о благосостоянии населения, в полной мере самостоятельно оно не может решить задачу формирования жизненных ценностей человека.
Ведь в первую очередь государственная система призвана защищать права и традиционные ценности народа.
Вопрос формирования фундаментальных ценностей выходит за рамки полномочий и возможностей государства. Без наличия верных нравственных ориентиров в ментальности граждан страны, которые должны стать культурой и традицией народа, образование не может являться образованием в точном смысле этого слова. История показала, что как только вопрос воспитания нравственных ценностей выпадал из повестки образовательного процесса, для самого государства это заканчивалось трагедией. Дело в том, что государство может влиять на общество исключительно посредством регулирования исполнения правовых норм.
Правительство, министерства и ведомства определяют программы и курс обучения, наделяют полномочиями выпускников в соответствии с дипломами утвержденного образца, указывают права и обязанности преподавательского состава всех уровней, но всё это, к сожалению, не воспитывает в человеке личность, с определенным набором ценностей. Государство нуждается в силе, с которой могло бы взаимодействовать в достижении общей цели развития образования в самом широком смысле этого слова - не только передачи знаний и опыта, но и в воспитании личности человека с ценностями, способными сохранить нацию и привести ее к процветанию. Эта сила должна быть понятна для государства и не менее заинтересована в общем успехе.
Ведущую роль в подобном взаимодействии могут выполнить различные общественные организации, в том числе и традиционные религиозные организации страны, например, протестантские.
Много написано о том, какую роль протестанты сыграли в вопросе просвещения России, начиная ещё со времен основания династии Романовых.
Во второй половине 17 века в самой, казалось бы, просвещенной стране Европы Франции, бывшей законодательницей моды, языка, искусства, науки, при ярком и величественном монархе Людовике XI, власть всячески пыталась искоренить остаток гугенотов, состоявший, кстати, примерно из одного миллиона человек при общем населении страны около 18-20 миллионов. Доблестные мушкетёры Александра Дюма как раз занимались этим. «Мне не по душе эта дурацкая война, в которой французы убивают французов. А собственно из-за чего? Почему я должен убивать гугенотов, все преступление которых состоит в том, что они поют псалмы по-французски, а мы по-латыни?» - сказал мушкетер Портос.
Целые полки драгунов, рассыпавшись по Франции, истязаниями, а порой и мечом обращали протестантов в католичество. Драгунам разрешалось всячески унижать протестантов и уничтожать их имущество. Протестантам было воспрещено совершение богослужений, школы их были закрыты, пасторы изгнаны. Начались ссылки в галеры, конфискации имущества, и десятки тысяч несчастных людей бежали из страны. Толпы эмигрантов, целыми семьями перебрались в Россию. В это время страной правил второй царь из династии Романовых Алексей Михайлович - с 1645 по 1676 год. Историки отмечают, что его правление было более успешным, чем царствование его отца Михаила Фёдоровича. Внутренняя политика монархии по отношению к эмигрантам заключалась в том, что они в России не только получили полную свободу в отправлении богослужения, но и обеспечении личных и имущественных прав.
XVI - XVII века в Европе отличались беспощадной борьбой при помощи меча за веру против тех, кто верит иначе. Чаще всего этот меч в просвещенных странах Европы обращался против новых протестантских движений. В это же время, для бегущих в Россию ремесленников, торговцев, художников, простых крестьян создавались условия, при которых они могли хранить свою веру и делиться знаниями и опытом. Образованные протестанты-иностранцы - книжники, переводчики, печатники, люди из дворянского сословия занимали почётные должности в государстве, даже при самом дворе. Бывшие военнопленные обретали свободу и на новой родине развивали свое дело, становясь влиятельными, богатыми людьми.
Если в сороковых годах XVII столетия в Москве было до 1000 протестантских семейств, в 1673 году во всей России до 18000 человек, то в конце века во всей России было уже около 30000, а в Москве около 20000 человек. В лютеранских церквах богослужение совершалось на немецком языке, в реформатских – на голландском. Предоставляя протестантам религиозную свободу, русское правительство создало условия для того, чтобы протестанты из европейских стран вносили свой вклад в развитие России во многих областях её жизни.
XVIII век правления великих Петра и Екатерины отличался приглашением российскими самодержцами иностранцев протестантов на службу Русского государства, для освоения новых земель, передачи знаний и опыта. Примечательно, что первые четыре президента Российской академии наук с момента ее основания в 1724 году Петром I были протестантами по вероисповеданию.
Безусловно, подобная неслыханная автономия внутренней религиозной жизни протестантов в России была возможна при соблюдении условия полного исключения распространения своей протестантской веры среди подданных Империи на канонической территории православной церкви. Что, в большинстве своём за редким исключением, протестанты соблюдали. Понятность и предсказуемость для власти позволило протестантам сохранить свою идентичность и обогатить ею российскую государственность. Взвешенность внутренней политики верховной власти страны позволили органично вплести в жизнь народа России лучшее, что протестанты могли предложить.
Конечно, не все было гладко и идеально. История знает и печальные страницы религиозной жизни России, когда были гонимы и староверы, и «хлысты», и квакеры и даже православные в 20 столетии.
Тем не менее история зарождения и развития протестантизма в России отличается наличием взвешенной и мудрой политики в вопросе взаимодействия между государством и протестантской церковью. Протестанты обрели свое, российское национальное лицо, стали полноправной частью российского народа и исторически внесли серьёзный вклад в развитие государства. Особенно это касается образования как передачи самых передовых научных знаний и опыта, так и формирования в своих последователей ценностей, основанных на Священном Писании, которые уже много веков являются традиционными для нашего народа.
Важно отметить, что исторический вклад протестантов в российское образование спустя века логичным образом привел к тому, что, сегодня в 2023 году протестантская теология признана на государственном уровне. Кроме конфессиональных учебных заведений, которым протестанты всегда уделяли особое внимание, в России есть возможность получения теологического образования в светских вузах по профилю «протестантизм». Это очень большое достижение, которого не было прежде. Тем самым перед протестантскими верующими открылись новые возможности для получения не только конфессионального, но и светского теологического образования.
В День знаний желаем не останавливаться на достигнутом, а всегда стремиться к получению новых знаний и навыков. А главное, искать мудрости Божьей, о которой сказал в книге Притч мудрый Соломон: «Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй её, и она будет охранять тебя; люби её, и она будет оберегать тебя. Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени её, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец».
|
|
|
|
|