Протестантизм в Юго- Восточной Азии

В Юго-Восточной Азии во владения колониальных держав вклинилось когда-то могущественное королевство Сиам (ныне Таиланд). К востоку от него возникли французские колонии, названные впоследствии Французским Индокитаем, а англичане, западнее Сиама, захватили Бирму. В Бирме самым известным миссионером был Адонирам Джадсон, американский конгрегационалист, отправленный Американским советом представителей зарубежных миссий и по пути на миссионерское поле ставший баптистом. По примеру Кэри он вместе с женой перевел Писание на бирманский, тайский и другие языки. Они обратили немногих, но один из обращенных, Ко Тха Биу, впоследствии организовал движение массового обращения в своем племени каренов. В Сиаме, единственной стране Юго-Восточной Азии, которой удалось сохранить независимость, работали как католические, так и протестантские миссионеры. Их работа затруднялась кратковременными периодами преследований, но к концу века они сумели создать достаточно сильные церкви.

Жизнь Адонирама Джадсона — пример посвящения делу проповеди Евангелия. Когда он с женой переехал в Бирму, новым местом жительства молодой семьи, быстро освоившейся с местными обычаями, одеждой и языком, стал Рангун, огромный, грязный и перенаселенный азиатский город, где порой стояла пятидесятиградусная жара. Атмосфера в мощной буддийской державе была крайне тяжелой, труд – безрадостным. Энн организовала школу, написала по-бирмански простой катехизис, начала переводить Библию (Адонирам закончил полный перевод Нового Завета). Еженедельные собрания и занятия, буклеты, чтение Писания. И все же за 8 лет – лишь 10 обращенных бирманцев, за 12 – 18 человек. Страшной ценой. Первый ребенок Джадсонов родился мертвым (еще на судне, по недосмотру акушерки), другой в восемь месяцев умер от тропической лихорадки.

Джадсонам оказывали помощь другие миссионеры, в основном англичане, но они оказались некомпетентными, что создало почву для конфликтов и стало еще одним тяжелым испытанием. Но настоящие бедствия были впереди.

В 1821 г. после многих лет противоречий вспыхнула война между Бирмой и Англией. Адонирама обвинили в шпионаже в пользу англичан и бросили в камеру смертников. Темное и сырое подземелье кишело паразитами, Адонирам был закован в кандалы и прикован к стене, каждый вечер его подвешивали за ноги. Его тело покрылось грязью и язвами, одежда превратилась в лохмотья. Энн, снова беременная, обивала пороги чиновников, умоляя освободить мужа. Через восемь месяцев после его ареста она появилась в тюрьме с маленьким свертком на руках. Это была их новорожденная дочь Мария. С великим трудом женщине удалось вывести мужа из депрессии и уберечь от голодной смерти. Она смогла также сохранить в тайнике бесценное сокровище – рукопись бирманского перевода Нового Завета, за которой, пытаясь уничтожить все материалы миссии, буквально охотились бирманские полицейские и солдаты.

Через несколько мучительных месяцев, в ноябре 1825 г., Адонирам, наконец, был освобожден британскими войсками. Британский генерал чествовал Джадсонов как героев. Но вскоре Энн (которой было всего 36) и ее крошечная дочь умерли от тропической лихорадки. Исповедник пережил тяжелейший нервный срыв, в результате которого он чуть не потерял не только служение, но и жизнь. Но ему еще предстояла четверть века служения и подвига.

Филиппины были завоеваны и колонизированы испанцами гораздо раньше, и к началу XIX века население там стало в основном католическим. Но пример испанских колоний в Америке пробудил надежды на независимость, которая была провозглашена в 1896 году. Два года спустя в результате испано-американской войны Испания уступила Филиппины Соединенным Штатам. Это не остановило борьбу за независимость, продолжавшуюся до 1946 года, когда острова стали наконец независимыми. Во время борьбы против испанского владычества католическая церковь была инструментом в руках колониального правительства, и это привело к созданию Филиппинской независимой церкви, на которую впоследствии оказал влияние протестантизм, в результате чего она еще больше отошла от католичества. Протестанты пришли на острова в период американской оккупации, но к 1914 году созданных ими там церквей было еще мало.

Индонезия, первоначально колонизированная португальцами, к началу XIX века находилась в основном в руках голландцев. Голландская Ост-Индская компания, которая до 1798 года отвечала за проведение колониальной политики, к миссиям относилась враждебно. Поэтому энергичные усилия по работе с коренным индонезийским населением предпринимались главным образом в XIX веке. Христиане в Нидерландах подвергали резкой критике коррупцию колониальных властей и откровенную эксплуатацию местных жителей, и в 1870 году были приняты определенные меры по исправлению положения. Тем временем английский авантюрист Джеймс Брук провозгласил себя раджой в Сараваке. Он сам и его преемники Чарлз и Винер Бруки приглашали на свои территории миссионеров в надежде, что они улучшат положение дел в сфере образования и медицинского обслуживания. Они также поощряли иммиграцию китайских христиан. Таким образом, к концу XIX века число христиан в Индонезии значительно возросло.

К востоку и югу от этих стран располагались земли, смутное представление о которых европейцы имели еще с XVI века и которые привлекли внимание англичан благодаря экспедициям капитана Джеймса Кука, совершенным с 1768 по 1779 год. Самые крупные из них, Австралия и Новая Зеландия, были вскоре колонизированы англичанами, создавшими там церкви, подобные тем, которые существовали у них на родине. Коренные жители Австралии и маори в Новой Зеландии уничтожались европейскими иммигрантами и гибли от принесенных ими болезней, поэтому церкви протестовали против жестокого отношения к ним и их эксплуатации. В Новой Зеландии в таких движениях, как Хау-Хау и Рингату, древние традиции маори сочетались с христианскими учениями и стремлением к справедливости и защите своих прав. Широкой поддержкой среди маори эти движения продолжали пользоваться и в XX веке. Более мелкие острова Тихого океана поначалу привлекали внимание авантюристов и мечтателей. Затем там появились миссионеры. Наконец, когда после 1870 года началась безумная колониальная лихорадка, на сцену вышли великие державы. К концу века на каждый из этих островов претендовало то или иное иностранное государство. К тому времени большинство населения Полинезии стало христианским, и церкви уже были почти на всех островах Меланезии и Микронезии. Имя Христа еще не было донесено лишь до самых отдаленных мест - таких как внутренние районы Новой Гвинеи.

В странах Юго-Восточной Азии в наши дни христианство уверенно отстаивает свои позиции. Во главе этого движения традиционно стоят протестантские церкви.

Как стать христианином – Христиане.ру