Владимир Пудов: "Харизматы есть в каждой конфессии…"

О том, как выстраиваются отношения лютеранских церквей с иными христианскими конфессиями, в том числе, евангельскими...

Источник: www.invictory.org

О том, как выстраиваются отношения лютеранских церквей с иными христианскими конфессиями, в том числе, евангельскими, мы попросили рассказать президента Генерального Синода Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания - Владимира Сергеевича Пудова.
- Расскажите о структуре евангелическо-лютеранской церкви в России, кто определяет внешнюю стратегию и есть ли какие-то документы, формирующие ее отношения с другими конфессиями?
- К евангелическо-лютеранским церквям в России относятся пять независимых Централизованных религиозных организаций – Евангелическо-Лютеранских Церквей. В состав каждой входит от 15 до 150 приходов. Единого центра между этими Церквями нет. Каждая самостоятельно выстраивает отношения, как с другими евангелическими церквами, так и другими конфессиями. Организационно эти Церкви также устроены по-разному. Есть епископальные Церкви, где все руководство церковью (и духовное, и административное) сосредоточено в руках Епископа. А есть Церкви, где эти две функции разделены: есть Епископ, и есть Президент Генерального синода. Официальный глава – это президент генерального синода. Есть лютеранские Церкви, правда, это уже не в России, где совсем нет Епископа, а всеми вопросами ведает президент Церкви. Он же ведает административным служением, а духовное руководство осуществляет Епископ.
Если возникают какие-то разногласия между Епископом и Президентом, то для их разрешения создана Консистория – это высший церковно-административный орган. Высшим же органом власти является Генеральный Синод Евангелической лютеранской церкви.
Общую координацию действий лютеранских церквей в мире осуществляет Всемирная лютеранская федерация, но подобных документов она никогда не принимала.
-Есть какие-то критерии: с какими христианскими конфессиями можно дружить, а с какими нет?
- Говоря о выстраивании отношений с христианскими конфессиями, мы всегда стараемся придерживаться принципа: искать то, что нас объединяет, а не разделяет. Ведь все мы называем себя "христиане", все мы верим и признаем искупительную силу Иисуса Христа. На этих простых принципах и выстраивается наш диалог. Сразу скажу, мы не являемся ревностными сторонниками экуменизма. Христианских церквей много: православные, католические, евангельские, евангелические. И за каждым из этих названий кроется особая смысловая нагрузка. Каждая церковь имеет духовную и историческую ценность, а следовательно, должна сохранить свою самоидентификацию. Но диалог между нами необходим, только он позволяет сохранить братские отношения и при этом не ущемить свою индивидуальность. Мартин Лютер в свое время утвердил такую формулу: «Каждая церковь является истинной».
- Что это значит?
- Истинная церковь – это та, где верно преподается таинство и правильно растолковывается Слово. Исходя из этого принципа, мы и строим свои отношения со всеми другими конфессиями.
- Возможно, вам доводилось слышать выступления так называемых «сектоведов», которые говорят о непримиримости традиционных протестантов: лютеран, кальвинистов, англикан к харизматическому движению. Что вы скажете на этот счет?
- Харизматы, в нашем понимании, это те, кто делают упор на эмоциональном, экзальтированном восприятии действия Духа Святого. Я не вижу греха в подобном рвении при условии соблюдения таинств веры и сохранения благочестивой жизни. Их ревность, на мой взгляд, не противоречит Священному Писанию и вполне допустима. Более того, харизматы (ревнители) всегда были и есть в любой христианской конфессии. Конечно, они присутствуют и в лютеранских церквах.
Если говорить о практике говорения на иных языках, так называемых голоссалиях, то в большинстве лютеранских церквей немецкой традиции это не используются, но они относятся с пониманием, так как это не противоречит Слову Божьему. Повторюсь, для нас, лютеран самым важным является отношение к таинствам: крещение детей и вечеря (мы свято веруем, что в Святом Причастии человек получает истинное Тело и Кровь Господа), а также соблюдение норм благочестивой христианской жизни.
- Несколько неожиданно. Означает ли, что сегодня очевиден некоторый дрейф богословия евангелической церкви в сторону евангельского?
- Не соглашусь с Вами, скорее наоборот. Особенно, на мой взгляд, это актуально для пятидесятнических церквей. Например, в нашей общине много бывших пятидесятников. Я думаю, что тенденцию сегодняшнего Богоискания можно было бы сформулировать так: «от евангельства к евангеличеству». Мне нравятся пятидесятнические служения. Это очень яркие проповеди, вдохновенное музыкальное поклонение, наверное, это то, чего не достает нам, традиционным лютеранам. Но проблема всех позднепротестантских конфессий в том, что зачастую эта эмоциональность переходит к «показушной обрядности». Такое происходит вследствие отсутствия глубинного богословия, которое есть у евангелических церквей. Как правило, те, кто уверовали в евангельских церквях, ревностно познали Бога, но на чувственном уровне. Теперь же им нужна духовная база, основа для их религиозной жизни. Это как раз то, что есть в традиционном лютеранстве.
- Еще вопрос: две основные ветви Лютеранства: немецкая евангелическая лютеранская церковь и скандинавская церковь Ингрии: как складываются отношения между этими конфессиями?
- Я бы сказал, что это две конфессии, это две разные традиции: немецкая и скандинавская. Чтобы понять глубину их различия, необходимо обратиться к истории: 31 октября 1517 г. в Виттенберге местный священник Мартин Лютер не собирался создавать новую конфессию. Цель его реформационных тезисов, как профессора и священнослужителя – вернуть католическую церковь к чистоте Евангелия. Возможно, он и сам не ожидал тех последствий, к которым приведут его выступления. В дальнейшем, так уж случилось, что в Германии Лютера не поддержал ни один католический епископ, а в Швеции поддержали. Более того, вся католическая церковь вместе с епископами перешла в протестантизм. Отсюда у церквей скандинавской традиции большую роль в жизни Церкви играет Епископ. У нас в ходу пословица: «Где община, там и епископ», у них с точностью до наоборот: «Где епископ – там и община». Отсюда и значительные различия между немецкой и скандинавской моделями структуры церкви, различная обрядовость, одеяния, ход богослужения. При этом мы прекрасно понимаем, что ни скандинавская, ни немецкая традиция на вопрос спасения не влияет. Если говорить о диалоге, то он выстраивается не между традициями, а между отдельными церквями и общинами. И в этом я вижу фундаментальный принцип протестантизма: сама церковь определяет, что она принимает, а что нет. Я могу привести такой пример: отношение к женскому руководству в церкви. Какого-то определяющего документа на эту ситуацию нет. Многие церкви как немецкой, так и скандинавской традиции к женскому руководству в церкви относятся терпимо, в церквах же Аугсбурского исповедания это невозможно. Однако, такое понимание не мешает нам выстраивать диалог с церквами, где женщина несет пасторское служение.
- Расскажите, есть ли сегодня какой-то диалог между лютеранской и православной церковью?
- С Русской православной церковью лютеран связывает общая многовековая история. Еще со времен Ивана Грозного повелось, что на Русь приглашали в качестве мастеров людей самых разных профессий, от карабелов до военных офицеров для службы в армии. По национальности это были французы, немцы, датчане, голландцы. Обязательным условием было, чтобы они были профессионалами своего дела, но и по вполне понятным причинам, в первую очередь старались приглашать людей, исповедующих евангелическую веру. Первая лютеранская община в Москве появилась в 1559 году, а первая лютеранская церковь была построена в 1572 году. По подсчетам историков ¾ всех приехавших в Россию до революции были лютеране. До революции на территории России проживало 1, 5 млн. человек, исповедующих лютеранство, и это без учета жителей, проживающих на территории современной Прибалтики и Финляндии. По численности, Лютеранство было второй по величине и значимости конфессией после Русской православной церкви. Достаточно вспомнить, что кафедральный собор ЕЛЦ «Святых Петра и Павла», которому недавно исполнилось 100 лет, до революции в простонародье назывался офицерской церковью. Вообще, до 1917 года в Москве было две крупных лютеранских церкви: одна была купеческая, куда ходили торговые промышленные люди, а вторая - офицерская. Ведь в Российской армии было много немцев, и почти все они были лютеране. Более того, сегодня это почему-то предано забвению, но ведь Российский император по Конституции 1832 года возглавлял не только русскую православную, но и лютеранскую церковь.
Сегодня мы стараемся выстраивать с Русской православной церковью конструктивный диалог. В частности мы поддерживаем многие инициативы, выдвигаемые Московским патриархатом, в частности инициативу преподавания в школах Основ православной культуры, а также внедрение в вооруженные силы института капелланства. Для нас не является проблемой, если в каких-то неординарных ситуациях военнослужащих-лютеран будут окормлять православные священники.
- Для координации действий и выстраивания братского диалога создан Совет глав протестантских конфессий, в который вошли руководители баптистского, пятидесятнических и адвентистского объединений. В качестве наблюдателей на заседаниях Совета присутствуют лютеранская церковь Ингрии и объединение ЕЛЦ «ЕЛКРАС». Каково ваше отношение к этой структуре, считаете ли вы возможным собственное участие в ее работе?
- Отношение к данной структуре, конечно, положительное. Диалог всегда полезен, тем более на таком уровне. Я внимательно слежу за работой координационного Совета. Что касается участия в его работе представителей ЕЛЦ Аугсбургского исповедания, то могу сказать следующее: нас туда не приглашали, а мы не просились. В перспективе, я такой возможности не исключаю.
- Как происходит распространение лютеранства в России?
- Есть целые регионы, где после 70 лет безбожия не осталось ни одной лютеранской церкви. Мы приезжаем в такие города, посещаем немецкие общества и объявляем о начале своей деятельности. По такому принципу наши церкви родились в Рязани, в Воронеже, в Моршанске (Тамбовской области), Владимире, Ижевске, да и многих других городах.
- Создание новых церквей не является ли прозелитизмом на канонической территории Русской православной церкви?
- Нет, ведь поле нашей деятельности представляют, в основном, потомственные немцы,финны, латыши, эстонцы или те, кто в результате Богоискания, сам пришел к лютеранству.
Прозелитизм – это активная проповедническая деятельность, которая больше присуща евангельским церквям, а не евангелическим. Ведь что происходит: многие иностранные евангельские пасторы приезжают сюда, как в Африку, где необходимо обращать языческие племена. Но ведь Россия с ее 1000 летней христианской традицией – это совсем не Африка.
С другой стороны, не хочу обидеть православных верующих, но они должны согласиться с тем, что есть процент людей, которых по каким-то причинам не устраивает РПЦ. Эти люди с удовольствием находят себя в лютеранстве. Если человек сам ищет и находит то, что ему нужно – это не прозелитизм, это его выбор.
Наша задача заключается в том, чтобы помочь заблудшим обрести мир с Богом. При этом мы не говорим, что мы здесь единственные, кто имеет спасение. Спасение есть и в Православной, и в баптистской, и в пятидесятнической церкви. Мы это понимаем и признаем. У нас есть даже такая шутка, в которой много правды: если какой нибудь лютеранин говорит, что спасение человек найдет только в лютеранской церкви, то этот человек не лютеранин.
Беседовал Эдуард Ананьев
Советуем посмотреть
Генеральный секретарь РЕА “Ситуация с Украиной: что можно сделать? Взгляд из России."
Конфликт между Россией и Украиной стал трагедией, затрагивающей жизни миллионов людей. Как христианин и генеральный секретарь Российского евангельского Альянса (РЕА), я глубоко...
Почему я верю №9
«Почему я верю» — программа, в которой священнослужители и просто известные люди отвечают на этот, с одной стороны, понятный, а с другой – очень личный вопрос. Они делятся...
«Мы вместе, это одна большая семья»
Интервью российского президента Владимира Путина американскому журналисту Такеру Карлсону вызвало колоссальный интерес во всём мире. Вопросы важности религиозных убеждений и...
Интервью со служителем №4
В мире, где погоня за успехом, признанием и деньгами зачастую является главным смыслом жизни, есть люди, которые посвятили себя служению Богу и церкви. «Интервью со служителем»...
Интервью глобального директора международного движения мира ВЕА
Генеральный секретарь Российского Евангельского Альянса (РЕА) Виталий Кириллович Власенко берет интервью у глобального директора международного движения мира и примирения Всемирного...
Как стать христианином – Христиане.ру