Главная>Новости>Аналитика>К христианской повестке дня...

К христианской повестке дня...

К христианской повестке дня...
Христианская повестка дня есть ОПРАВДАНИЕ БУДУЩЕГО
17.09.2012

 

Автор: Исполнительный секретарь Евангельского Собора, Руководитель отдела богословия РОСХВЕ пастор Михаил Дубровский
 
Вот уже некоторое время назад мы задумались о том, что "должна быть сформулирована и включена в интеллектуальный оборот Христианская повестка дня России ".
 
В качестве исходного тезиса мы предположили, что подлинно христианская повестка дня есть ОПРАВДАНИЕ БУДУЩЕГО.
 
При этом под оправданием понимается не соглашение со всем, что несет нам будущее, а выявление в этом будущем той ПРАВДЫ БОЖЬЕЙ, которая в этом будущем, безусловно есть. 
 
Христианская повестка дня - это не внутренняя повестка дня Церкви или христианского сообщества, не вопросы, которые волнуют христиан. Это - взгляд христиан на те проблемы, которые стоят перед обществом, попытка предложить их решение из христианского мировоззрения.
 
Время от времени мы возвращаемся к этой теме, поскольку считаем, что если мы сможем предложить действительно христианскую повестку дня, это повлияет на будущее не только России. Собравшись для подготовки саммита Глав протестантских церквей, мы еще раз затронули эту тему.
 
Наш краткий мозговой штурм в преддверии саммита показал следующие:
А. Нужно сформулировать краткие тезисы, которые рамочно задавали бы эту повестку
Б. Эти тезисы надо продвигать в информационном пространстве
В. По мере этого продвижения они будут проблематизироваться и дорабатываться
 
Есть версия, что христианская повестка дня должна отвечать на три основных вопроса:
1. Место России и ее миссия в мире. Здесь нужен ответ, какое место Россия занимает в общемировой картине, какую специфическую роль она призвана сыграть. Есть версия, что Россия представляет собой особую цивилизацию (наравне с западной, восточной, исламской, ...), но надо понять эту особенность
2. Место каждого человека в стране. Тут должен быть ответ на вопрос, зачем я живу в этой стране
3. Почему нам нужно быть вместе. Иными словами, в чем смысл единства столь разных народов на столь большой территории
 
Мы исходили из того, что христианская повестка дня должна давать ответ на вопрос о СМЫСЛЕ существования страны, человека, общества. И эти ответы должны быть даны из сердца Евангелия, тем самым делая Радостную Весть понятной людям.
Было бы интересно обсудить, на какие еще вопросы должна отвечать христианская повестка дня. Принимаются предложения. Пока же - наша первая попытка дать ответ на эти вопросы. Подход был такой: эти ответы можно увидеть в нашей истории как характерные черты, но часто - сильно искаженные. При этом они должны быть сформулированы так, что звать людей не в "светлое прошлое", а в интересное будущее.
 
Первая сборка выглядит так:
1. Роль России - открыть новые возможности в сложном многополярном мире.
В этот тезис укладывается Северная цивилизация, стремление к фронтиру и т.п. Христианский образ этого в нашей исторической памяти - стремление к иной - Святой Руси, поиск подлинного бытия.
В России было сделано немало открытий, но внедрены они часто не здесь. Мы можем войти в новое, но плохо умеем его осваивать и технологизировать. Мы любим идти в неизвестное: новые территории, новые пространства. Потому, например, космос.
Миру необходима цивилизация, которая способна открывать иное. Иначе мир быстро осваивается, унифицируется и заканчивается. Россия (русская цивилизация) может стать именно таким полюсом. Основной фактор влияния - культура (не политика и не экономика).
При этом традиционно Россия искала свое место в мире через противопоставление себя другим, фактически, через поиск образа врага. Христианская повестка дня требует иной постановки вопроса: каково место России в сложном и многополярном мире, как части этого мира.
 
2. Россия - место, где человек может стать собой.
Раскрытие образа Божьего, реализация потенциала, призвания, творчество и со-творчество с Богом в поиске иного/нового. Поиск воли вместо юридической свободы. Стремление к правде, а не к правам человека.
Россия как пространство, где человек может найти и реализовать возможность для творчества, в котором, собственно, это иное/новое и создается. Пространство эксперимента, как технологического, так и гуманитарного. Здесь нет дорог, есть направления. Дорогу каждый прокладывает свою. Вместо данности - заданность. Решая задачу человек становится собой, выявляя тот образ, который заложен Творцом.
Традиционно для России - воспринимать человека как средство, а не как цель. Многократно человек приносился в жертву неким "высшим" интересам. Мы ставим цель - раскрытие в человека образа Творца. Человек - не цель и не средство, цель - раскрытие через жизнь и деятельность человека замысла Творца в этом мире.
 
3. Единство и богатство страны - в ее разнообразии.
Конфессиональном, культурном, региональном, национальном, etc.
Единство в разнообразии - евангельский принцип. Настоящие единство возможно только при наличии различий. Многообразие необходимо для творчества и обретения себя - только встречаясь с другим мы можем стать собой.
При этом для России свойственно идти по пути упрощения и унификации. В то время как история показывает, что такое упрощение всегда было пагубным и для целостности страны, и для ее богатства.
 
Это, конечно, первая попытка подойти к решению задачи. Буду благодарен за содержательную критику и проблематизацию...
Продолжение следует...

 

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
I-я восточноевропейская конференция богословия труда
В г.Осиек (Хорватия)прошла конференция, посвященнаябогословию труда. Организатором мероприятия выступила организация Central and Eastern European Association for Mission Studies (CEEAMS) (Ассоциация Центральной и Восточной Европы,...
"Десятина" у протестантов - это ориентир, а не обязанность
Вопрос: Правда ли, что в протестантских церквях все обязаны сдавать в церковь 10 процентов зарплаты? Я слышал, что в Европе даже прямо сразу из зарплаты вычитают эти 10 процентов... (Платон Обручев, Зеленоград). Неверно...
Почему евангельские христиан не отказываются служить в армии
Вопрос: Правда ли, что евангельские верующие (пятидесятники, адвентисты, баптисты) отказываются служить в армии, брать в руки оружие и приносить воинскую присягу? (Руслан, Казань) Отвечает руководитель отдела богословия...
«Вера и труд: христианская миссия и лидерство в профессиональной деятельности»
8-9 сентября 2016 г. в Санкт-Петербургском Христианском Университете состоится богословско-практическая конференция «Вера и труд: христианская миссия и лидерство в профессиональной деятельности», в которой примут участие священнослужители...
Какого числа Пасха у протестантов России
Вопрос: Правда ли, что протестанты в России празднуют Пасху вместе с католиками, а не с православными? (Сергей, Мытищи) Ответ: Нет, это неправда. В целом, действительно, протестанты живут погригорианскому календарю....
Как стать христианином – Христиане.ру