«Эти люди, рабы Бога Всевышнего, которые возвещают вам путь спасения»
Деяния Апостолов 16,17
Апостолам встретилась женщина, имевшая редкий дар – она могла предсказывать будущее. Этот дар у неё, как считали многие, был не иначе как от Бога, и поэтому приходили к ней за помощью.
Женщина не принадлежала себе. Она была служанкой. Во-первых, у нее были господа, которые зарабатывали на её способности предсказывать, во-вторых, она «имела дух Пифона» (Деян. 16,16).
Получается, что она жила не своей жизнью. И в материальном, и духовном мирах за неё принимали решение её хозяева. Так бывает и в нашей с вами жизни, когда решения за нас принимают другие: люди, страсти, а случается что и… духи.
Она «имела дух Пифона». Пифон, согласно одной из легенд, имя змея (дракона), персонажа древнегреческой мифологии, которого убил Аполлон и на месте победы над ним основал храм. Впоследствии со всей Греции в это святилище к прорицателям стали приходить люди, чтобы узнать свое будущее.
Традиция прорицания упоминается и в Ветхом Завете. Уже в Пятикнижии описаны девять обычаев хананеев, от которых Моисей предостерегает израильтян (Втор.18,9-14). Одним из таких обычаев было обращение к прорицателям, к тем, кто с помощью толкования примет, знаков и общения с духами предсказывали будущее.
Казалось, что женщина не делает ничего дурного, помогает людям «своим даром» и приносит заработок хозяевам. И даже апостолов она вроде бы называла уважительно. Почему же апостол Павел запретил ей называть их «рабами Бога Всевышнего»?
В церковной традиции сохранилось понимание поступка апостола.
Во-первых, ученик Христов прекрасно понимал, кто именно говорил через женщину.
Во-вторых, апостол Павел отделяет церковную традицию от языческой, поскольку, «если бы Павел принял свидетельство этого духа, - замечает святитель Иоанн Златоуст (347-407), - то он прельстил бы многих и из верующих, потому дух и решился возвещать о делах апостолов, чтобы устроить свои, и снисходительностью Павла воспользоваться для погибели других». Злая сила часто желает заручиться поддержкой Церкви, прикрываясь её именем.
Вот почему и в наше время важно научиться отделять христианство от того, кто им прикрывается.
В-третьих, дух Пифона «своим исповеданием, - замечает православный библеист А.П. Лопухин (1852-1904), - предлагает как бы опору евангельской проповеди». Однажды так уже было. Лукавый предлагал свою помощь Господу, искушая Его в пустыне, предлагая опереться на здравый смысл, опереться на чудо, опереться на власть…
В-четвертых, выражение «рабы Бога Всевышнего» для греков звучало не иначе как «рабы Зевса». Чтобы преодолеть эту двусмысленность, апостол Павел освобождает её от духа прорицания «именем Иисуса Христа» (Деян. 16,18) «Не именем Зевса, - пишет Джон Стотт (1921-2011), - не именем неизвестного Бога. Апостол Павел призывает спасение в жизнь этой женщины, обращая внимание именно на Иисуса Христа».
Апостол, по промыслу Божию, возвращает этой женщине её значимость. Она, оставаясь служанкой в социальном смысле, становится свободной внутренне, получив свыше самостоятельность во взгляде на окружающий мир и на саму себя. Она почувствовала вкус свободы, оказавшись в пространстве спасения. Прежде она только лишь говорила о спасении, теперь она оказалась в числе спасенных…
Как это важно. В своей внутренней, духовной жизни быть свободным. Быть свободным и нужным. У колумбийского писателя, лауреата Нобелевской премии Габриэля Гарсиа Маркеса, есть замечательные слова: «Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты - весь мир». Человек есть образ Божий. Мы с вами - Его мир. Часто обезображенный и искаженный, но видимый и принимаемый Им. Бог не равнодушен к нам. Хотя, глядя на жизнь этой женщины до её встречи с апостолами, в этом можно было бы усомниться. Какое дело Богу до этой женщины, служанки, прорицательницы, проводницы зла?! Столько лет жить, не принадлежа себе. Но всё наверстывается, всё возвращается сторицею, всё исцеляется, всё обретает свой смысл, когда пр
оисходит встреча с Ним…
История о служанке обрывается на девятнадцатом стихе: «Господа её увидели, что у них теперь больше нет надежды на доходы» (Деян. 16,19). Пожалуй, это главный стих в сегодняшнем новозаветном чтении. Стих не только про деньги…
Автор: Igor Malin
|
|
|
|
|