"И по этой причине приложите все старания,
чтобы укрепить свою веру добродетелью,
добродетель — знанием..."
(2Пет.1:5)
Если вера укрепляется и растет, благодаря добродетели, доблести, стремления к лучшему и отказу от серости и посредственности, то чем укрепляется сама добродетель?
Как можно воспитать в себе это качество?
Апостол говорит, что добродетель укрепляется через ЗНАНИЕ. Причем, знание тут - это γνωσις.
О каком знании идет речь?
С одной стороны, γνωσις - это тайное знание гностиков, не доступное непосвященным.
С другой - глагол с тем же корнем используется и выше (и вообще является одним из ключевых слов в этом послании), но там речь идет о познании Бога в смысле глубоких личных отношений с Ним!
Учитывая, что это послание направлено против ложных учений (которые вполне могли скрываться по маской "тайного знания"), апостол, возможно, сознательно использует такую двусмысленность, некоторую игру слов, чтобы показать, что подлинное знание - это познание Бога, отношения с Ним. Иными словами, это и есть та драгоценная вера, которая живет в наших сердцах.
При этом очевидно, что это знание имеет и рациональный аспект (в противном случае, цепочка "вера -> добродетель -> знание" сразу замыкается). Мы должны не просто стремиться к высшей почести, у нас должно быть понимание, что это означает. Вера требует понимания!
Что, в свою очередь, означает, что для подлинного возрастания в вере нам просто необходимо РАЗБИРАТЬСЯ с тем, ВО ЧТО и ПОЧЕМУ мы верим.
Без этого вера быстро вырождается в банальное суеверие, что можно часто наблюдать в церквях - не только исторических, но и вполне современных. Бездумное принятие "авторитетных утверждений", отказ от попыток разобраться, на чем эти утверждения основаны, запрет на собственные поиски, страх сомнения - все это наносит вере намного больше вреда, чем атеизм и постмодернизм, взятые вместе!
Автор: Руководитель отдела богословия РОСХВЕ, пастор Михаил Дубровский