Главная>Новости>Аналитика>Возрождение соборности как условие и перспектива евангельского движения

Возрождение соборности как условие и перспектива евангельского движения

Возрождение соборности как условие и перспектива евангельского движения
Новые точки активности, мало связанны с официальными конфессиональными структурами
02.11.2012

Можно сказать так: мы наблюдаем рождение новой (меж)церковной ситуации, альтернативной по отношению к традиционным церковным историям и структурам.

Эта новая картина церковной жизни может быть названа экуменической, интегрированной в социальную реальность, ориентированной на будущее

В последние годы на религиозной карте постсоветского пространства появились новые точки активности, мало связанные с официальными конфессиональными структурами. Движение "За здоровую Церковь", "Школа без стен", ассоциации христианских школ, профессиональные объединения христиан-медиков, журналистов, ученых, студентов, бизнесменов и проч., развивались своими собственными маршрутами, не совпадая с привычным конфессиональными делением. Возникало много вопросов, как это связано с Церковью, было ли на то благословение церковных предстоятелей, не размывает ли это границы и устои. Вопросы остались, а движение идет.

Можно сказать так: мы наблюдаем рождение новой (меж)церковной ситуации, альтернативной по отношению к традиционным церковным историям и структурам. Эта новая картина церковной жизни может быть названа экуменической, интегрированной в социальную реальность, ориентированной на будущее.

Именно экуменизм является условием активной и авторитетной позиции Церкви в обществе, а также достойного места в тревожном, но отнюдь не безнадежном будущем. Почему после неудач экуменизма в прошлом веке мы вынуждены вновь вернуться к этому слову, вновь внести его в повестку дня? Потому что у Церкви нет иного выбора, если она желает быть послушной словам Христа о единстве (Иоан. 17:21) и любви (Иоан. 13:35) и апостольским увещаниям хранить единство духа в союзе мира (Еф. 4:3).

Конечно, экуменизм должен быть осмотрительным и строиться вокруг Христа, а не церковно-политических проектов. К тому же он должен быть трезвым в оценке возможностей и перспектив, с доверием и смирением оставляя будущему то, что недостижимо здесь и сейчас (Еф. 4:13).

Без межцерковного общения и взаимодействия разделенная Церковь будет терять авторитет в глазах постхристианского общества, а повестку будущего будут формировать другие, безразличные к христианству общественные силы. Мы должны признать, что перспектив нет ни у одной из христианских конфессий, кто-то уйдет в историю, а проще говоря, умрет, быстрее, кто-то медленнее. Перспективы не у частей, а у целого. И у тех движений, которые эти части связывают, соединяют, примиряют, восстанавливая в них и из них картину целого.

Одной из ошибок экуменического движения прошлого века я вижу отсутствие идей, механизмов, опыта соборной работы в Церкви. Экуменизм был элитарным и политическим. Декларации, принимаемые в обществе руководителей церковных объединений, высоколобых теологов и тонких политиков, не оказывали влияния на уровне поместных общин, даже не проникали туда. Экуменизм сверху не был дополнен экуменизмом снизу, массовым низовым движением, распространяющимся среди общин и включающим в свою работу обычных, рядовых прихожан. Экуменические общины и встречи "просто христиан" были и остались редкостью, но их востребованность только возрастает. Для того, чтобы пережить опыт экуменической общинности, приходит ехать во Францию.

Соборность – то, чего не хватало экуменизму. Соборность оживляет не только руководство Церкви, но и все тело общины, привлекая к решениям, обязывая к участию. наделяя правами и ответственностью за общее дело Церкви каждого ее члена.

Одной из форм, в которых воплощается соборность, может быть Собор – общая встреча представителей поместных Церквей, где обсуждаются назревшие вопросы богословского характера (вопросы церковного устройства, догматические, социально-богословские, культурно-богословские и проч.). Но без соборности не будет Собора. До собора соборность уже должна быть – как качество общинной жизни, как внутренняя культура поместных Церквей.

Возрождение соборности, полноценных связей между частями и членами целого, самой атмосферы общинной жизни нужно считать условием развития, направляющим принципом и перспективой евангельского движения.

 

Автор: Исполнительный секретарь Евангельского Собора, Руководитель отдела богословия РОСХВЕ пастор Михаил Дубровский

По материалам первой богословской конференции "От греков к варягам"

 

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
I-я восточноевропейская конференция богословия труда
В г.Осиек (Хорватия)прошла конференция, посвященнаябогословию труда. Организатором мероприятия выступила организация Central and Eastern European Association for Mission Studies (CEEAMS) (Ассоциация Центральной и Восточной Европы,...
"Десятина" у протестантов - это ориентир, а не обязанность
Вопрос: Правда ли, что в протестантских церквях все обязаны сдавать в церковь 10 процентов зарплаты? Я слышал, что в Европе даже прямо сразу из зарплаты вычитают эти 10 процентов... (Платон Обручев, Зеленоград). Неверно...
Почему евангельские христиан не отказываются служить в армии
Вопрос: Правда ли, что евангельские верующие (пятидесятники, адвентисты, баптисты) отказываются служить в армии, брать в руки оружие и приносить воинскую присягу? (Руслан, Казань) Отвечает руководитель отдела богословия...
«Вера и труд: христианская миссия и лидерство в профессиональной деятельности»
8-9 сентября 2016 г. в Санкт-Петербургском Христианском Университете состоится богословско-практическая конференция «Вера и труд: христианская миссия и лидерство в профессиональной деятельности», в которой примут участие священнослужители...
Какого числа Пасха у протестантов России
Вопрос: Правда ли, что протестанты в России празднуют Пасху вместе с католиками, а не с православными? (Сергей, Мытищи) Ответ: Нет, это неправда. В целом, действительно, протестанты живут погригорианскому календарю....
Как стать христианином – Христиане.ру